Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.
Автор: Терентьева Елена Валерьевна, воспитатель
Место работы: МДОУ д/с № 22 г. Ржева Тверской областиКонспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Мой город Ржев — моя малая Родина»
Описание материала: данный конспект разработан для проведения занятия по познавательному развитию в старшей группе. В ходе занятия дети расширят и закрепят свои знания о своем родном городе, познакомятся с понятием «малая Родина».
Назначение: конспект будет полезен воспитателям детских садов.
Цель: расширить и углубить знания детей о своей малой Родине – Ржеве.
Задачи:
Раскрыть историческое понятие слова «город»;
Познакомить с разными городами, определить их отличительные черты; Обсудить с детьми понятие «Малая Родина», продолжить знакомить с родным городом, обогащая и расширяя знания о памятных местах города; Воспитывать любовь к родному городу;
Формировать нравственные качества личности;
Развивать речь, обучая составлению рассказов;
Продолжить знакомить с устным народным творчеством через стихи, пословицы и поговорки о Родине, родной земле;
Учить передавать в аппликации образ города;
Совершенствовать навыки безопасной работа с ножницами, клеем;
Воспитывать навыки коллективной работы,
Материалы и оборудование:
фотографии памятников и достопримечательностей родного города;
ватман с нарисованными дорогами, деревьями, вырезки зданий из журналов;
Ход:
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, что это у меня в руках? (глобус)
Правильно! Это глобус. Макет нашей планеты Земля. Посмотрите, ребята, на глобусе голубым цветом показаны океаны, моря, реки, озера. Коричневым, желтым – земля: горы и равнины, пустыни. Зеленым – растительный мир. А что еще можно увидеть на глобусе? Посмотрите на эти точки: маленькие и большие. Как вы думаете, что они обозначают? (города)
-Правильно, это города,
-Знаете ли вы, почему место, где живет много людей, называется городом? Произнесите слово «город» медленно, вслушайтесь в это слово. В сказках, былинах город по- старинному называли град: Киев- град, Москва – град. В давние времена велись частые войны за землю, и, чтобы защитить себя от врагов, люди огораживались высокими заборами, а потом ставили крепости. Вы слышите в словах «огородить», «огораживались» знакомое слово? С тех пор огороженное место называют городом. Так от старинного слова «град» образовалось современное слово «город».
- Посмотрите на глобус. Какая большая наша планета Земля. Сколько стран на ней расположено! Ребята, а вы знаете, в какой стране живете? (в России)
- Правильно! Мы живем в России. Это наша Родина. А что означает слово Родина? Слово Родина на разных языках мира звучит похоже.
Родина
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
(Т. Бокова)
- Вы сказали, что Россия – это Родина для всех людей, родившихся и проживающих в ней, большая Родина. А вы знаете, что у каждого человека, у каждого из нас есть малая Родина. Как вы думаете, что мы называем малой Родиной? (город, в котором родились).
- Много на нашей планете городов. У каждого есть свое имя, как у человека. Города бывают молодые и старые, шумные и спокойные. А в каких городах бывали вы? В каком городе вы родились и живете? Значит ваша малая Родина – это город…(Ржев)
-Полюбуйтесь на наш город с высоты (выставляет фотографии, иллюстрации).
Это небольшой город, с небольшим количеством проживающих в нем людей, не шумный. В нем есть большие дома и маленькие. По улицам нашего города движется много машин. В городе есть площадь, парки и скверы, кинотеатр, памятники, музей, библиотеки.
предлагаю вам прогуляться по городу.
Физкультминутка
Ты мой друг и я твой друг!
Посмотрите все вокруг:
Сколько здесь домов высотных, сколько маленьких вокруг.
Вот музей, а вот театр, здесь покажут нам спектакль.
Есть и школы, и сады для веселой детворы!
Вот красивый мост стоит, внизу реченька журчит,
Мы по городу гуляли, мы о городе узнали!
-Понравилась вам прогулка по городу?
-Расскажите, в каком городе мы живем.
-Как называется город? Какой этот город?
-Расскажи о любимом месте в городе?
-Расскажи о городе в один из сезонов года?
-Как назывался город, когда его только начинали строить? (град) .
- Какое название города вам больше нравится? Почему?
-Мы с вами – одна большая дружная семья, живущая в одном городе. Про нас говорят - это земляки.
-Мы сказали, что каждый город имеет свое название, имя. А знаете, как называют людей, проживающих, например, в Москве? Москвичи.
Д/и «Назови правильно» :
Воспитатель называет город, а дети говорят как называют его жителей. Сочи - сочинцы, в Крыму , в Твери, в Новгороде, а как следует называть жителей нашего города Ржева? (Ржевитяне) Молодцы!
- Мы любим свой родной город, свою землю. Издавна народ русский свою землю славит. Мы знаем, какой тяжелой была судьба нашего города, Ржев пережил страшные дни во время ВОВ. В Ржеве велись тяжелые, кровопролитные бои, было много потерь среди защитников города, но Ржев выстоял и 3 марта 1943 года был освобожден от фашистских захватчиков. В наши дни Ржеву было присвоено звание Города Воинской Славы.
Много стихов посвящено Ржеву. Послушайте одно из стихотворений:
Древний Ржев-городок на Волге –
Не знаком вам? Что ж, может быть…
Жил он долго в веках и скромно,
Всё, что скромно – легко забыть…
Лишь в молве все свежи и ярки
Из истории давних лет
О поручике Ржевском байки,
Но узнал Ржев и много бед…
Были войны, но всех кровавей
Лик последней большой войны,
На которой под Ржевом пали
Сотни тысяч - России сыны.
Берега, перелески, рощи
Их останков покой хранят.
В деревеньках под Ржевом молча
Обелиски, погосты стоят…
Пусть же в память живых и мёртвых,
От весенних дождей посвежев,
Будет славой увенчан город
Русский город, мой город Ржев…
(С. Алдошин)
- Много в народе пословиц и поговорок о родной земле и родном крае, давайте вспомним некоторые из них:
• Всякому мила родная сторона.
• Где кто родится, там и пригодится.
• Дома и стены помогают.
• Своя земля и в горсти мила.
• Родная землица и во сне снится.
- Как вы понимаете эти пословицы и поговорки?
- После войны пришлось всем потрудиться, чтобы восстановить наш славный город. Сейчас Ржев процветающий город, в котором живут счастливые люди.
- Назовите основные достопримечательности нашего города.
- На каких предприятиях трудятся жители нашего города?
- Что еще есть у нас в городе?
- Ребята, я предлагаю вам сделать
аппликацию «Ржев – город будущего».
Аппликация «Ржев – город будущего» (коллективная композиция)
-Вспомните, какие дома вы видели на улице. Спросить об их форме, расположении в пространстве. Предложить детям выбрать и рассмотреть заготовки иллюстраций зданий из журналов и вырезать. Спросить у детей, как они думают, что будет находиться в каждом здании. Вместе с детьми найти место для каждого дома в общей композиции. Напомнить о правилах поведения во время работы, о правилах безопасного обращения с ножницами. Перед началом работы выполнить пальчиковую гимнастику.
Дом
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нём,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла.
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
Солнце было, дождик шёл,
И тюльпан в саду расцвёл.
Итог НОД:
- О чем говорили?
- Откуда пошло слово город?
- Что такое малая родина?
- Что нового узнали о своем городе?
- Какую аппликацию выполнили?
Рекомендуем посмотреть:
Краеведческое исследование. Родники нашего края
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в детском саду
Конспект интегрированной НОД детей подготовительной группы. Камчатка и её коренные жители
Работа с родителями в детском саду. Нравственно-патриотическое воспитание детей
Похожие статьи:
Занятие в старшей группе детского сада на тему 23 февраля
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы
Конспекты занятий по математике в старшей группе
Конспект занятия на тему «Заповедник» в старшей группе