Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Факторы, влияющие на преодоление трудностей развития у детей»
Все свойство нашей психики, нервной системы и тела всегда генетически заданы и всегда формируются в обучении, но если не будет запроса, востребованности извне, никакой (даже самый выдающийся) генетический потенциал никогда не будет реализован.
Уникальность мозга состоит в том, что в нем хранится весь накопленный в предшествующих поколениях архив способов поведения. Мозг хранит различные способы взаимодействия человека со своими внутренними состояниями и окружающим миром.
Но так бывает, что у конкретного ребенка может произойти какой-то сбой в программе развития, обусловленный трудностями внутриутробного развития, родовой травмой или хроническими заболеваниями.
Важно знать, что память мозга обладает громадными ресурсами компенсации преодоления трудностей. И она, мощнее любой возникшей актуально травматической ситуации. Значит, наша задача — сделать все возможное, чтобы мозг вспомнил, как он должен правильно развиваться. То есть приложить усилия к тому, чтобы довести уровень развития любого ребенка до максимально доступного для него уровня.
Уважаемые педагоги, позвольте вам напомнить, что
психологическое развитие ребенка происходит одновременно по трем линиям, соединяющимся в единое целое.
Перечислим их:
1. Развитие нервной системы
2. Развитие психических процессов
3. Развитие различных систем организма.
Процесс развития начинается внутриутробно, по единому плану, в содружестве. В системе триединства «мозго- психо-тело».
Так, например,
источниками речевого развития являются:
1) сенсомоторные координации;
2) ритмология и вокализация;
3) обогащенная во всех возможных модальностях сенсорная среда;
4) постоянные активные коммуникации ребенка с его взрослым окружением и т. д.
И пространственные представления формируются иерархически, надстраиваясь друг над другом. Они
проходят в своем развитии три этапа:
1) внутреннее и ближнее пространство, ограниченное возможностями нашего тела;
2) внешнее пространство, с которым мы взаимодействуем с помощью восприятия (зрения, слуха, обоняния и т. д.) и движения;
3) речевое «квазипространство», то есть абстрактные понятия («высоко—низко», «слева—справа», «зима после осени» и т. п.), отображающие наглядные пространственные представления.
Из перечисленного видно, что для получения оптимального результата сопровождения ребенка с особенностями должны быть развиты все уровни и формы высших психических функций.
Все высшие психические функции формируются в процессе развития на базе становления подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий. Центральная роль подкорковых структур связана, прежде всего, с реализацией общей энергетики организма, психосоматического баланса и психомоторных координаций.
Чем бы мы ни занимались, у нас должны оптимально работать системы энергоснабжения и базовые сенсомоторные интеграции. Как известно, сенсомоторный этап развития — самый первый и важный в жизни ребенка. Поэтому так важно уделять большое внимание психомоторному развитию (координациям, дыханию, растяжкам и иным психотехникам).
Постоянное, планомерное использование этих методов не только стабилизирует состояние подкорковых структур мозга. Одновременно активируются, инициируются подкорково-корковые связи, различные структуры коры головного мозга и межполушарные взаимодействия.
Понять, что именно западает у ребенка, какой этап развития слабо сформирован. И, помочь ребенку, опираясь на комплексный подход, когда все; врачи, педагоги, специалисты и родители работают над решением одной задачи – преодоление трудностей развития. Это залог успеха.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для воспитателей младших групп детского сада
Консультация для воспитателей детского сада. О роли игры для дошкольников
Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду
Как привлечь внимание детей