Описание собственной методической системы
Автор: Ванюта Тамара Савельевна, учитель начальных классов, МБОУ Саранпаульская СОШ, филиал Щекурьинская начальная школа с группой детского сада. Поселок Саранпауль, деревня Щекурья.
Известно выражение: душа обязана трудиться. В нашем случае это значит, что обязан работать ум, мозг.
Деятельность учащихся на уроке – это умственная работа. Говорят, что умение должно быть для детей праздником.
Умение – процесс двусторонний, работают дети, работает учитель; он ведет за собой учащихся, руководит их умственной деятельностью, организует и направляет её.
Таким образом, основное средство повышения эффективности урока – активная, обучающая и развивающая работа с каждым учащимся на всех этапах урока.
Основной формой обучения в малокомплектной школе являются разнообразные типы урока и применение современных образовательных технологий. Учитель ведет занятие с постоянным составом учеников и по установленному расписанию. Но класс – разновозрастный, и тем на одном уроке несколько. Казалось бы, количество человек в классе маленькое, но объем работы учебного материала большой. В классе – комплекте может находиться от двух до трех классов. Это означает, что каждому классу будет предоставлено 20 минут самостоятельной работы (пол урока). Нужно эффективно использовать это время. В этом основное отличие урока в малокомплектной школе, отсюда его преимущества и недостатки, а также все сложности и особенности.
Каждый урок в классе – комплекте – это фактически два, три урока, соединенных в один. Они проводятся одновременно, в одном помещении,
поэтому учитель:
- вынужден 4 – 5 раз перестраиваться на работу то с одним, то с другим классом, не упуская из виду главную цель работы в каждом классе;
- должен распределять время между классами так, чтобы достичь усвоения главного на уроке;
- знает, как действовать, чтобы не нарушать логику познавательного процесса;
- способен стимулировать восприятие новых знаний, их понимание, усвоение, запоминание детьми разного возраста и различного уровня подготовленности;
- должен одновременно вести воспитательный процесс во всех классах;
- прилагает усилия для формирования базисных компонентов образования: умения учиться, потребности в новых знаниях и т.д.
Работа в классе – комплекте сложна не только для учителей. Для учеников она тоже представляет известные трудности и неудобства.
Школьники должны научиться:
- сосредотачиваться на выполнении задания;
- не слушать объяснения для другого класса;
- не обращать внимание на картинки и другие материалы, предназначенные не им;
- не слушать ответы учеников другого класса;
- моментально перестраиваться, когда учитель обращается к ним.
Ведущих форм усвоения новых знаний, умений в начальной малокомплектной школе две: самостоятельная работа и работа с учителем.
Под руководством учителя и при его непосредственном участии осуществляются:
- некоторые подготовительные упражнения;
- объяснение нового материала на основе предшествующей самостоятельной работы;
- беседы – изложения нового материала;
- объяснения, рассказы, инструктажи;
- дидактические игры;
- первичное восприятие, осмысление, закрепление нового материала;
- диагностика уровня обученности;
- контроль и коррекция усвоенных знаний, умений;
- показ рациональных приемов применения знаний;
- тематическое обобщение материала.
Больше других распространились такие
формы организации процесса усвоения:
- учитель объясняет материал, подкрепляет свое изложение наглядностью, а ученики усваивают и запоминают;
- дети приобретают новые знания, умения в ходе поисковой деятельности, наблюдения, анализа, сравнение фактов самостоятельно и под руководством учителя;
- дети овладевают новыми формами деятельности по образцу и по аналогии;
- дети усваивают самостоятельно новые знания, умения по учебникам, алгоритмическим предписаниям, используя сеть интернет, энциклопедическую литературу, словари, учебники, справочники.
Современный урок – это урок, дающий учебно – воспитательный результат, поднимающий учащихся на очередную ступень в их развитии, урок, который способствует привитию интереса к предмету, к занятиям, приобщает учащихся к умственному труду.
В 1 классе все основные языковые и речевые понятия, умения и навыки, включая звуковой анализ и усвоение букв, проводятся через ступени «познавательной лестницы», что значительно повышает качество усвоения. Познавательная ориентация курса позволяет учесть в обучении все ступени «познавательной лестницы» - практическую, образную, знаковую. Этот подход открывает и несколько иной путь усвоения грамматических понятий. Не усвоение их в готовом виде, а «разворачивание» познавательного процесса их получения: от наглядного практического уровня к абстрактному, от смысловой стороны слова (лексического значения) к грамматической, от содержания к форме.
Взаимосвязь содержания и формы в слове моделируется языковым знаком. В языковом знаке выделяются содержание (обобщенное отражение действительности в сознании людей) и форма знака. Форма знака выступает как заместитель этого содержания. Содержание языкового знака находится в лексическом значении слова. К языковому знаку можно отнести не букву, а слово (морфему или предложение), которое имеет: словесное значение (план содержания) и соответствующую знаковую (буквенную) формулу (план выражения). Сформировать у ребенка правильное представление о языке как знаковой системе, имея в виду лишь его звуко - буквенную формулу, не возможно. Модели слов показывают, как близкие по значению слова могут быть совершенно различны по своей форме, совсем не похожи по смыслу (лисички – грибы и животные), или например слова, имеющие общие звуковые элементы (вода – водитель), никакой содержательной общности не имеют. Включив язык в знаковую систему, семиотический подход дает возможность лучше осмыслить его знаковую природу и снять трудности в различении понятий слово и предмет, знак и значение, форма и содержание.
Использование упражнений и таблиц на уроках обучения грамоте, с помощью интерактивной доски, поможет ребенку научиться читать осознано и быстро.
В школу поступают дети с разным уровнем, а иногда с замедленным психическим развитием, со слабым здоровьем, не подготовленные к учебному труду, требующие волевых усилий и умения работать на уроке.
В учебе отстает тот ребенок, у которого мал словарный запас, который в силу этих и других причин, связанных с развитием психики, боится выражать вслух свои мысли. Опорные таблицы и специально подобранные группы слов играют большую роль в преодолении замкнутости. На таблице ученик видит необходимое для ответа слово, учится давать с опорой на нее точные смысловые ответы. На первых уроках введения нового термина в речь учащихся важно обеспечить оптимальный темп ведения урока – тратить время на восстановление его памяти. Полезнее на уроке создать такие условия, при которых ученик смог бы употребить лишний раз новый термин в собственной речи в разных предложениях. Учитель привлекает внимание детей к таблице. Одновременное слуховое и зрительное восприятие нового слова способствует осознанию и вхождению его в активный словарь ученика.
Кроме замкнутых детей все чаще и чаще наблюдаем непоседливых детей, которым, кажется: это для него просто, он уже все знает. В ответах таких детей опускаются, например: «Приставка стоит перед корнем». Но ведь приставка – это, прежде всего часть слова, имеющая определенное значение. Такие дети не любят объяснять и свои действия. Знания, не закрепленные словом, быстро улетучиваются, они нестойкие. Бывает, что такие дети отстают в учении.
Использование опорных таблиц и требование учителя к ответам сдерживают и направляют мысль ученика в нужном русле, приучают его к полному и точному выражению мысли. Кроме этого, остальным детям легче следить за ответами и подмечать в них неточности. Осознание терминов позволяет более продуктивно на последующих уроках проводить различные тренировочные упражнения с целью приобретения определенных умений и навыков. Происходит взаимопонимание учителя и ребенка.
Опорные таблицы нужно составлять исходя из учебных задач, значимости их и необходимости использования более длительное время.
Роль опорных таблиц важна. Сочетание слухового и зрительного восприятия с одновременным проговариванием учащимися сути своей деятельности помогают достичь желаемых результатов.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, -
игровая технология обучения. Игра занимает значительное место впервые годы обучения детей в школе. Вначале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.
В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи, правильно подбирать слова в предложениях и т.д., т.е. развивать фонематический слух, быстроту мышления. Игра ставит учащихся в условиях поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры.
Включение в урок игр, а именно викторин, интеллектуальных марафонов, спортивных эстафет, путешествий по изученному материалу, делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей доброе рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.
Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи, шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.
Очень многие игры заключают в себя вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто быстрей? Отвечай сразу. Кто верней?»
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Значительная часть игр дает возможность учащимся сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.
Например, при закреплении учащимися знания таблицы сложения с переходом через десяток я часто использую игру «Поймай рыбку».
На магнитной доске прикреплены рыбки, на которых написаны примеры.
Двое учащихся выходят к доске и по команде начинают решать выражения. Остальные учащиеся выполняют задания в тетради. По истечении времени, отведенного на вычисление, ученики сверяют свои ответы с доской. Тот из учеников у доски, кто решил большее количество выражений, поймал больше рыбок. Он считается лучшим рыбаком в данной игре.
Для закрепления знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10 можно использовать игру «Самый быстрый почтальон».
Учитель раздает пяти ученикам по одинаковому числу карточек (писем), на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание. Каждая парта – это пронумерованный дом. Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома.
Кто быстрее и правильно разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.
Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме повторить таблицу сложения и вычитания, внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.
Многие игры и упражнения я строю на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.
В процессе обучения задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность, активность мышления учащихся, умение находить нужную информацию. Для достижения этих целей используются технология проблемного обучения, проектная технология. Вопросы самостоятельности и формирования активности мышления учащихся в условиях начальной школы, и особенно малокомплектной, очень важны. Постоянное наличие отвлекающих помех, большая доля самостоятельной работы на уроке – все это требует особого подхода к организации и проведению уроков. Учащиеся при выполнении самостоятельной работы не всегда могут получить своевременную помощь от учителя. Поэтому проявление собственной инициативы учащихся является важной частью работы на уроке. Учителю необходимо тщательно продумывать планы уроков, определять содержание и место самостоятельной работы, формы и методы ее организации. Главная задача учителя научить детей выполнять урочную или домашнюю работу (например, в виде проектов) самостоятельно, осознано с описанием собственных решений, доказательств, выводов. Только в этом случае учащиеся будут выполнять задания с удовольствием. При этом необходимо предусматривать уровень сложности и объем работы, трудности и возможные ошибки, которые могут возникать у детей в ходе ее выполнения.
Использование на уроках технологии уровневой дифференциации, помогает организовать самостоятельную работу, работу в парах или работу в группах учащихся с использованием дидактического материала в виде карточек, тестов, зрительных диктантов с разноуровневой дифференциацией на индивидуальных компьютерах. Карточки и зрительные диктанты позволяют обеспечивать индивидуальную работу в зависимости от уровня подготовленности учащихся.
Дидактический материал с использованием ИКТ окажет помощь в подборе дополнительных заданий для усвоения программного материала, закрепления по основным темам, а также при проверке и контроле знаний (тестов).
Основными целями использования дидактического материала являются:
- формирование у детей интереса к предмету;
- развитие наблюдательности, памяти;
- совершенствование навыков;
- воспитание самостоятельности в принятии и поиске разных вариантов решения.
Коррекционно – педагогическое воздействия тесно связаны с лечебно – оздоровительными мероприятиями. Особая роль для работы в условиях дифференцированного и разноуровневого обучения принадлежит охране и укреплению психоневрологического здоровья.
В школу приходят дети с разным запасом знаний, с разным потенциалом. Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное для него задание.
Одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику с низкими учебными возможностями на уроке предлагается задание, к которому он еще не готов, с которым он не может справиться, а ученик, с высокими учебными способностями быстро справившись с заданиями, скучает. Хорошо если у ребенка будет возможность выбора задания, по своим силам. Поэтому задания подбираю так, что при единой познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью трудности. Задания составлены таким образом, что к достижению единой цели учащиеся идут разными путями.
При выполнении первого уровня ученик закрепляет базовые знания на основе краткого объяснения (с помощью схем, краткой записи задачи и т.д.) Второй уровень - уровень, при котором ученик выполняет задание самостоятельно. Третий уровень повышенной сложности. Он предполагает не только выполнение заданий на отработку учебного материала, но и на развитие логического мышления.
Целесообразность обучения с применение технологии уровневой дифференциацией обусловлена стремлением создать более благоприятные условия для гуманизации образовательного процесса, творческого развития каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и интересов.
Одно из условий успешного усвоения школьного материала — интерес к учебе. Интерес же возникает тогда, когда ребенок с удовольствием выполняет задание. На уроках математики использую задания в форме игры, тесты на индивидуальном компьютере.
Особенно сложно организовать самостоятельную практическую работу учащихся при решении задач и обеспечить им, если в этом есть необходимость, своевременную помощь. Прежде всего, здесь необходимы карточки с учетом уровня имеющихся знаний учащихся. Так, например, для сильных учащихся можно предложить задание: решить задачу, составить и решить обратную задачу, для других учащихся такое задание непосильно и им необходима помощь. С этой целью полезно предложить одним карточку с краткой записью или иллюстрацией задачи, другим — карточку с планом решения задачи. В некоторых случаях необходимо увеличить объем работы, в других - предложить задание творческого характера.
При организации самостоятельной работы необходимо продумать проведение контроля и оказание помощи учащимся. С этой целью на обороте карточки пишутся ответы. Если ответ не совпадает с решением задачи и ученик не может самостоятельно найти ошибку и правильное решение, на помощь приходит учитель.
В начальной школе больше внимания должно уделяться развитию памяти, орфографической зоркости. Развитию данных качеств, способствуют зрительные диктанты, которые я ввожу с 1 класса.
К зрительным диктантам можно подобрать разнообразные задания, например:
• подчеркните главные члены предложения;
• подчеркните безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением;
• подчеркните парные согласные в корне слова;
• выпишите словосочетания.
Данные задания обычно я использую для повторения и закрепления пройденного материала.
Рассматривая ребенка как единое целое, нужно стремиться осуществлять комплексный подход на всех этапах работы с ребенком с применением здоровьесберегающей технологии.
Клиническое, психологическое и педагогическое направления работы помогает учителю начальных классов и родителям получить информацию о состоянии здоровья ученика, возможных причинах неуспеваемости, потенциальных возможностях, причине личностной дезадаптации. Такая работа позволяет учителю начальных классов осуществлять обучении с индивидуальным подходом. Ведь от этого зависит не только дальнейшее обучение ребенка, но часто и его судьба, здоровье.
Современный учитель начальной школы должен обладать комплексом знаний по физиологии, психологии, дефектологии и логопедии, и не только знать, но и уметь применять их на практике с целью помочь ученику, а не сломать его и не навредить.
Любой проблемный ученик – это ребенок с той или иной формой дезадаптации, нуждающийся в индивидуальном дифференцированном процессе обучения.
Методы обучения должны быть соотнесены с уровнем познавательной деятельности детей. Они должны быть направлены на развитие у детей активности и самостоятельности в приобретении знаний.
Заключение.
По теме «Современные образовательные технологии» работаю уже несколько лет. Собрала достаточно большой материал: методические пособия, сборники дидактического материала, мною разработанные карточки и конспекты уроков, в которые вношу изменения и дополнения.
В своей творческой работе я описала некоторые методы и приемы обучения, которые я использую на своих уроках. Недаром говорят, что человек всю жизнь учится. Так же и учитель, чем больше стаж работы, тем больше хочется знать, искать новые технологии обучения, программы, создавать свои методические разработки. С каждым годом стараюсь расширить свой педагогический опыт, включить в свою работу современные технологии, сделать ее разнообразной и целенаправленной.
Что влияет на успеваемость учащихся? В первую очередь то, в каком объеме, в какой форме учитель преподносит новый материал, как дети будут повторять, вспоминать пройденные темы. Конечно, для этого важно создать последовательность передачи новой информации учащимся, выстроить определенный алгоритм. Для этого я использую опорные слова, знаки. В процессе работы выстраиваю цепочку слов, знаков на магнитной доске, то есть появляется схема, по которой можно кратко изложить и повторить любую пройденную тему. С помощью схем дети учатся запоминать нужную информацию, отвечать осмысленно и уверенно на поставленные вопросы
Наравне с введением технологии обучения на основе таблиц, схемных и знаковых моделей учебного материала я ввожу индивидуальные карточки с использованием ИКТ, дидактические игры с использованием наглядного материала, ребусов, загадок.
Карточки по математике и русскому языку с использованием ИКТ дают возможность мне уделять больше внимание более слабым, помочь им освоить трудный материал. Дети очень любят работать по карточкам, помогать друг другу.
В течении года провожу тестирование, как в прописях, тан и с использованием индивидуального компьютера. На основе тестирования корректирую свои календарно-тематические планы, ставлю перед собой цели на будущее, планирую дальнейшую работу.
Особое внимание на уроке уделяю самостоятельной работе. Эффективность самостоятельной работы непосредственно зависит от её организации. Здесь нет мелочей, любой непродуманный шаг оборачивается потерями сил, интереса, времени.
Планируя и предлагая самостоятельную работу в классе – комплекте, учитель должен:
- хорошо понимать ее цели;
- отчетливо видеть ее место и роль в общей структуре учебного процесса и в структуре данного урока;
- ориентироваться в требованиях определенного уровня овладения учебным материалом;
- максимально учитывать уровень подготовленности и возможности учеников;
- использовать активные, индивидуальные и дифференцированные задания;
- предвидеть трудности и «барьеры», которые будут возникать во время выполнения самостоятельной работы;
- обоснованно выбирать ее объем;
- разнообразить самостоятельные задания по содержанию;
- предлагать ученикам интересные, нестандартные самостоятельные работы, составленные в форме викторин, кроссвордов, игр, считалок и т.п.;
- определять длительность самостоятельной работы и следить за расходованием времени;
- готовить необходимые дидактические материалы;
- искать рациональные способы проверки работ;
- проектировать развивающие самостоятельные работы с учетом достигнутого уровня;
- правильно сочетать самостоятельную работу с работой под руководством учителя.
Сложность работы учителя в малокомплектной школе обуславливается тем, что ему ежедневно приходится готовить до 8- 12 уроков, распределение внимания между двумя – тремя классами. С этими задачами он справляется лишь после длительной и разносторонней подготовки, приобретая ряд профессиональных навыков.
Считаю свою работу интересной, полезной, нужной как для самой себя, так и для учеников. В дальнейшем хочу продолжить работать по этому направлению, так как не все нестандартные методы и приемы обучения мною изучены.
Рекомендуем посмотреть:
Самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС
Интегрированный урок в начальной школе
Самоанализ урока по учебному предмету "Шахматы" в начальной школе
Формирование метапредметных УУД в начальной школе. Из опыта работы
Похожие статьи:
Современные формы проведения уроков русского языка в начальной школе