Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Опыт воспитательной работы по программе Селевко «Технология саморазвития личности учащегося»

Опыт воспитательной работы по программе Селевко Г.К. «Технология саморазвития личности учащегося. Начало этики (саморегуляция поведения)».
Одной из главных принципов в работе по программе Селевко Г.К в нашей школе является совместная работа классного руководителя и воспитателя. Классный руководитель и воспитатель вместе разрабатывают воспитательный план на учебный год. Внеклассное мероприятие можно проводить как по отдельности, так и совместно, но строго придерживаясь плана.
Задачи раздела «Начало этики»:
• пробудить у ребёнка интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру;
• привлечь внимание учащихся к основным нравственным категориям, первично ознакомить с ними;
• формировать самооценку своих качеств, своих достижений и возможностей;
• ознакомить с понятиями: нравственность, добро, совесть, любовь, трудолюбие, долг;
• ознакомить с азбукой ученья, формами организации здорового режима, культурного поведения;
• ознакомить детей с возможностями управлять собственным поведением;
• создать у учащихся первый опыт самоанализа, саморегуляции поведения;
• формировать положительную эмоциональную Я-концепцию: «Я нравлюсь», «Я способен», «Я защищён».
Для 0-1 классов воспитательный час может длиться до 15-20 минут, а для 2-4 классов до 20-30 минут.
Содержание раздела «Начала этики»:
I. Общечеловеческие ценности
а) Добро. Значение и содержание понятия. Добродетель. Милосердие. Добрый ли ты?
б) Совесть. Правдивость. Справедливость. Честность. Правдивый ли ты?
в) Любовь к близким: матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре; к друзьям и близким знакомым, к слабым, ко всем, кто в нас нуждается; ко всему живому. Любовь к природе (к живой и неживой) как умение понимать, беречь и заботиться о природе. Кого и что ты любишь?
г) Дружба и товарищество. Законы дружбы. Верность и самоотверженность в дружбе, бережное отношение к тем, кого мы «приручили». Твои друзья. Отношения мальчиков и девочек: между собой.
д) Трудолюбие. Посильный труд для себя и близких. Твоё отношение к труду.
е) Отражение нравственности в поведении человека – в поступках, делах, деятельности. «Золотое правило» нравственности. Примеры для подражания.
II. Воспитанность и её составные части
Культура общения, культура внешности, культура быта, культура учебного труда.
III. Культура общения
а) Человек среди людей. Формы приветствия. Формы знакомства и представления. Формы обращения к разным людям.
б) Азбука беседы. Способность выражать свои мысли. Способность слушать. Спор, но не ссора. Поведение во время разговора.
в) Вежливая речь. «Ты» и «Вы». Интонации вежливой речи. Извинение и отказ (несогласие).
г) «У меня зазвонил телефон». Этикет разговора по телефону.
д) Человек среди своих и чужих. Поведение дома и в школе, на улице, в транспорте, в магазине. Поведение в театре, в кино, на концерте, в музее, в библиотеке. Поведение в гостях.
IV. Культура внешности
а) Смотрим в зеркало. Внешний облик. Секреты красоты. Чистота и красота. Здоровье и красота. Гигиена – союзница красоты и здоровья. Взгляд на себя со стороны.
б) Одежда. Немного истории о нашей одежде. Виды и назначение одежды. Уход за одеждой. «Платье чисто, да и речь честна».
в) Осанка и походка. Поза. Жесты и жестикуляция.
г) Причёска. Здоровые волосы – красивые волосы. Уход за волосами. Головной убор.
д) Обувь. Уход за ногами. Красивая и удобная обувь.
V. Культура быта
а) Наш дом. От пещеры до квартиры. Дом. «Мой дом – моя крепость».
б) Уют и красота в доме. Вещи – друзья и помощники. Чистота, порядок, каждой вещи – своё место. Подъезд, двор, улица – сфера внимания и влияния воспитанного человека.
в) Твой уголок в доме. Твоё рабочее место – предмет твоей особой заботы. Предметы, которые окружают тебя. Уход за ними. Твои домашние обязанности.
г) Режим дня. Твоё время и как его беречь. Точность – вежливость королей. Режим дня как средство воспитания воли и характера. Режим дня и здоровье.
VI. Культура учебного труда
а) Азбука учебного труда.
б) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
в) Сделал дело – гуляй смело. Повторенье – мать ученья.
г) Оптимальное чтение.
д) Правила: пять «надо»; пять «хорошо»; «этого делать нельзя».
VII. Сквозная тема курса: На сцене нашего «Я»
а) Наши разные роли – наши разные лица. Я дома (сын, дочь, внук, внучка, сестра, брат и т.д.). Я в школе (ученик, ученица, активист, надёжный товарищ, член кружка, команды, первый ученик и т.д.). Я на улице (прохожий, пешеход, горожанин, горожанка, гуляющий и т.д.). Я в транспорте (пассажир, пассажирка). Я в кино, в музее, театре (экскурсовод, слушатель, посетитель и т.д.). Я в гостях, на отдыхе и в других ситуациях.
б) Неизменное в поведении воспитанного человека в любых ситуациях: вежливость, внимательность, чуткость, тактичность, доброта, честность, бережное отношение ко всему, что его окружает.
Первая особенность работы по программе в том, что есть определенные темы по курсам. Задается тема, а в какой форме будет проходить воспитательный час, зависит от фантазии учителя и воспитателя. Одна тема изучается одну неделю.
Вторая особенность программы это то, что можно внести элементы коррекционной составляющей, которая необходима для работы с нашими детьми. Если для учащихся среднего и старшего звена можно до минимума сократить коррекционную составляющую, а для учащихся начального звена наглядные приемы, вербальные приемы, использование дидактических пособий, соблюдение режима зрительных и тактильных нагрузок, выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления обязательно должны быть и должны соблюдаться.
Необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания воспитательного часа. В содержании воспитательного часа должны быть различные виды деятельности.
Практика показывает, что наиболее эффективны и интересны для детей приёмы и элементы методики коллективной творческой деятельности. Это решение задач, ребусов, отгадывание загадок и т.д.

Эффективному переключению детей на внеучебную деятельность способствует:
1. сюрпризность в организационном моменте, т. е. использование игрового момента, звукозаписи и т.п.
2. изменение организации детей (расположение детей на ковре) или переход в другое помещение (школьная библиотека, игровая зона и др) (показ слайда).
3. организация воспитательного часа на улице, на природе (показ слайда).
Воспитательный час должен содержать рефлексивную (итоговую) часть. Это момент, когда ребёнок сможет оценить и сам воспитательный час, и время, потраченное на него, и своё отношение к данному воспитательному часу.
Работая по данной программе у учащихся появился интерес к воспитательным часам, появилась положительная динамика в поведении, учащиеся 0-1 классов хорошо проходят адаптацию.
Таким образом, можно сделать вывод, что программа «Технология саморазвития личности учащегося» по Герману Константиновичу Селевко может быть использована не только в массовых школах, но и специальных коррекционных школах-интернатах.

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс по созданию интерактивной презентации в Power Point "Найди 10 отличий" Внеклассное мероприятие в начальной школе. Папа, мама, я - читающая семья Рабочая программа кружка "Риторика", 1 класс по ФГОС Внеурочный курс «Начала этики», 1 класс
Опубликовано: 916 дней назад (17 ноября 2019)
Просмотров: 614
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Ольга Анатольевна Котенко # 13 февраля 2020 в 22:16 0
Здравствуйте, Ирина Руслановна. Интересная публикация. Голос.