Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Разработка урока по предмету "Шахматы" с презентацией. Тема: «Шахматные понятия, ходы шахматных фигур»

Разработка открытого урока по учебному предмету "Шахматы".
Тема: «Шахматные понятия, ходы шахматных фигур».

Автор: Бердник Галина Станиславовна, учитель начальных классов КОУ ХМАО-Югры "Ларьякской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Описание: представляю Вашему вниманию разработку открытого урока, проведенного в рамках предметной недели в начальных классах. Конспект урока разработан по новым ФГОС.
Тип урока: урок повторения и закрепления изученного материала.
Цель: повторение шахматных понятий (вертикаль, горизонталь, диагональ), повторение ходов шахматных фигур. Введение понятия шахматная "партия".
Задачи:
Обучающие: повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур с помощью дидактических игр, активизировать мыслительную деятельность. Ввести шахматное понятие – партия.
Развивающие: развивать пространственную ориентацию на шахматной доске, логическое мышление; развитие тактильного восприятия, внимания.
Воспитательные: прививать интерес и любознательность к игре в шахматы.
Задачи по ФГОС:
Личностные: прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание , память и речь.
Познавательные: ввести понятие "шахматная партия". Повторить направления на шахматной доске "диагональ, вертикаль, горизонталь". Учить правильно передвигать фигуры по шахматной доске.
Коммуникативные: учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности; учить внимательно слушать и не перебивать собеседника, задавать вопросы, когда выступит товарищ.
Обучающие: повторять представления об организационных правилах игры. Дать в занимательной форме представление о некоторых аспектах истории шахмат. Вырабатывать навык работы с шахматной доской.
Развивающие: способствовать развитию, памяти, внимания; развивать логическое мышление; пространственную ориентацию.
Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе (паре), повышать шахматную культуру; вырабатывать позитивное отношение к процессу обучения; вырабатывать уверенность в своих силах (при создании учителем ситуации успеха); получение навыков общения детей в команде, способности к соперничеству.
Оборудование: демонстрационная доска с магнитными фигурами, комплекты шахмат, геом.фигуры, слова на карточках, доска расчерченная в клетку.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте! Сегодня к нам на урок пришли гости, которые хотят научиться играть в шахматы. Мы знаем, что эта игра не простая и не легкая. Скажу больше, что это не игра, а вид спорта, где нужно прикладывать не физические данные, а умственные способности.
Поэтому, даю всем установку внимательно слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания.

Есть у нас еще одна гостья. Это царица всех интересных настольных игр.
У нее необычное имя, которое нужно разгадать.


Имя у нее непростое.
Этим словом называлась в древности игра, которая сейчас называется - шахматы. В переводе, слово чатуранга означает – четыре части.
Действительно, в древности в эту игру играли четыре человека.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Царица Чатуранга пришла не с пустыми руками, она принесла много заданий, которые нам необходимо выполнить.
А задания вы будете выбирать сами, определив правильно геометрическую фигуру. Если мы справимся со всеми заданиями, то в конце урока сможем составить шахматную пословицу и определить ее смысл.
(Один в поле не воин).


Итак, назовите фигуру. Не синяя, не красная и не круг (зеленый квадрат).
Здесь дано задание.
3. Применение знаний и умений в новой (игровой) ситуации.
1. Ответь правильно. (Дети по очереди читают и отвечают на вопросы слайда)
- Какого цвета поля на шахматной доске? (белое и черное)
- Что следует за белым полем на шахматной доске? (черное поле)
- Что следует за черным полем на шахматной доске? (белое поле)
- Сколько всего полей на шахматной доске? (64)
- Сколько белых полей? (32)
- Сколько черных полей? (32)

В поле много есть дорожек.
Будь и смел, и осторожен.
Вверх и вниз пойдешь – это ... (вертикаль),
Вправо-влево - … (горизонталь).
А с угла на угол, вдаль
Нас ведет … (диагональ)

- Построй из квадратов вертикальную дорожку, горизонтальную (построение на столе)
- Сколько вертикальных, горизонтальных дорожек на шахматной доске?
- Построй самую длинную диагональ шахматной доски (построение)
- Сколько полей содержит самая длинная диагональ (8), самая короткая (2).

Следующее задание Чатуранги: мы знаем, что она лишняя. Почему лишняя? (желтый круг)
2. Игра "Узнай шахматную фигуру за спиной".

Дети угадывают на ощупь фигуру (сначала угадывает учитель, называя основные признаки фигуры, за спиной).
Игра «Волшебный мешочек».
Достать из мешочка заданную фигуру.

Следующая фигура с заданием: красная, но не квадрат. (красный треугольник).
3. " Парад шахматных фигур" (расстановка детьми фигур).

Доскажи словечко.
Белый отряд, черный отряд,
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном.
Точно такой же порядок в другом.
В каждом отряде - сам погляди –
Оба угла занимают … (ладьи)
Рядом с ладьями … (кони) видны.
Рядом с конями встали ... (слоны)

Кто ж в середине - … (ферзь и король)
Самые главные в войске своем.

- Все фигуры стоят на своем месте.
- Перед построением фигур проверяем правильное расположение шахматной доски.
Доску правильно клади,
На углы всегда гляди,
Чтоб у правого угла
Клетка белая была!

- Ферзь любит свой цвет.
-Именно с этого положения начинается любая настоящая шахматная партия, т.е. игра в шахматы.
Запомните, дети, шахматы – командная игра, в которой все фигуры должны играть дружно, в команде, защищая и помогая друг другу!
-Ход начинают белые фигуры.
-Какие фигуры могут пойти первыми в начальной шахматной партии? (пешка, конь)
-Как они движутся по шахматной доске?
(Конь - прыг-скок и вбок)

Выберите следующую геометрическую фигуру с заданием.
У этой фигуры все стороны равны.
Здесь предлагается разминка.
4. Динамическая пауза.
-Возьмите в правую руку пешку, на вытянутой руке переложите ее в левую руку.
Исходное положение: стоя, фигура в правой руке. Поднимаем руки через стороны вверх и передаем фигуру в левую руку, руки опускаем и т. д.
Исходное положение: стоя, держимся за фигуру обеими руками. Наклоняемся вперёд, ставим фигуру на пол, выпрямляемся, наклоняемся, берем фигуру, выпрямляемся и т. д.
Приседания с пешкой на ладони.
Согнуть ногу в колене, поставить коня на колено. Руки в стороны.
Встать прямо. Не поворачивая головы посмотреть налево, направо, вверх, вниз. Закрыть глаза, поморгать. Повернуться к окну, посмотреть в даль, что видим (лес), посмотреть на окно (найти зеленую, красную точку на окне).

Как называются эти фигуры? Выберите меньшую по размеру.
(прямоугольник)
5. Применение знаний и умений в новой (игровой) ситуации.
5. На доске в клетку определить прыжки коней.

- Единственная фигура- конь, которая может перепрыгивать через другие фигуры.
6. Вспомним, как передвигаются остальные фигуры.
Игра "Чьи следы" (показ слайдов)

-А вот и последнее задание шахматной царицы Чатуранги. Как она и обещала выполнив все задания узнаем пословицу.
Один в поле не воин.
- Что она означает?
+ Нужно играть дружно, помогая друг другу. Работать, учиться играть в команде. И тогда все у нас получится и будет хорошо.
Человек в одиночку мало что может, как одинокий солдат на войне. Для важных дел ему нужен коллектив, нужна помощь других людей.
6. Рефлексия.
- Думаю, Чатуранге понравилось наше занятие.
В дальнейшем, когда мы четко научимся передвигать фигуры, пригласим ее на шахматную партию, чтобы показать свои способности и знания.
- А теперь я хочу знать, ваше мнение о нашем занятии.
Если вам что-то непонятно – поднимите левую руку,
Если вам понравилось, и вы все поняли, поднимите правую руку.
Если вам нравится сама игра и вы хотите играть в шахматы поднимите обе руки.

Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться,
Думать, размышлять, играть-
Сильным шахматистом можно стать.

- Молодцы! И мне были понятны ваши ответы! Поэтому говорю вам спасибо за ваше старание , внимание на уроке и ставлю хорошие отметки.
Презентация на тему: Шахматные понятия, ходы шахматных фигур

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в старшей группе ДОУ по шахматам Дидактическое пособие из бумаги своими руками. Шахматная доска с шахматами. Мастер-класс с пошаговым Игра в шахматы для детей 6-7 лет. Определение способностей Конспект шахматного занятия в школе к Дню Победы в Великой Отечественной войне
Участник №65 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2017 года
Внеклассное занятие для учащихся 2-4 классов. Путешествие в мир знаний | Самоанализ урока по учебному предмету "Шахматы" в начальной школе
Опубликовано: 2416 дней назад (13 сентября 2017)
Просмотров: 23983
+12
Голосов: 12
Мира Симеунович # 16 сентября 2017 в 22:46 +4
Галина Станиславовна, здравствуйте! Мне очень понравилась Ваша новая публикация – открытый урок по предмету «Шахматы». Вы прекрасно осмыслили и провели урок, активизирующий мыслительную деятельность детей. Они закрепляют знания не о шахматных фигурах, о понятиях вертикаль, горизонталь, диагональ. Кроме того, посредством замечательных дидактических игр, у детей развивается внимание, логическое мышление, культурное общение, сотрудничество. Вы провели очень интересный урок! В различных игровых ситуациях дети применяют свои знания, на конце урока – рефлексия. Замечательный урок! Примите голос и пожелание успеха!
Марина Викторовна Киселева # 20 сентября 2017 в 19:48 +2
Галина Станиславовна, спасибо за приглашение!
Какой интересный урок у Вас прошёл!
Цель достигнута,задачи выполнены!
Успехов!
Анжела Львовна Митрахович # 21 сентября 2017 в 16:06 +3
Как же мне это близко!
(неоднократно становилась победителем районных шахматных турниров среди педагогов, веду факультатив "Шахматный всеобуч")
Посему хочется отметить с положительной стороны Вашу разработку: игровые задания, динамическая пауза, представление познавательной информации, форма проведения занятия - всё это действительно прививает интерес и любовь к шахматной игре.
Спасибо за разработку, голос!
Нина Николаевна # 21 сентября 2017 в 17:27 +2
Спасибо за приглашение на очень познавательный и интересный урок- открытый урок по предмету «Шахматы» !
Голос!
Удачи!
Валентина Николаевна Матвиенко # 21 сентября 2017 в 21:43 +13
Галина Станиславовна,ознакомилась с содержанием урока.Конспект составлен методически грамотно,все структурные части продуманы,взаимосвязаны и логически завершены.Подобраны интересные задания для активизации познавательной деятельности детей.Содержание каждого этапа урока интересное и познавательное:и игровые задания,и рассказ о Чатуранге,и динамическая пауза.Урок способствует развитию логического мышления,памяти.Думаю,после такого урока дети полюбят шахматы.Творческих успехов!Мой голос!
Ирина Ивановна Иванова # 21 сентября 2017 в 21:46 +4
Галина Станиславовна, здравствуйте! А можно у вас поинтересоваться, на каком всё-таки предмете вы обучаете Шахматам?Что за учебный предмет "Шахматы"? Это к дополнительному образованию относится? Очень интересно, увлекательно,познавательно! Спасибо большое!!
Ирина Ивановна Жабина # 23 сентября 2017 в 16:26 +3
Добрый день! Спасибо за приглашение. Интересная разработка урока. Вы закрепляете у детей знание элементарных понятий, связанных с игрой в шахматы. Используете много игровых упражнений. Примите голос, желаю успеха!
Вера Валерьевна Ляпина # 4 октября 2017 в 19:40 +3
Совсем ничего не понимаю в шахматах.Как то не срослось. Но ваш урок привлек внимание. Он интересно построен и проведен. Ярко! Голосую.
Ферюза Кабулжановна Валимухаметова # 13 октября 2017 в 19:21 +1
Здравствуйте, спасибо большое за приглашение. Я в шахматах вообще ничего не смыслю, за что очень стыдно. Моя дочь 13-ти летняя играет и довольно хорошо. Даже папу выигрывает. Вы полезное, но сложное облекаете в очень доступную форму. Молодцы! ГОЛОС)))
Наталия Юрьевна Мурашова # 19 октября 2017 в 03:28 +1
Очень круто! Беру на заметку!