Из опыта работы воспитателя детского сада. Использование электронных образовательных ресурсов в организации детского экспериментирования
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
Приобретают способности сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
К.Е.Тимирязев.
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Информация об окружающем мире усваивается прочно и надолго в том случае, когда ребенок слышит, видит и делает все сам.
Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. В свое время известный психолог И. М. Сеченов писал о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.
Сегодня одной из главных задач педагога является развитие у ребенка мышления, внимания, речи, пробуждение интереса к окружающему миру, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), формирование умения совершать открытия и удивляться им.
Для организации эффективной работы в этом направлении были изучены основные требования, принципы, современные методы и подходы к организации детского экспериментирования на базе группы ДОУ. С целью повышения профессиональных навыков стала участником работы творческой группы ГМО «Инноватор» по теме: «Методические основы проектной деятельности в дошкольном образовании». Среди родительской общественности проведено электронное анкетирование через заполнение гугл-формы. В результате проделанной работы была разработана программа кружка по экспериментированию «Юный исследователь».
Цель: создание условий для формирования у дошкольников поисково-познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя «ученого».
Задачи:
1. Создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
2. Продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
• Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
• Развивать познавательные умения (анализировать, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);
• Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
3. Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий.
4. Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.
Новизна программы заключается:
- в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;
- в создании специально организованной предметно-развивающей среды.
- в создании современной и безопасной цифровой образовательной среды
- обновление работы с родителями путём внедрения электронных образовательных ресурсов в организацию детской деятельности в ДОУ и дома.
В поисках новых методов и приемов организации кружковой работы, я часто обращаюсь к электронным образовательным ресурсам. В непосредственно образовательной деятельности для фронтальной работы активно применяю обучающее видео «Удивительная соль», «Приключения воды» и др., создаю и использую готовые презентации «Что сначала, что потом», «А что если?» и т.д. Для подгрупповой и индивидуальной работы предлагаю детям упражнения выполненные в приложении LearningApps. Также детям предоставляется возможность «поработать» в виртуальной лаборатории, где даже самый простой эксперимент становится наиболее интересным. Включение ЭОР обеспечивает формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у воспитанников, поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
Дети активны, эмоциональны, вовлечены в исследовательскую деятельность, легко идут на контакт друг с другом и со взрослыми. Результаты итогового мониторинга показывают положительную динамику, предлагаемая система игр и экспериментов дает высокие результаты.
Использование ЭОР позволяет наиболее полно вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс. На странице образовательного блога педагога и в родительской группе WhatsApp родители могут не только ознакомиться с фотоотчётами, и результатами работы кружка по детскому экспериментированию, но и получить консультации, советы, рекомендации. Педагог имеет возможность получать обратную связь от родителей, оказывать методическую поддержку родителям по организации детского экспериментирования в домашних условиях (полезные ссылки, интерактивные игры, видео, презентации) в соответствии с возрастными особенностями детей и реализуемой программой.
В результате в детском саду создано единое открытое инновационное образовательное пространство, которое отражает основные положения ФГОС и обеспечивает:
— личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
— построение системы взаимодействия между родителями и ДОУ;
— поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
— создание единого информационно-методического банка для педагогов и родителей ;
— вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
- разработана обновлённая модель методической службы;
- повышен уровень методической компетенции родителей воспитанников ДОУ по созданию и использованию ЭОР в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками;
- создание единого педагогического сообщества единомышленников из педагогов ДОУ и родителей;
Улучшена предметно-пространственная развивающая среда:
— значительно увеличилось количество развивающих игр и дидактических пособий на цифровых носителях;
— группа укомплектована мультимедийным оборудованием.
Рекомендуем посмотреть:
Занятие по исследовательской деятельности в старшей группе в детском саду
Конспект занятия с экспериментами для детей старшего дошкольного возраста
Конспект исследовательского занятия в детском саду. Старшая группа. Исследование свойств воды
Элементарные опыты и эксперименты с водой в детском саду