Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по шахматам для школьников в дополнительном образовании детей

Конспект урока по шахматам для школьников, посвященного Победе нашей страны в Полтавской битве
Общая структура плана занятия:
1. Вступительная часть:
• название детского объединения:
• дата, время и место проведения занятия:
• номер и год обучения учебной группы (учащегося): группа первого года обучения;
• фамилия, имя, отчество (полностью) педагога:
• тема занятия.
2. Концепция занятия - цели и задачи:
Исторический экскурс в ПОЛТАВСКУЮ БИТВУ, рассказ о Петре-I (Великом) и Карле ХII (и тоже Великом), патриотическое воспитание детей, знакомство с понятиями: шахматная композиция, красота и эстетика в шахматах, матование короля и цугцванг, а также введение в изучение темы «Матование короля с использованием цугцванга» (мат в 3, 4 и более ходов).
3. Ход занятия (45 минут):
Краткое содержание и время теоретической части занятия (10 минут):
монолог\диалог о ПОЛТАВСКОЙ БИТВЕ и роли Петра I и русских войск в победе в ней, а затем и в Северной войне со Швецией.
+ Битва состоялась 27 июня (8 июля) 1709 года (28 июня по шведскому календарю) в 6 верстах от города Полтавы (Русское царство). Разгром шведской армии привёл к перелому в Северной войне в пользу России и, в результате её победы в Северной войне, к концу доминирования Швеции в Европе.
+10 июля является Днём воинской славы России — День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении.
Согласно закону о днях воинской славы России, день победы над шведами в Полтавском сражении празднуется не 8, а 10 июля.
Задание (содержание), этапы выполнения и время практической части занятия:
(монолог и диалог на 15 минут) рассказ о Сэмюэле Лойде и «КАРЛ XII В БЕНДЕРАХ», постановка и решение задач на матование короля.
Подведение итогов занятия (рефлексия).
Приемы работы с детьми и время: (диалог и 10 мин).
4. Средства обучения - наглядные и раздаточные материалы:
демонстрационная доска, инструменты и материалы для выполнения практической работы, литература: текст и диаграмма к задаче, а также фото композитора и картина играющего в шахматы Карла XII.
5. Прогнозируемые результаты занятия:
Исторический экскурс в Северную войну, вклад в патриотическое воспитание детей, знакомство с понятиями: шахматная композиция, матование короля, а также анализ вариантов в шахм. задачах и роль цугцванга в их решениях).
Введение в изучение темы «Матование короля с использованием цугцванга» (мат в 3, 4 и более ходов).
Практическая часть занятия «КАРЛ XII В БЕНДЕРАХ»
...Это случилось в 1713 г. во время шведско–турецкой войны, когда король Швеции Карл XII был осажден противником в крепости Бендеры. Карл проводил время в военных занятиях и за игрой в шахматы.
Он часто сражался со своим министром К. Гротузеном.

Однажды их партия пришла к следующей позиции...

... и Карл, игравший белыми, объявил: «Ставлю мат в 3 хода!»
Но не успел он произнести эти слова, как в окно влетела турецкая пуля и разнесла в щепы белого коня. Гротузен невольно подскочил. Карл, однако, спокойно попросил его заменить сбитого коня другим и поискать объявленный мат в 3 хода, заметив при этом, что мат довольно изящен.
Но через мгновение Карл рассмеялся и воскликнул: «Можно обойтись и без коня! Я могу его вам подарить и все же дать мат в 4 хода!».
Только сошли эти последние слова с его уст, как просвистела вторая пуля, и пешку h2 постигла участь коня. Гротузен побледнел.
«Вы имеете на свой стороне хороших друзей — турок,— произнес Карл беспечно,— трудно предположить, что я смогу одержать победу над такими союзниками, но все же я хочу посмотреть, нельзя ли обойтись без этой злосчастной пешки».
«Я нашел!!
— прогремел Карл ликующе.— С большим удовольствием я сообщаю, что теперь вам, без сомнений, мат в 5 ходов!». И Карл не отпустил Гротузена до тех пор, пока последний не нашел полностью решения задачи.
Не следует очень удивляться тому, что, боясь повторения подобной истории, министр на следующий день покинул лагерь и перешел на сторону врага...

Эта история была придумана известным автором головоломок (пятнашек в частности!) и задач, Сэмюэлем Лойдом и его другом.
Предлагаю шахматистам самостоятельно найти все три мата, а до кучи еще и четвертый — если бы пуля сбила не коня, а ладью, тогда на доске была бы позиция с матом в шесть ходов.
Прочитать ответы и посмотреть еще задачи от Сэма Лойда можно ниже.

Решение этой оригинальной композиции.
Первоначальная позиция:
1.Л:g3 (с угрозой 2.Лh3+ и 3.g4#) 1…С:g3 2.Кf3 и 3.g4#
Но тут турецкая пуля сбила белого коня. Тогда Карл сказал, что ставит мат в четыре хода:
Позиция без коня e1:
1.hg Сe3 2.Лg4 Сg5 (также возможно было, например, 1…Сb6 и 2…Сd8) 3.Лh4+ С:h4 4.g4#
Но тут ещё одна турецкая пуля сбила пешку h2. Карл оставшимися фигурами объявил мат в пять ходов:
Позиция без коня e1 и пешки h2:
1. Лb7 Се3 2. Лb1 Cg5 3. Лh1+ Ch4 4. Лh2!! gh (единственный ход!) 5. g4#
или 1…Cg1 2. Лb1 Ch2 3. Ле1 Kph4 4. Kpg6 и 5. Ле4#
Позиция без ладьи g7 и пешки h2 (любитель шахмат в конце 20-го века!):
1. Кf3 gxh2 2. g4#
1...Сe3 2. hxg3 Сf2 3. g4# или 2...Bf4 3. g4#
1...Сe1 2. Кxe1 2. hxg3 Сxg3
2...gxh2 3. Nf3 h1Ф 4. g4#
2...Kрh4 3. h3 (3.Кf3+ Kрh5 4. hxg3 или 3...h5 4. Кf3#)
3...Kрh5 4. Кd3 Kрh4 5. Кf4 (5. Kрg6 h5!) h5 6. Кg6#

Рекомендуем посмотреть:

Разработка урока по предмету "Шахматы" с презентацией. Тема: «Шахматные понятия, ходы шахматных фигу Конспект шахматного занятия в школе к Дню Победы в Великой Отечественной войне Конспект урока по шахматам для школьников
Конспект урока по шахматам для школьников
Опубликовано: 974 дня назад (19 марта 2022)
Просмотров: 484
0
Голосов: 0
ВВ # 20 марта 2022 в 16:11 0
Хорошо! Здорово! Единственно верное решение : углубленные знания , история и логика мышления!
Russ # 10 апреля 2022 в 11:53 0
Отличный урок. Интересная задача и, главное, подводка к ней. С Вашего позволения, буду использовать.
ол # 13 апреля 2022 в 12:05 0
Хороший урок.Интересная задача!