Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Тренинг для воспитателей детского сада по работе с родителями

Тренинг. Родительские встречи «Про счастье»
Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов и психологов посредством тренинга для профилактики СОП (семьи находящиеся в социально опасном положении).
Задачи:
- Создать атмосферу взаимопонимания и взаимной поддержки, получить поддержку аудитории.
- Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
- Способствовать пониманию причин и психологических особенностей отклоняющего поведения детей, находящихся в неблагополучных условиях.
- Помочь сознать свою позицию в общении с детьми из неблагополучных семей.
Ожидаемые результаты:
1. Снятие психоэмоционального напряжения, улучшение навыков коммуникации.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области профилактики СОП.
3. Практическое освоение педагогами методов и техник в предлагаемом тренинге.
4. Рост мотивации участников мастер-класса к участию профилактической работе с СОП.
Оборудование и материалы:
- Доска или флипчарт
- 4 пластиковых стаканчика.
- Белая и красная фасоль
Аудитория тренинга: родители, воспитатели, психологи.
Форма проведения тренинга: групповая.
План тренинга:
1. Вступительное слово ведущего.
2. Проведение тренинга:
1) Вступительная часть;
2) Основная часть;
3) Заключительная часть.
4. Анализ работы с педагогами.
5. Рефлексия участников.
***
1. Вступительное слово:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а так же семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение или жестоко обращаются с ними. Если Семье (ребенку) не оказать своевременную комплексную социальную помощь, то нерешенные проблемы могут привести к нарушению прав ребенка, опасности для его жизни (здоровья), психологической травме и/или, как следствие, девиантному поведению.
Поэтому важно обучиться методам профилактической работе с неблагополучными семьями. Предлагаю принять участие в роли родителей в тренинге, родительской встречи «Про счастье».

Родительские встречи «Про счастье»
Добрый день, уважаемые родители. Я психолог детского сада, Наталья Николаевна, рада вас приветствовать на очередной встрече. Кто-то был уже на подобном мероприятии, кто-то присоединился недавно. Давайте познакомимся поближе.
Начнем мы с притчи: Древняя притча "Счастье"
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
- Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
- Представьтесь и скажите, почему Бог так поступил?
……
- Да, верно, у каждого свой вариант счастья. А как вы думаете почему?
…..
-Да, верно от многого зависит счастье человека. И об этом мы будем говорить сейчас подробнее…
2) Основная часть.
Упражнение «Андрейка и Бориска»
Прошу каждого подумать, на какую букву А или Б, быстрее и приятнее всплывают в памяти слова? Прошу сесть за стол, с соответствующей буквой А или Б. У кого не появилось никаких слов займите места, так, что бы уравнять количество людей в группах.
На блокноте (доске, флипчарте) записать для всех групп:
- Что я знаю о мире сейчас?
- Что я знаю о взрослых?
- Что я знаю о самом себе?
Фантазирование.
1. Чудесный весенний день. В родильном доме практически одновременно родились два малыша. В обоих случаях роды прошли без осложнений, и малыш Андрей, и малыш Борис появились на свет крепкими малышами, известив громким криком мир о своем прибытии. Оба чувствуют себя хорошо.
Вопрос ведущего:
- Андрей и Борис, что вам сейчас известно об окружающем вас мире?
Вариант достоверного ответа:
- Андрею и Борису почти ничего не известно об окружающем их мире.
2. Роды прошли при участии квалифицированных медицинских работников, которые заявили, что вы (то есть, новорожденные) совершенно здоровы. О вас заботится медицинский персонал роддома.
По мнению доктора, вы сможете стать взрослыми с нормальным уровнем интеллектуального развития.
Однако после выписки из родильного дома вы попадете в разные семьи.
Андрей, ты первый ребенок молодой супружеской пары, которая очень хотела малыша. У них немного денег, но они согласны пойти на определенные жертвы, чтобы мама смогла оставаться дома и заботиться о тебе. Они, как могли, подготовились к встрече: дома тебя ожидает отдельная комнатка с подержанной (но очень крепкой и совершенно безопасной) кроваткой. Твоего рождения с нетерпением ожидали множество близких и дальних родственников, которые прислали игрушки.
Борис, ты тоже родился в семье молодоженов, но они в последнее время часто ругаются друг с другом. Кроме того, они не собирались обзаводиться детьми, и беременность стала для них полной неожиданностью. Их родственники почти ничем им не помогают. Тем не менее, они тоже ожидали твоего появления на свет. Они приобрели подержанную кроватку, купили столько одежды, сколько могли себе позволить.
- Прошу обсудить в подгруппах (не более 5 мин.), какой, и в каком объеме, опыт на этом этапе, получат мальчики и обозначить решение, положив в стаканчик соответствующую фасоль. Красную – отрицательный, белую – положительный.
3. Как и все новорожденные дети, вы полностью зависите от своих родителей во всем, что касается удовлетворения ваших физических потребностей. В силу этого вы естественно к ним привяжетесь, даже если они не смогут (или не захотят) удовлетворять эти потребности в полном объеме.
Андрей, ты проголодался, и – как любой другой голодный ребенок – начинаешь ощущать напряжение и дискомфорт и выражаешь свое негодование плачем. Твои мама и папа немного нервничают из-за их новых обязанностей, но они стараются, уделяют тебе много внимания, и как могут удовлетворяют твои потребности. Они быстро учатся распознавать, когда тебя нужно кормить, и когда тебе нужно поменять подгузник. Сейчас ты плачешь, потому что голоден, и твоя мама приходит и кормит тебя. Напряжение и дискомфорт исчезают. Ты глядишь маме в глаза и видишь, что она улыбается. В другой раз ты плачешь, потому что мокрый, и твой папа меняет подгузник тебе. Ты чувствуешь себя сухо и комфортно, при этом ты устанавливаешь зрительный контакт с твоим отцом, который улыбается и разговаривает с тобой.
Вопросы ведущего:
- Малыш Андрей, что ты узнаешь о мире сейчас?- Что ты узнаешь о взрослых?
- Что ты узнаешь о самом себе?
Вариант достоверного ответа:
Андрей узнал о том, что:
Мир – это хорошее место, он добрый. Взрослые это люди, которые делают так, чтобы он мог снова себя хорошо чувствовать, они всегда удовлетворяют его потребности. У Андрея развивается чувство доверия к взрослым. Он может доверять взрослым и быть довольным собой. У него доброе отношение к самому себе.
Борис, ты тоже проголодался, но твои родители с трудом справляются со своими многочисленными обязанностями, и у них просто «едет крыша». Более того, они решили покурить «травку», потому что раньше это помогало им расслабиться. Тебе уже давно хочется есть, и ты испытываешь напряжение и дискомфорт, связанные с чувством голода. Ты плачешь, но на твой плач никто не реагирует. Ты начинаешь плакать громче и, наконец, появляется мама. Она кормит тебя, но взгляд у нее какой-то отрешенный – она почти на тебя не смотрит, но, в конце концов, ей удается дать тебе хоть немного еды. Она кладет тебя назад в кроватку немного резко, и ты снова начинаешь кричать. На этот раз она закрывает дверь и оставляет тебя одного. Ты плачешь до тех пор, пока не устанешь и не уснешь.
Вопросы ведущего:
- Малыш Борис, что ты узнаешь о мире сейчас?
- Что ты узнаешь о взрослых?
- Что ты узнаешь о самом себе?
Вариант достоверного ответа: Борис узнал о том, что; Мир непонятен. Взрослые это люди, которые не всегда удовлетворяют его потребности, даже важные. Он узнает, что не может зависеть от взрослых в отношении заботы о нем. Его не всегда ценят, о нем не всегда заботятся.
- Прошу обсудить в подгруппах (не более 5 мин.), какой, и в каком объеме, опыт на этом этапе, получат мальчики и обозначить решение, положив в стаканчик соответствующую фасоль. Красную – отрицательный, белую – положительный.
4. Проходит некоторое время, и оба ребенка научились ползать.
Андрей, ты проявляешь естественное любопытство и любишь ползать по дому. Если тебя вдруг одолевает страх перед неизвестным, ты всегда можешь вернуться обратно и найти своих родителей, которые всегда готовы тебя успокоить. Иногда они выручают тебя из беды еще до того, как ты понял, что тебе грозит опасность.
Вопросы ведущего:
- Малыш Андрей, что ты узнаешь о мире сейчас?- Что ты узнаешь о взрослых?
- Что ты узнаешь о самом себе?
Вариант достоверного ответа: Андрей узнал о том, что Мир это безопасное место. Ему можно доверять и безопасно исследовать. Взрослые это люди присматривают за детьми и создают им безопасную обстановку. Они всегда рядом. Дети хорошие и приятные для окружающих.
Борис, твоя мама часто оставляет тебя под присмотром соседки, которая попросту «заточает» тебя в манеж, оставляя одного играть перед телевизором, чтобы ты не мешал ей заниматься своими делами. Дома ты начинаешь ползать по квартире, но родители не всегда следят за тем, где ты, и чем ты занимаешься. Однажды ты потянулся к чашке, которая стояла на краю стола, и перевернул ее на себя. Оказалось, что она была наполнена горячим кофе. Ты серьезно обжёгся, и тебя пришлось везти в больницу. В больнице специалист заметил, что ваша мама пьяна, и сообщил об этом в органы защиты детства, имя твоей мамы занесли в картотеку «потенциальных нарушителей».
Вопросы ведущего:
- Малыш Борис, что ты узнаешь о мире сейчас?
- Что ты узнаешь о взрослых?
- Что ты узнаешь о самом себе?
Вариант достоверного ответа: Борис узнал о том, что Мир небезопасное место. Исследование окружающего мира может привести к плачевным последствиям. Взрослые люди могут не смотреть за детьми или не быть в состоянии помочь им. Это заставляет детей отказаться от желания исследовать окружающие предметы, и развитие детей может задержаться. Дети могут пораниться, когда двигаются. Это заставляет детей отказаться от желания исследовать окружающие предметы, и развитие детей может задержаться.
- Прошу обсудить в подгруппах (не более 5 мин.), какой, и в каком объеме, опыт на этом этапе, получат мальчики и обозначить решение, положив в стаканчик соответствующую фасоль. Красную – отрицательный, белую – положительный.
5. Продолжайте фантазировать.
Андрей, твои родители с удовольствием играют и разговаривают с тобой с того самого дня, когда тебя привезли из родильного дома. Они поют тебе песни, повторяют производимые тобой звуки и читают тебе детские книжки. У тебя красочные игрушки разных форм, которые ты можешь брать и передвигать. Твои родители показывают тебе, что ты можешь с ними делать, они радуются, когда ты сам учишься чему-нибудь. Они приходят в полный восторг, когда тебе удается произнести нечто, напоминающее слова «мама» и «папа». Они повторяют эти звуки, затем ты повторяешь их к их заметному удовольствию. Очень скоро ты начинаешь понимать, что «мама» – это звуки, обозначающий твою маму, что произнесение приводит к тому, что она оказывается рядом. Родители подходят к тебе всякий раз, когда вы повторяете эти звуки – "мама" или "папа".
Вопросы ведущего:
- Малыш Андрей, что ты узнаешь о мире сейчас?
- Что ты узнаешь о взрослых?
- Что ты узнаешь о самом себе?
Вариант достоверного ответа:
Андрей узнал о том, что: Жить в этом мире приятно. Взрослые учат его и поощряют желание учиться. Улыбки больших людей подталкивают его к исследованию мира к тому, чтобы пробовать новое. С ними интересно. Андрей учиться развивать свои когнитивные, речевые, социальные и физические навыки. Он считает себя умным и сообразительным.
Борис, сейчас твой папа вынужден сидеть с тобой дома, потому что недавно он потерял работу. Как и соседка, он нашел очень простое решение проблемы присмотра за тобой – он просто засунул тебя в манеж и ушел в другую комнату. Когда ты плачешь, он начинает кричать и обзываться. Два или три раза он подошел к манежу и толкнул тебя так, что ты не устоял на ногах. Ты часто играешь в одиночку и стараешься никого не беспокоить. У тебя есть игрушки, но часто ты играешь один, и никого не интересует, что ты с ними делаешь.
Вопросы ведущего:
- Малыш Борис, что ты узнаешь о мире сейчас?
- Что ты узнаешь о взрослых?
- Что ты узнаешь о самом себе? Вариант достоверного ответа: Борис узнал о том, что: Мир небезопасное место. Ему не стоит доверять. Исследование окружающего мира может привести к плачевным последствиям. Не стоит доверять взрослым. Они непредсказуемы. Нет никакой возможности предвидеть, как взрослые отреагируют на тот или иной поступок. Дети могут пораниться, когда двигаются. Это заставляет детей отказаться от желания исследовать окружающие предметы, и развитие детей может задержаться. Трудно осмыслить свое «Я», когда никто не общается с тобой и не отвечает тебе. Все это не может стимулировать попытки учиться, исследовать и говорить.
- Прошу обсудить в подгруппах (не более 5 мин.), какой, и в каком объеме, опыт на этом этапе, получат мальчики и обозначить решение, положив в стаканчик соответствующую фасоль. Красную – отрицательный, белую – положительный.
6. Продолжайте фантазировать.
Андрей, теперь тебе два года. У тебя такое ощущение, что мама и папа не спускают с тебя глаз. Ты грубо обращаешься с домашним котом, и твоя мама показывает тебе, как нужно гладить кошку. Когда ты тянешься к горячему утюгу, ты слышишь, как они говорят «нет». Это тебе не нравится, и ты закатываешь истерику. Твои родители мягко, но решительно отводят тебя подальше от опасного места. Постепенно ты начинаешь понимать, что означает слово «нет», и, услышав его, реагируешь соответствующим образом. Всякий раз, когда ты это делаешь, твои родители очень довольны и говорят тебе «молодец».
Вопросы ведущего:
- Малыш Андрей, что ты узнаешь о мире сейчас?
- Что ты узнаешь о взрослых?
- Что ты узнаешь о самом себе?
Вариант достоверного ответа:
Андрей узнал о том, что: В этом мире есть другие, и что у людей тоже есть чувства. Взрослые учат, как ладить с людьми и контролировать агрессивные импульсы. Андрей также узнает, что может сам контролировать свое поведение и импульсы. Его ценят и находят его замечательным.
Борис, твои родители часто кажутся чем-то озабоченными. По мере того, как ты становишься более независимым, ты не знаешь чего от них ожидать. Если ты ломаешь игрушки или трогаешь вещи взрослых, папа наказывает тебя, он колотит и затем запирает в твоей комнате. Когда ты пытаетесь обратить на себя внимание своей мамы, она может тебя отшлепать или просто проигнорировать. Недавно ты затеял драку с другим ребенком, и она спокойно наблюдала за этим. Однажды мама решила прилечь отдохнуть днем и уснула, а ты вышел из дома на улицу и пошел гулять. Вскоре соседи нашли тебя посреди проезжей части.
Вопросы ведущего:
- Малыш Борис, что ты узнаешь о мире сейчас?
- Что ты узнаешь о взрослых?
- Что ты узнаешь о самом себе?
Вариант достоверного ответа:
Борис узнал о том, что: Мир опасное и непредсказуемое место. Он может причинять боль. Невозможно зависеть от взрослых. Детей наказывают за то, что они следуют за своими импульсами и у них мало шансов получить доброжелательные указания о том, как контролировать свое поведение и как вести себя правильно. Борис узнает, что другие считают его плохим.
- Прошу обсудить в подгруппах (не более 5 мин.), какой, и в каком объеме, опыт на этом этапе, получат мальчики и обозначить решение, положив в стаканчик соответствующую фасоль. Красную – отрицательный, белую – положительный.
7. Андрей, у родителей есть хорошие друзья (семейная пара), которые знают тебя с момента твоего рождения. Было время, когда ты боялся незнакомцев и начинал плакать, когда эти друзья брали тебя на руки. Со временем, однако, ты перестал «возражать» против того, чтобы они за тобой присматривали, пока твои родители уходили куда-нибудь по своим делам. Вопросы ведущего:
- Андрей, что ты узнаешь о мире и взрослых, руководствуясь своим опытом?
Вариант достоверного ответа: Андрей узнал о том, что: В этом мире есть другие взрослые и им можно доверять. Другие люди, вне семьи, также ценят его.
Между тем, Борис, дела в твоей семье идут из рук вон плохо. Твои родители постоянно ссорятся. Ты ведешь себя все более агрессивно и часто закатываешь истерики. Однажды это приводит к тому, что папа резко хватает тебя за руку и бьет по лицу. В итоге у тебя вывих плеча и разбитый нос. Мама снова везет тебя в больницу. Сотрудники органов защиты детства принимает меры.
Вопросы ведущего:
- Малыш Борис, зная все, что ты знаешь об окружающем тебя мире и взрослых, можешь ли ты доверять другим взрослым?
Вариант достоверного ответа:
Борис узнал о том, что: Взрослые непредсказуемы, и им нельзя доверять. Нет никаких оснований верить другим людям, когда они говорят, что все будет хорошо.
- Прошу обсудить в подгруппах (не более 5 мин.), какой, и в каком объеме, опыт на этом этапе, получат мальчики и обозначить решение, положив в стаканчик соответствующую фасоль. Красную – отрицательный, белую – положительный.
Вопросы ведущего:
- Сейчас дети пойдут в детский сад и окажутся в одной группе.
- Можно ли сказать, что все, чему научились родители и другие взрослые (сотрудники детского сада), общаясь с Андреем, подготовило их к тому, чтобы взаимодействовать с Борисом?
Вариант достоверного ответа: Возможно, нет. Опыт общения с Андреем вряд ли подготовил их к общению с Борисом, потому что до этого Борис жил совсем в других условиях. Он вряд ли сможет поверить в то, что взрослые действительно хотят и могут удовлетворять его основные потребности. Кроме того, его развитие (когнитивные и физические навыки) развиты не так хорошо, как в случае с Андреем. Борис не так хорошо говорит и не так охотно идет на контакт. Возможна задержка речевого развития, и поэтому не будет места для аналогичных ожиданий от общения с ним. У него нет веры в то, он может овладеть новыми навыками – и нет желания заниматься этим. Он почти не реагирует на похвалу и ласку, что сильно затрудняет поддержание дисциплины.
- Обсудите и добавьте соответствующую фасоль
Вопросы ведущего:
Андрею:

1. Андрей, что ты чувствуешь к Борису?
2. Как ты к нему относишься?
Борису
1. Что ты чувствуешь к Андрею?
2. А что тебе вообще поможет научиться доверять взрослым/родителям?
- Обсудите и добавьте соответствующую фасоль
Подведение итогов работы - на развитие ребенка влияет и его собственный жизненный опыт.
-Можно ли убрать травматичный опыт Бориса?
-Что можно сделать другим взрослым для Бориса?
- а, верно. Дать любовь, для развития доверия.
-Обсудите и добавьте соответствующую фасоль.
***
- Когда еще мы увидим трудности в поведении у Бориса?
- Правильно, в подростковом возрасте. Когда гормональный взрыв перемешает опять все внутри.
Взбалтываем фасоль в стакане Борис.
3) Заключительная часть.
- Как вы думаете: "Счастье - чьих рук творение?"
Игра "Нити счастья"
Сегодня мы с вами будем волшебниками, которые могут всё. Я вам предлагаю соткать полотно счастья. В моих руках моток обыкновенных ниток. Сегодня мы с вами будем превращать их в Нити Счастья. Встаньте в круг поплотнее, так, чтобы чувствовать друг друга. Мы будем передавать нитки друг другу. У кого окажется моток ниток, должен ответить на вопрос: "Что такое счастье?" и передать (перекинуть) этот моток другому человеку. Следующий участник добавляет свой и т.д. Обыкновенный моток нитей, совершая путь от одного человека к другому, становится мотком Нитей Счастья.
Вывод:
А счастье ходит с нами рядом,
С улыбкой говоря: "Смотри!
Меня искать совсем не надо,
Я есть всегда, ведь я внутри!"
Прошу участников, поделиться какой вывод и/или какое чувство возникло у Вас по итогу встречи.
4. Анализ работы с педагогами.
5. Рефлексия участников.

Рекомендуем посмотреть:

Синдром эмоционального выгорания у педагогов ДОУ. Профилактика Тренинг для педагогов Психологическая сказка для педагогов про чувство вины Тренинг по профилактике конфликтов в детском саду с презентацией

Похожие статьи:

Тренинг по работе взаимодействия с родителями

Консультация для педагогов детского сада. Факторы, влияющие на преодоление трудностей развития у детей | Консультация для родителей в детском саду: Весна идет - весне дорогу!
Опубликовано: 776 дней назад (10 апреля 2020)
Просмотров: 676
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!