Конспект урока по шахматам для школьников, посвященного Бородинскому сражению
Общая структура плана занятия:
1. Вступительная часть:
• название детского объединения:
• дата, время и место проведения занятия:
• номер и год обучения учебной группы (учащегося): группа первого года обучения;
• фамилия, имя, отчество (полностью) педагога:
• тема занятия.
2. Концепция занятия - цели и задачи:
Исторический экскурс в Отечественную войну 1812 года и в Бородинское сражение,
рассказ о Михаиле Ивановиче Кутузове, о Наполеоне, о русской и французской армии, патриотическое воспитание детей, знакомство с понятиями: шахматная композиция, красота и эстетика в шахматах, матование короля и цугцванг, а также введение в изучение темы «Матование короля с использованием двойного и открытого шаха» (геометрические задачи, мат в 10-ть и более ходов).
3. Ход занятия (45 минут):
Краткое содержание и время теоретической части занятия (монолог\диалог на 15 минут):
Отечественная война 1812 года — нападение наполеоновской Франции на Россию.
Война закончилась почти полным уничтожением наполеоновской армии, освобождением территории России и переносом военных действий на земли Варшавского герцогства (Польша) и Германии в 1813 году (см. Война Шестой коалиции). В России войну также называли «нашествием двунадесяти (12) языков». Наполеон первоначально определял войну как Вторую польскую. Во Франции войну называют «Русская кампания 1812 года»
/по материалам Википедии "Отечественная война 1812 года/.
Бородинское сражение или Бородинская битва (во французской истории — битва у Москвы-реки, фр. Bataille de la Moskova), — крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием генерала от инфантерии светлейшего князя Михаила Голенищева-Кутузова и французской армией под командованием императора Наполеона I Бонапарта. Состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино, в 125 км к западу от Москвы.
В ходе 12-часового сражения французской армии удалось захватить позиции русской армии в центре и на левом крыле, но после прекращения боевых действий французская армия отошла на исходные позиции. На следующий день главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов дал приказ отступать в связи с большими потерями и из-за наличия у императора Наполеона больших резервов, которые спешили на помощь французской армии.
В дальнейшем обе стороны приписывали победу себе, однако в ходе той битвы ни одна из сторон не добилась решительных желаемых результатов.
Считается самым кровопролитным в истории среди однодневных сражений.
8 сентября является днём воинской славы России — День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией.
/по материалам Википедии Бородинское сражение/
Задание (содержание), этапы выполнения и время практической части занятия:
(монолог и диалог на 20 минут)
Рассказ об А. Д. Петрове и «Бегство Наполеона из Москвы в Париж» постановка и решение задач на матование короля.
Подведение итогов занятия, приемы работы с детьми, время:
(рефлексия и диалог, 10 мин).
Чтение басни Ивана Андреевича Крылова «Волк на псарне».
Мораль басни "Волк на псарне" Крылова (анализ, суть, смысл) Мораль басни "Волк на псарне" заключается в следующем: люди, попавшись на подлости, нередко говорят о своей невиновности и добрых намерениях, чтобы "спасти свою шкуру". Подобные оправдания обычно выглядят нелепо и неубедительно, и в результате подлецы получают заслуженное наказание. "Волк на псарне"…. В образах Ловчего и Волка изображены полководец Кутузов и французский император Наполеон Бонапарт. Поводом к написанию басни послужила попытка Наполеона заключить договор с Россией в сентябре 1812 г.: "Басня представляет собою важнейший из откликов Крылова на отечественную войну России против наполеоновской агрессии. В образах Ловчего и Волка изображены М. И. Кутузов и Наполеон. Непосредственным поводом к написанию басни явились попытки Наполеона, находившегося в Москве, в конце сентября 1812 г. заключить выгодный для престижа его армии мир. Эти попытки делались Наполеоном как лично, так и через Лористона
4. Средства обучения - наглядные и раздаточные материалы:
Демонстрационная доска, инструменты и материалы для выполнения практической работы, литература: текст и диаграмма к задаче, а также портреты А.Д. Петрова и И.А. Крылова.
5. Прогнозируемые результаты занятия:
Исторический экскурс в Отечественную войну 1812, вклад в патриотическое воспитание детей, знакомство с понятиями: шахматная композиция, матование короля, а также анализ вариантов в шахм. задачах и роль цугцванга в их решениях).
Введение в изучение темы «Матование короля с использованием цугцванга» (мат в 3, 4 и более ходов).
Практическая часть «Бегство Наполеона из Москвы в Париж»
Из композиций Александра Дмитриевича Петрова тех лет сохранилась лишь одна, правда получившая громкую известность благодаря своей оригинальной символике. То была задача «Бегство Наполеона из Москвы в Париж», которую он опубликовал в 1824 году.
Но составил он ее значительно раньше. Об этом стало известно из записок Петрова о его встречах с участником Отечественной войны 1812 года генералом М. Милорадовичем, «страстным охотником до шахматной игры».
Милорадовичу задача очень понравилась. Вскоре она была опубликована в книге Петрова, и достоинства этого произведения смогли оценить многие другие участники и современники Отечественной войны.
Белые начинают и дают мат в 14 ходов
На диаграмме поле a1 изображает Москву, h8 — Париж, белые кони — русскую кавалерию, черный король — Наполеона, Александр I - белый король.
l.Kd2+ Кра2 2. КсЗ+ КраЗ 3. Kdbl+ Kpb4 4. Ка2+ КрЬ5 5. КЬсЗ+ Краб 6. КЬ4+ Кра7 7. КЬ5+ КрЬ8 8. Ка6+ Крс8 9. Ка7+ Kpd7 10. КЬ8+ Кре7 11. Кс8+ Kpf8 12. Kd7+ Kpg8 13. Ке7+ Kph8 14. Kpg2X.
Позиция приведена в авторской редакции, опубликованной в «Паламеде» (1838).
Задача символически показывает преследование Наполеона казаками атамана Платова. Но Петров сумел выразить в задаче еще одну идею: указал на неиспользованную возможность захватить Наполеона в плен при переправе через реку Березину, которую изображает диагональ а8—h1. Когда черный король (Наполеон) оказался на поле а6, ему можно было дать мат сразу ходом 6. Фа8 X, но вместо этого белые кони оттеснили его дальше на поле h8. Петров в примечании к 6-му ходу белых пишет:
Слово автору этой гениальной задачи: А. Д. Петрову
«Ферзем следовало преградить путь Наполеону, ступив на кл. а8, тогда бы он не ушел в Париж, а был бы ему шах и мат».
Александр Дмитриевич Петров - первый русский шахматный мастер, теоретик шахмат, писатель. Один из сильнейших шахматистов мира в первой половине XIX века.
В 1809 году Петров победил одного из лучших шахматистов Петербурга известного в то время писателя А. Д. Копьёва и с этого момента считался лучшим шахматистом России.
В 1824 году в Санкт-Петербурге Петров издал свою первую шахматную книгу на русском языке — «Шахматная игра, приведённая в систематический порядок, с присовокуплением игор Филидора и примечание на оные».
Александр Петров основал первый в России шахматный клуб. В 1844—1845 годах он публиковал художественные рассказы о шахматах: «Сцена из жизни шахматных игроков» (1845) и рассказ «Странный случай с моим дедом»… Петров был ярким мастером комбинационного стиля. Он великолепно разыгрывал открытые позиции — добивался быстрого развития фигур, захватывал открытые линии и переходил в атаку, которую, как правило, проводил решительно, не останавливаясь перед жертвами.
— Александр Петров. Персона Дня - 03.02.2012. Из материала на сайте РШФ.
PS
Иван Андреевич Крылов — «Волк на псарне»
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор —
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»-
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
«Огня!- кричат,- огня!» Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец,-
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: «Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я…» — «Послушай-ка, сосед,-
Тут ловчий перервал в ответ,-
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
Басня написана в октябре 1812 г. ...
Рекомендуем посмотреть:
Разработка урока по предмету "Шахматы" с презентацией. Тема: «Шахматные понятия, ходы шахматных фигу
Конспект шахматного занятия в школе к Дню Победы в Великой Отечественной войне
Конспект урока по шахматам для школьников в дополнительном образовании детей