ТИП ПРОЕКТА: просветительский, познавательный, развивающий. По профилю знаний: межпредметный проект. По характеру координации: с открытой координацией. По уровню контактов: на уровне ДОУ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: долгосрочный. Сентябрь 2019 – июнь 2020. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, педагоги доу, родители.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Актуальность. Работая с детьми раннего возраста, мы ежегодно сталкиваемся с проблемой их адаптации к условиям детского сада. Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает очень болезненно. Ведь поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, что приводит к необходимости адаптироваться к новым условиям жизни, устанавливать социальные связи. Когда ребенок первый раз приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми.
Дошкольное учреждение первым открывает пред ребенком мир социально общественной жизни. Известно, что смена социальных отношений представляет для ребенка значительные трудности. Тревожное состояние , эмоциональная напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий. Многие дети становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми.
Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением игровой и речевой активности, и серьёзно сказывается на здоровье ребенка.
В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо - резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Малыш часто болеет, что связано в первую очередь с нежеланием ребенка идти в детский сад. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют.
Прием новых детей в группу связан с некоторыми трудностями и для воспитателей. Это связано с тем, что в группу сразу приводят нескольких новичков, постоянно нуждающихся во внимании и ласке. Это не позволяет воспитателю обеспечить необходимый контакт с детьми, найти правильный подход к ним.
Ежегодно мы задавались вопросом, как облегчит адаптацию маленьких детей, что применить для организации успешной адаптации. Наблюдая за малышами на совместных со старшими дошкольниками прогулках, мы заметили, что малыши с интересом смотрят на старших ребят, а порой и по собственной инициативе подходят к ним, начинают общаться, и старшие дети не отталкивают малышей, проявляют элементы заботы и внимания.
Мы решили для организации успешной адаптации малышей использовать технологию волонтерства старших дошкольников, основываясь на том, что дети раннего возраста не воспринимают старших детей как «чужих взрослых», как «угрозу себе».
Объединившись с педагогами детей старшего дошкольного возраста, мы приняли решение разработать и реализовать проект «Вместе весело играть».
НОВИЗНА ОПЫТА заключается в том, что создание волонтерского движения предполагается в условиях детского сада с целью организации успешной адаптации детей раннего возраста.
ИДЕЯ ПРОЕКТА: Создание волонтерского движения детей приведет к более активному формированию у дошкольников социально - значимых личностных качеств, таких как, милосердие, ответственность, самостоятельность, инициативность, умение сотрудничать в команде.
ГИПОТЕЗА: Привлечение старших дошкольников к организации жизни детей раннего возраста в детском саду существенно облегчит процесс их адаптации к условиям детского сада и будет способствовать формированию культурно – гигиенических и социально-коммуникативных навыков.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
В России волонтерство в современном понимании начало формироваться только конце 80-х начале 90-х гг. ХХ века. Сегодня оно отражено в таких документах: Конституция РФ (1993 г.), Гражданского кодекса РФ (1995г.), Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995 г.), Закон РФ «Об общественных объединениях» (1995 г.), проект Федерального Закона «О филантропии, меценатстве и волонтерстве», Концепция "содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества", которые разработаны Союзом благотворительных организаций России.
Волонтер (фр. volontaire - доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность. Волонтерская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.
Отмечено, что вопросы воспитания социальной активности личности всегда были в центре внимания отечественной педагогики. Идеи о воспитании общественной активности подрастающего поколения отражены в трудах А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко. Современные теоретико - методологические подходы к развитию социальной активности молодежи отражены в работах М.И.Рожкова, в отечественной науке появляется все больше исследований, в которых явление социальной личности рассматривается в контексте социализации (М.В.Поддубная, М.В.Демиденко и др.)
Ведущие современные психологи, педагоги, социологи и философы считают, что молодежная добровольная общественная деятельность сегодня не только поможет решить многие социальные проблемы общества, но и способствовать развитию социально - значимых качеств молодежи, формированию у нее активной жизненной позиции.
Исходя из анализа, можно сделать вывод, что вопросам волонтерства, общественной активности детей школьного и подросткового возраста литературе уделяется достаточное внимание. Учебно – методическая литература, направленная на развитие волонтерского движения в дошкольном возрасте отсутствует.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Разработать и внедрить комплекс педагогических мероприятий, обеспечивающий участие старших дошкольников в процессе адаптации малышей к условиям дошкольного учреждения, в процессе формирования культурно-гигиенических и социально – коммуникативных навыков детей раннего возраста.
ЗАДАЧИ:
1. Проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу по вопросу организации волонтерского движения в ДОУ.
2. Определить возможные способы участия старших дошкольников в процессе адаптации малышей к условиям дошкольного учреждения, в процессе формирования культурно-гигиенических и социально – коммуникативных навыков детей раннего возраста.
3. Создание такой ситуации развития, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших детей к младшим.
РЕСУРСЫ: Материальные: Компьютер (работа с документами), музыкальный центр.
Информационные: - Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);
- Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);
- Федеральный закон «Об образовании»
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);
- Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. ;
- Федеральный закон от 01.01.01 г. «Об общественных объединениях»;
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. » О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
- Программа развития МБДОУ № 105.
- Примерная Основная Общеобразовательная программа «От рождения до школы » под редакцией Вераксы, Комаровой Социальные: дети, родители, педагоги. ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: сентябрь 2019 – июнь 2020 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Для детей старшего дошкольного возраста:
- участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
- они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
- Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
Для детей раннего возраста: Научить малышей терпимости, умению уступать; облегчить адаптацию и социализацию детей раннего возраста в коллективе. Воспитание культурно – гигиенических навыков. Усвоение младшими дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе. Развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта.
Для педагого Расширить представление о волонтерском движении у детей, педагогов детского сада, родителей воспитанников; сформировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности. Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно – нравственного воспитания детей.
Для родителей: Привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ. Приобщение детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Не бояться воспитывать детей добрыми и милосердными.
ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА I. этап – подготовительный
Сроки: 01 сентябрь – 15 сентября 2019.
Цели: Социально-психологическая подготовка волонтеров.
Мероприятия: .Обсуждение и утверждение проекта «Маленькие волонтеры». Проведение анкетирования родителей, выступление на родительском собрании логопедической группы с беседой «Растим волонтера». Определение состава волонтерской группы .Совместно с детьми разработка правил волонтерского движения и атрибутов. Подбор и чтение художественной литературы. II. этап – основной Сроки: 15 сентября – июнь.
Цели: Внедрить комплекс педагогических мероприятий с детьми по организации волонтерского движения. III. этап – итоговый Сроки: июнь
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
• Подведение итогов
• Выставка совместных поделок.
• Оформление результатов проекта.