Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Вот он хлебушек душистый!"
Программные задачи:
– познакомить детей с важностью и значением музеев для города и людей;
– расширить знания детей об истории появления хлеба как продукта питания;
– уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба (зерновых культур), об орудиях труда, которые необходимы для подготовки почвы и сбора урожая в древние времена;
– закрепить правила поведения в музее;
– развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук;
– расширять словарный запас: экспонат, экскурсовод, пшеница, рожь, зерновые культуры, соха, серп, цеп, коса, вилы;
– воспитывать интерес к жизни людей в давние времена.
Ход занятия
– Ребята, я вам принесла загадочную коробочку. И только я знаю, что в ней находится.
– Вам интересно?
– В ней находится «чудо земли». Дам вам подсказку.
Загадка
– Отгадайте легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет.
(хлеб)
– Давайте назовем его ласково – хлебушек, хлебушко.
– В народе говорят «хлеб – всему голова».
– Для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, нужны три силы: земля, солнце, труд.
– Мы с вами много беседовали о том, как люди выращивают хлеб, какую технику и орудия труда используют. На поля выходят трактора, сеялки, комбайны, а вот как люди выращивали хлеб в старину, вы не знаете, ведь раньше не было таких машин, хотите узнать?
– Тогда…
– Чтоб провести нам время интересно
И с пользой для себя и для друзей,
Нам долго выбирать не нужно место,
Мы дружно отправляемся в музей.
– А что такое музей? Музей – хранилище различных предметов
(экспонатов), документов, фотографий, которые связаны с историей нашего города и области. В нашем городе есть разные музеи: исторический, музей искусств, художественные галереи, а также есть специализированные музеи: природы, воды, хлеба.
– Как называется человек, который рассказывает об экспонатах?
(экскурсовод)
– Разрешите мне быть сегодня экскурсоводом, а вы, ребята, будете посетителями музея. Я вас приглашаю в наш мини-музей хлеба.
– Давайте с вами вспомним правила поведения в музее.
(ответы детей)
– Сегодня я расскажу о том, как выращивали хлеб в старину, какие орудия труда были.
– Когда-то древние люди еще не умели приручать животных и выращивать растения. Они ходили по полям и лесам, собирали съедобные травки, корешки, плоды, чтобы не умереть с голоду, пробовали жевать зёрна, и они пришлись людям по вкусу. Тогда-то и начали они выращивать хлебные злаки, но ведь для этого были необходимы орудия труда. Древние люди стали изготавливать их из деревьев, а немного позже появились и железные орудия труда. Землю пахали деревянной сохой, а затем железным плугом, который тащила лошадь. Потом землю причесывали, т.е. приглаживали землю бороной. День сева был самым праздничным днём, люди надевали нарядную одежду, вешали на себя лукошко с семенами, которые разбрасывали в землю.
Физкультминутка «В землю зёрнышко упало»
– В землю зёрнышко упало,
Подрастать на солнце стало.
Дождик землю поливал,
Колосок всё подрастал.
Вдруг весёлый ветерок
Закачал наш колосок.
– Вы немного отдохнули, давайте продолжим нашу беседу.
– Когда созревали зерновые культуры, люди брали в руки косы, серпы, вилы и убирали с полей зерно. А потом с помощью молотила и цепы выбивали зерно из колоса
(рассматриваем орудия труда).
– Затем зерно везли на мельницу. Вот как трудно выращивать хлеб.
– Хлеб – главное богатство на все времена, и его нужно беречь и помнить, чтобы вырастить урожай зерновых надо много трудиться, любить родную землю, беречь её, ценить труд хлебороба.
(На столе тарелочки с зерном).
– Чтобы зерно поделилось с нами энергией солнца, подарило нам бодрость и здоровье, возьмите в руку щепотку зёрнышек:
– пересыпьте из одной руки в другую;
– пересыпьте на одну ладошку, и каждым пальчиком другой руки надавливаем на зёрнышки;
– потрём ладошку об ладошку;
– разделите зерно на две ладошки, сжимаем и разжимаем кулачки;
– ссыпаем зёрнышки на одну ладошку, а затем в тарелочку.
– Вот наши ручки и разогрелись.
– А теперь посмотрите, у вас на столах лежат листочки с изображениями древних орудий труда
(коса, серп, вилы, цеп).
– Вы должны будете их дорисовать, а затем эти картинки мы подарим детям другой группы, в которой пока нет такого музея о хлебе.
– Ребята, вам понравилась сегодня экскурсия по мини-музею?
(ответы детей)
– Нужны ли нам такие мини-музеи?
(ответы детей)
– Ребята, а теперь я приглашаю отведать душистый и мягкий хлебушек, который приготовила для вас.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД на тему: Зима для детей подготовительной группы
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы. Ранняя весна
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Цирк. Речевое развитие
Совместная деятельность для детей подготовительной группы. Путешествие по сказкам
Похожие статьи:
Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе