Самоанализ урока по учебному предмету "Шахматы".
Автор: Бердник Галина Станиславовна, учитель начальных классов КОУ ХМАО-Югры "Ларьякской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Конспект урока можно посмотреть здесь /blogs/galina-stanislavovna-berdnik/razrabotka-otkrytogo-uroka-po-uchebnomu-predmetu-shahmaty-tema-shahmatnye-ponjatija-hody-shahmatnyh-figur.html
Описание: представляю Вашему вниманию подробный самоанализ урока, проведенного в рамках предметной недели в начальных классах. Конспект урока разработан по новым ФГОС. Данный материал может быть полезен воспитателям и педагогам, работающими с дошкольниками или младшими школьниками.
Цель: оказание методической помощи педагогам дошкольных и школьных образовательных учреждений.
Задачи: знакомить с современными требованиями к написанию и составлению краткого и полного самоанализа открытых мероприятий, проведенных в соответствии ФГОС.
Содержание материала.
Самоанализ своего урока я начну с краткой характеристики класса.
Дети моей группы, по возможности обучения, испытывают некоторые трудности при обучении. При изучении нового материала нуждаются в разнообразных видах помощи. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Без наводящей помощи элементарные выводы и обобщения сделать не в состоянии. Их отличает замедленный темп работы, низкая самостоятельность, медлительность, рассеянность внимания. Нуждаются как в активизирующей, так и организующей помощи учителя.
Поэтому при подготовке к урокам стараюсь учесть все перечисленные аспекты и подбирать задания таким образом, чтобы у каждого была возможность реализовать себя.
Тема урока: Шахматные понятия, ходы шахматных фигур.
Тип урока: урок повторения и закрепления изученного материала.
Основная цель урока: повторить шахматные понятия (вертикаль, горизонталь, диагональ), повторить ходы шахматных фигур. Ввести понятие шахматная партия.
Во время урока решались следующие задачи:
Обучающие: повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур с помощью дидактических игр, активизировать мыслительную деятельность. Ввести шахматное понятие – партия.
Развивающие: развивать пространственную ориентацию на шахматной доске, логическое мышление; развитие тактильного восприятия, внимания.
Воспитательные: прививать интерес и любознательность к игре в шахматы.
Более точные и конкретные задачи по ФГОС можно сформулировать так:
Задачи по ФГОС:
Личностные: прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание , память и речь.
Познавательные: ввести понятие "шахматная партия". Повторить направления на шахматной доске "диагональ, вертикаль, горизонталь". Учить правильно передвигать фигуры по шахматной доске.
Коммуникативные: учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности; учить внимательно слушать и не перебивать собеседника, задавать вопросы, когда выступит товарищ.
Обучающие: повторять представления об организационных правилах игры. Дать в занимательной форме представление о некоторых аспектах истории шахмат. Вырабатывать навык работы с шахматной доской.
Развивающие: способствовать развитию, памяти, внимания; развивать логическое мышление; пространственную ориентацию.
Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе (паре), повышать шахматную культуру; вырабатывать позитивное отношение к процессу обучения; вырабатывать уверенность в своих силах (при создании учителем ситуации успеха); получение навыков общения детей в команде, способности к соперничеству.
Основные этапы организации учебной деятельности.
1.Организационный момент.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебой деятельности.
3. Применение знаний и умений в новой (игровой) ситуации.
4. Динамическая пауза.
5. Применение знаний и умений в новой ситуации (продолжение)
6. Рефлексия. Включение в самоанализ проделанной работы.
7.Подведение итогов занятия.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам.
Под цель и содержание учебного материала на уроке была отобрана
совокупность
методов обучения:
1) методы организации учебно-познавательной деятельности: словесный, наглядный практический, частично-поисковый;
2) методы предъявления учебных требований (
применен в начале урока, когда прозвучала установка: внимательно слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания);
3) методы стимулирования и мотивации, создания ситуации успеха;
4) методы самостоятельной работы, частично контроля и самоконтроля.
Формы обучения: игровая, коллективная (фронтальная), индивидуальная.
С учетом выше изложенного были подобраны и использованы следующие
технологии:
1)игровые технологии (
весь урок построен в решении игровых, занимательных заданий);
2) информационно-коммуникационная (
компьютерная демонстрация презентации);
3) технология уровневой дифференциации
достигнута за счет предложенных дополнительных заданий, чередованием простого и сложного на уроке. Оптимально подобрана дозировка предложенных заданий. Определенная смена видов деятельности на уроке.
4) здоровье-сберегающая технология
(организация урока с учетом временного восприятия и усвоения учебного материала:
первые 4 мин. - 60%, 5-30 мин. - 80%, остальное время – не более 40% информации).
Для проведения динамической паузы подобраны упражнения на улучшение умственной работоспособности, формирование правильной осанки и общеукрепляющие упражнения, снятие напряжения мышц зрительного аппарата.
Считаю, что на данном уроке удалось решить на достаточном и необходимом уровне поставленные задачи. Были соблюдены все санитарно-гигиенические требования, проведена динамическая пауза.
Урок прошёл в темпе, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности. Учащиеся были готовы к продолжению работы на любом этапе урока.
На уроке царила доброжелательная психологическая атмосфера сотрудничества между самими учащимися и учащимися и педагогом.
Итоги подведены, прокомментирована деятельность самими учащихся.
Рекомендуем посмотреть:
Самоанализ открытого урока по математике во 2 классе
Самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС
Интегрированный урок в начальной школе
Описание собственного педагогического опыта учителя начальных классов
Похожие статьи:
Современные формы проведения уроков русского языка в начальной школе
Как провести анализ урока
Самоанализ урока по ФГОС
Анализ урока. Виды анализа урока. Памятка
Памятка. Самоанализ современного урока по ФГОС