Конспект НООД по теме «Кострома – наш общий дом» для детей подготовительной к школе группе
Цель: формирование представлений о Костроме, как многонациональном городе.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять и расширять представление о городе Костроме.
- Дать детям знания о многообразии народов, проживающих на территории Костромы.
- Формировать у детей интерес к народам, проживающим на территории города Кострома.
- Познакомить с особенностями разных народных культур.
- Познакомить детей с народным фольклором, сказками, народными играми.
Развивающие:
- Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к своему городу, чувства гордости за свой родной город.
- Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
Оздоровительные
- Активизировать двигательную активность детей.
Предварительная работа:
Беседы: «Мой дом – Россия», «Страна в которой мы живем. Природа Костромы», «Народные промыслы», «Народный костюм», «Народные праздники».
Чтение сказок народов России (Русские народные сказки, цыганские, армянские, азербайджанские, украинские, чувашские, татарские).
Заучивание пословиц и поговорок о дружбе, о дружбе народов.
Разучивание подвижных игр народов России: «Вестовые» (якутская н.и.); «Ручеек», «Горелки», «Золотые ворота» (русские н.и.); «Липкие пеньки» (башкирская н.и ), «Тимербай» ( татарская н.и), «Платочек» (мордовская н.и.) и др.
Ход НООД
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, в каком городе мы с вами живем?»
Дети: «Мы живем в красивом старинном русском городе – в Костроме».
Воспитатель: «Ребята, а где находится наш родной город?»
Дети: «Кострома расположена на берегу реки Волга , недалеко от нашей столицы - Москвы».
Воспитатель: «Правильно, ребята! Кострома – это областной центр, крупный речной порт».
Воспитатель: «А кто же основал нашу Кострому?»
Дети: «Город был основан князем Юрием Долгоруким».
Воспитатель: «А чем знаменита Кострома?»
Дети: «В городе огромное количество храмов, монастырей, древних построек и других исторических памятников. Кострома входит в маршрут Золотого кольца России».
Воспитатель: « Ребята, а какие достопримечательности нашего города знаете вы?»
Дети: «Ипатьевский монастырь, пожарная каланча, памятник Ивану Сусанину, музей деревянного зодчества, гауптвахта».
Воспитатель: «Правильно, ребята! А еще Кострома богата своими людьми! Костромичи – это добрые, отзывчивые, скромные люди. Кострому и Костромскую область населяют, в основном, русские люди. Но вместе с русскими на территории Костромы и Костромской области проживают и другие народы: армяне, татары, чуваши, азербайджанцы, цыгане, украинцы. Все люди нашего города проживают вместе, трудятся во благо нашего города, дружат и ходят друг к другу в гости. Ребята, а как зовут людей проживающих рядом?»
Дети: «Соседи!»
Воспитатель: «Правильно, ребята! Это наши соседи. А как нужно вести себя с соседями?»
Дети: «Здороваться при встрече, нельзя соседям мешать жить, работать и отдыхать, нельзя сплетничать, подглядывать за ними, вламываться к ним домой».
Воспитатель: «Правильно, ребята! Нельзя другим людям мешать жить, но вместе мы можем учиться, играть, отмечать праздники».
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: «Ребята, вы слышите? К нам кто-то стучится! Пойдемте встречать наших гостей!»
Дети вместе с воспитателем идут открывать дверь. За дверями стоят куколки в национальных костюмах: русском, украинском, армянском, азербайджанском, чувашском и татарском, цыганском.
Воспитатель: «Ребята, да это же наши соседи! Давайте встречать их!»
Дети вместе с воспитателем берут куколок и рассаживают их на кукольные диванчики.
Воспитатель: «Посмотрите, дети, какие красивые платья у наших гостей! Давайте поближе познакомимся с нашими гостями, с нашими соседями?»
Дети: «Давайте!»
Воспитатель: «Ребята, а как вы думаете, а на каком языке говорят наши гости? У русских язык…(какой?)
Дети: «Русский!»
Воспитатель: «А у цыган?»
Дети: «Цыганский».
Воспитатель: «А у азербайджанцев?»
Дети: «Азербайджанский».
Воспитатель: «А на каком языке говорят украинцы?»
Дети: «Украинском»
Воспитатель: «А какой язык у татар?»
Дети: «Татарский»
Воспитатель: «А у армян?»
Дети: «Армянский!»
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Если вы хотите поздороваться по-армянски, то нужно сказать: «Барев дзез!», а, если по-цыгански, то «Бахталэс!», а если по-татарски, то «Исэнмесез!», ну, а, если захотите поздороваться с чувашем, то нужно сказать: «Ыра кун!»
Воспитатель: «А посмотрите, дети, какие красивые костюмы у наших соседей! У каждого народа свои национальные костюмы. Сейчас я предлагаю вам поиграть в одну игру. Называется она «Составь пару». Вам нужно правильно подобрать элемент народного костюма и составить пару с нужным костюмом»
На экран выведена игра «Соедини элемент с национальным костюмом».
Дети подбирают элемент к костюму.
Воспитатель: «Молодцы, ребята! А сейчас наша соседка – куколка-татарка приглашает поиграть с ней в
национальную татарскую игру «Хлопушки»
Игра «Хлопушки»
На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20—30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх.
Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:
Хлоп да хлоп — сигнал такой:
убегу, а ты за мной!
С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.
Правила игры.
Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.
Воспитатель: «Ребята, а еще у наших соседей красивые, зажигательные танцы. Сейчас наши куколки познакомят вас со своими народными танцами!»
Показ видео с танцами "Калинка" - русский народный танец, "Башмачки" - татарский народный танец и т.д.
Дети знакомятся по своему выбору с двумя – тремя национальными танцами.
Воспитатель: «Ребята, а давайте и мы порадуем наших гостей и споем все
вместе русскую народную песню «Во поле береза стояла»?»
Дети вместе с воспитателем исполняют русскую народную песню «Во поле береза стояла».
Воспитатель: «Народы нашего города дружбой сильны.
Дружба и братство лучшее богатства».
Пальчиковая игра
Разных народов большая семья,
(вертят ладошки, шевеля пальцами)
И этим гордиться должны мы друзья
(ладони в «Замок» поднимаем пальцы)
Костромой зовется общий наш дом,
(из ладошек делаем крышу дома)
Пусть будет уютно каждому в нем.
(ладони прижаты друг к другу)
Любые мы трудности вместе осилим
(потираем кулачки друг об друга)
И только в единстве сила России.
(поднимаем руки вверх и раскрываем ладони)
Воспитатель: «Итак, ребята, какие народы проживают на территории Костромской области?»
Дети: «Украинцы, татары, чуваши, цыгане, азербайджанцы, армяне и многие другие».
Воспитатель: «Чтобы жить нам всем в одном городе, строить и развивать нашу Кострому, мы должны с уважением относиться друг к другу, чтить и уважать традиции других народов. И тогда у нас у каждого будет больше друзей».
Воспитатель: «Ребята, а сейчас я предлагаю вам пройти к вашим столам и нарисовать понравившуюся вам куколку-соседку в ее национальном костюме».
Дети идут к столам и рисуют девушек в национальных костюмах.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД на тему: Зима для детей подготовительной группы
Беседа в детском саду с детьми подготовительной группы. История города Иркутск
Беседа с детьми подготовительной группы ДОУ. Вятская ярмарка увлечений
Конспект организации НОД в подготовительной группе детского сада «Первоуральск – мой родной город!»
Похожие статьи:
Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе