Консультация для воспитателей «Воспитание звуком»
Уважаемые коллеги, я думаю никто не будет спорить, что одной из больших проблем при организации воспитательно-образовательного процесса является то, что многие дети не умеют слышать и слушать. По моим наблюдениям это часто не поведенческая проблема, а проблема сенсорного характера.
В сегодняшнем мире дети просто с рождения привыкают к ярким зрительным эталонам, которые дают им основную информацию. А вот слуховая информация оказывается вторичной. Я думаю многие наблюдали как в поликлинике ребенок увлеченно смотрит мультике на планшете, телефоне. И то что он не слышит озвучения ему не мешает. Недостаточное развитие слуховых анализаторов в последствии сказывается и на школьной успеваемости.
Наша же
задача – всестороннее развитие личности ребенка. Поэтому в своей работе я активно использую музыку. У меня есть картотека подборки СД-дисков, которая включает методики логоритмики (Железнова, Раздобарина), классической музыки (доказано ее благотворное влияние на психику детей, а детки у нас в группах разные; да и формирование эстетического вкуса – одна из наших задач); музыка для релаксации (полезна как в работе с гиперактивными детьми, так и при необходимости успокоить, умиротворить все ребят); шумовые эффекты (помогают «погрузить» ребят в ситуацию, «включить» воображение), сказки – «Шумелки», стихи в сочетании с песнями (со звуковыми эффектами так же, в отличии от просмотра фильмов или просто чтения, наиболее легко задействовать воображение ребят, их эмоциональную сферу). Музыкальная аэробика, зарядка бодрят, дисциплинируют, позволяют начать день с мажора; задают темп упражнениям.
Хочу немного подробнее остановится на
логоритмике.
«Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними».
Г. А. Волкова «Логопедическая ритмика»
Методами элементарной логоритмики можно в доступной и интересной форме:
• развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику (диск «Сказочки – шумелки», «Веселая логоритмика»;
• регулировать процессы возбуждения и торможения «Золотые ворота», классическая музыка, музыка для релаксации;
• формировать координацию движений, ориентировку в пространстве на зарядку становись»;
• расширять словарь детей «Русские народные сказки» и многое другое.
• Сюда же относится и воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков;
а также представлений об эстетической красоте родной речи.
• Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Поэтому утреннюю гимнастику я всегда сопровождаю специализированными или просто подходящими песнями.
Сейчас очень распространено применение логоритмических упражнений как части методик раннего развития или в логопедических группах. На самом деле логоритмика, как уже было отмечено выше, эффективна в работе с любыми детьми. Она позволяет задействовать все тело, большинство органов чувств (кроме обоняния, пожалуй).
Таким образом, скажу словами В.А. Сухомлинского: «Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка — это язык чувств. «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка (…). Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления».
Фонотека.
1. Железновы Е. и С. «Золотые ворота»: подвижные и коммуникативные песенки-игры для развития воображения, памяти, чувства ритма и музыкального слуха.
2. Железновы Е. и С. «сказочки-шумелки»: для музицирования, развития слуха и речи детей от 2 до 6 лет.
3. Железновы Е. и С. «Весёлые уроки»: подвижные музыкальные игры для детей 2-5 лет».
4. Железновы Е. и С. «Весёлая логоритмика»: музыкально-игровые упражнения, логоритмичекие стишки и песенки для детей 2-6 лет.
5. Железновы Е. и С. «абсолютный слух от 1 до 5»
6. Железнова Е. «Топ-топ, хлоп-хлоп».
7. Железнова Е. «Аэробика для малышей»
8. Раздобарина Л. «Лесные приключения»: для слушания детьми от 1 года; для разучивания и исполнения в постановках детских мюзиклов-сказок.
9. Раздобарина Л. «Песенки детские-деревенские»: для слушания детьми от 1 года; для разучивания и исполнения в постановках детских мюзиклов-сказок.
10. Раздобарина Л. «Ромашковые песенки».
11. Пушкин А. С. Лукоморье»: инсценировки по сказкам.
12. «Снегурочка» русские волшебные сказки.
13. «Семеро козлят»: русские народные сказки.
14. «Что такое хорошо и что такое плохо?»: стихи и пени для дошкольников.
15. «Так или не так?»: стихи и пени для дошкольников.
16. «Русские песни для малышей».
17. «Улыбка»: песни из советских мультфильмов.
18. Чайковский «Детский альбом».
19. Шедевры классической музыки (выпуск №5).
20. Шедевры классической музыки (выпуск №1).
21. Шедевры классической музыки (выпуск №3).
22. Русские театральные шумы 1 (природа, птицы, животные, деревня).
23. «Маша и медведь»: русские народные сказки.
24. Гладков Г. и Энтин Ю.: музыкальная сказка Голубой щенок», любимые пени из «Бременских музыкантов» и др. сказок.
25. «Григорий Гладков детям «Пластилиновая ворона и другие…»
26. «Любимые пени из мультфильмов» (чать2).
27. Тютюнникова Т. Из чего родилась музыка?»: фонотека звуков, издаваемых различными материалами.
28. «К 70-летию Ю. Энтина «Золотые шлягеры».
29. Маршак С. «Шалтай-Болтай».
30. «Голоса лета»: музыка для релаксации.
31. «Целебная музыка»: музыка для релаксации.
32. «На зарядку становись» Протасов М.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для педагогов дошкольных учреждений
Консультация для воспитателей ДОУ. Проведение физкультминуток
Как научить ребёнка учить стихи
Нестандартное оборудование в детском саду