Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование первичных этнокультурных представлений у дошкольников

Сообщение на тему: «Формирование первичных этнокультурных представлений о культурах разных национальностей, проживающих в регионе, воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Во все времена система образования была основным хранилищем и транслятором народных культурных традиций, участвуя в формировании менталитета личности, в развитии её диалогичности, в воспитании патриотизма и культуры межэтнического общения.

Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей. 

Этнокультурный аспект воспитания преследует цель - через приобщение детей к культуре родного народа, пробудить интерес к изучению культуры народов ближайшего национального окружения с последующим ознакомлением с культурой народов мира. Эта задача должна решаться на протяжении всего процесса воспитания и образования ребенка. Носителем этнокультурных традиций и исторической памяти должны и могут стать наши дети. И не только носителями, но и продолжателями творческого преображения жизни на основах высокой нравственности, духовности и гармоничного развития личности.

В соответствии с программой «В мире разных национальностей» был разработан план, реализуя работу по нему, использовали разнообразные формы работы с детьми (беседы, рассказ педагога, показ иллюстрации, видеозаписей, фотографий, презентаций).

Работая с детьми в данном направлении обязательно стараюсь использовать ситуации с этнокультурным содержанием, наглядное моделирование.

Наработан материал: подборка слайдов «Прогулки по временам, странам, городам и столицам»; иллюстративный материал «Костюмы разных национальностей»; аудиозаписи народной музыки; открытки «Национальные блюда». Подготовили, «Ситуационные задачи», подборку «Модели моральных понятий».

Приобщение воспитанников к миру словесного искусства происходит как на материале устного народного творчества, так и на произведениях художественной литературы. Был сделан альбом «Литература и искусство разных национальностей»; создана подборка книг «Сказки народов мира», после прочтения и обсуждения сказок составели кроссворды на тему «Герои русских сказок». Дети с большим удовольствием инсценировали таджикскую сказку «Бояка- Небояка» и русскую народную «Петушок и бобовое зернышко».

Знакомлю детей с фольклорными произведениями разных жанров, а именно, слушаем и поем народные песни разных национальностей, разучиваем движения национальных танцев и исполняем несложные танцевальные композиции.

Разнообразные виды деятельности пробуждают детское творчество, фантазию, обогащают и развивают ребенка, прививают ему любовь к народному искусству, традициям, обрядам, языку. Это мы закрепляем в продуктивных видах деятельности (рисунки, аппликация, лепка). Знакомим с кружевоплетением, гончарным искусством, резьбой по дереву, художественной росписью.

 Одним из основных компонентов, составляющих культуру народа, является праздник. Праздничная культура имеет свою специфику, несет в себе колорит народа. Недаром народные праздники называют кладезем национальной культуры, хранящим сокровища многовековой давности. Большой отклик у детей и родителей вызвала «Осенняя ярмарка», прошедшая в ДОУ. На ней родители в национальных костюмах представляли свои традиционные блюда (хлеб разных народов, национальные закуски, десерты, праздничные блюда в национальной посуде), а так же «Рождество», «Коляда», «Масленица», «Пасха» - всегда интересны детям. Они узнают об истории и символах народных праздников,

Трудно переоценить и воспитательное значение народных игр. Многие народные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых национальных игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Народные игры способствуют воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни. Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность, игра, как никакой другой вид деятельности насыщена социальным содержанием. В ней ребенок искренне, непосредственно выражает свои мысли и чувства – симпатию и дружеское отношение к людям других национальностей. Наши дети с большим удовольствием участвуют в народных и хороводных играх («Ручеек», «Золотые ворота», «Колдунчики», «Лапта», «На горе-то калина», башкирские - «Юрта», «Медный пень» и «Палка-кидалка», дагестанская «Бег к реке» и т.д.)

Хранителем традиций является семья как традиционно устоявшаяся структура общности людей, живущих вместе, связанных родственными узами, ведущих общее хозяйство и несущая в себе этнические характеристики традиционной системы семейного воспитания. Большое внимание я уделяю таким направлениям воспитательной работы, основанным на этнокультуре, как «В кругу семьи», «Мой детский сад», «Мой друг». Поэтому во всех мероприятиях у нас активными участниками бывают не только дети, но и родители. Мы проводим много бесед о своих родных, чтобы знать историю семьи, знать традиции своего народа. Важное место в нравственном формировании детей занимает привитие уважения и почитания старших. Одним из мероприятий в этом направлении является проект «Семейное древо», «Ветеран живет рядом». В детском саду оформлен информационный стенд для родителей «Я, ты, он, она – вместе дружная страна» , на котором отображен этнографический состав воспитанников и работников ДОУ.

Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». При этом, вначале у ребенка должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что работа по этнокультурному образованию, по краеведению позволила нам не только решить проблему расширения кругозора у детей, привить навыки творческого, самостоятельного мышления, активизировать познавательную деятельность. В результате дети постепенно начинают осознавать необходимость изучения истории, культуры, природных особенностей родного края, своей малой Родины и проявляют к этому интерес. Учит межнациональной дружбе, жизни в многонациональном сообществе, бережному и терпимому отношению к своеобразию других культур и традиций, жизненных устоев.

Рекомендуем посмотреть:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в детском саду Конспект интегрированной НОД детей подготовительной группы. Камчатка и её коренные жители Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Мой город Ржев Работа с родителями в детском саду. Нравственно-патриотическое воспитание детей
Конспект занятия "Хлеб - всему голова" в подготовительной группе
Опубликовано: 564 дня назад (11 мая 2023)
Просмотров: 428
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Татьяна Гуляева # 12 мая 2023 в 21:11 0
Светлана Валентиновна, добрый вечер!
Ознакомилась с Вашей статьей и считаю Вашу работу очень значимой в свете происходящих в мире событий. Очень важно знать и ценить культуру другого народа, уважать её. Так как дошкольный возраст - период становления норм и правил, именно сейчас важно воспитывать в детях толерантность, культуру межэтнического общения, чувство патриотизма. Что Вы и делаете.
Голос.