Внеурочный курс «Начала этики» по программе "Технология саморазвития личности учащегося" Г.К. Селевко, 1 класс
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности обучающихся «Начала этики» составлена для работы с младшими школьниками. Данная программа направлена на формирование культуры поведения. Рабочая программа по по внеклассной работе для 1-го дополнительного класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта начального специального образования для слабослышащих и позднооглогших детей (вариант 2.2)
2. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования для слабослышащих и позднооглогших детей (АООП НОО для слабослышащих и позднооглогших детей детей) и на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида ( авторы Коровин К.Г., Зикеев А.Г., Тигранова Л.И.).
3. Учебного плана ГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат» на 2017-2018 уч. год.
«Начала этики» - это пропедевтическая ступень к систематическому изучению основ самосовершенствования личности. Он раскрывает учащимся значение и сущность этики поведения, основных нравственных понятий, формирует начальные критерии нравственной оценки ребенком себя и других, дает примеры и образцы для подражания, обеспечивая необходимые предпосылки управления своим поведением.
В начальной школе закладывается основа осмысленных самостоятельных действий и поступков, направляющих личность на выполнение необходимых «надо», сдерживание возникающих «хочу» и реализацию своих «могу». Наряду с воздействием на поведение с сознательной стороны одновременно организуются по осознанным нормам и сопровождаются контролем взрослых все виды жизнедеятельности школьника: игра, ученье, общественно-полезная работа, бытовой труд. Для успешного освоения начал этики важен пример родителей и других взрослых, имеют значение санитарно-гигиенический режим, а также общий оптимистический фон учебно-воспитательного процесса.
В первом дополнительном и 1 классе происходит становление ребенка как школьника, он привыкает к учебе, но во многом продолжает зависеть от мнения взрослых. Во 2-3классах - он уже более самостоятелен и ответственен, открывает для себя суть понятия «Я».
В 4-5 классах уже начинает складываться способность оценивать свое поведение. Дети младшего школьного возраста, по мнению исследователей, уже имеют какие-то нравственные ориентиры, но они еще не могут осознавать последствия своих поступков. Необходимо научить ребенка вглядываться в себя, в свой облик, задумываться о своем характере, своих поступках, осмысливать свой жизненный опыт.
Основные мотивы деятельности - учебно-познавательные, но определенное место занимают также социальные мотивы: ребенок учится, чтобы стать культурным, развитым.
В действиях и поступках ребенка формируется осознанность, произвольность, что выражается в умениях организовать, планировать свою деятельность, подчиняя её намеченной цели.
Задачи курса «Начала этики» в отличие от научных областей (математика, русский язык, родная речь), где четко сформулировано, что должен выпускник начальной школы знать и уметь, не могут быть заданы в диагностической форме. Поэтому задачи курса «Начала этики» формулируются посредством глаголов несовершенного вида.
Главной целью курса «Начала этики» является формирование у ребенка культуры человеческих отношений: культуры поведения, общения.
Задачи раздела «Начала этики»:
- пробуждать у ребенка интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру,
- развивать эмоциональный мир ребенка (нравственные чувства и переживания);
- подводить учащихся к осознанию и усвоению соответствующих возрасту представлений и понятий о своем организме, психике, здоровье, нравственности;
- знакомить с азбукой деятельности ученья, формами организации здорового режима, культурного поведения;
- формировать самооценку своих качеств, своих достижений и возможностей;
- развивать умения анализа и самоанализа своих отношений к окружающему миру и к себе;
- создавать у учащихся первый опыт саморегуляции поведения;
- формировать положительную эмоциональную Я-концепцию: «Я нравлюсь», «Я способен», «Я защищен»;
- формировать этические нормы и правила поведения в обществе;
- формировать умения самостоятельности.
- активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности учащихся, побуждать их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции, собственных ценностных ориентации;
- развивать у детей творческие способности, способствовать их разнообразному самовыражению, творческому отношению к собственной жизни.
Программа «Начала этики» рассчитана на обучающихся 1 подготовительного класса (6-8 лет). Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 33 часа.
Форма организации занятий
Линейно – концентрическая структура содержания занятий.
Каждый класс представляет собой концентр, в котором отражены все разделы, но уже на более высоком уровне и на материале других ситуаций. Иначе можно сказать, развитие содержания происходит по спирали.
Уроки этики - это особые уроки. Они должны проводиться в особой атмосфере, принося детям радость, создавая хорошее настроение. Они проводятся в доброжелательном тоне, в процессе урока основной упор делается на положительное, на возрастные и половые особенности детей. Младшим школьникам свойственно желание быть хорошим, поэтому именно на это делается основной акцент в работе по этике.
Практически каждый урок этики - нетрадиционный, поскольку младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенная двигательная активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Все это осложняет работу учителя. Для того, чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной деятельности. Помогут в этом нетрадиционные уроки. Наиболее распространенные типы уроков:
1. Урок-сказка.
2. Урок - путешествие.
3. Урок - викторина.
4. Урок-КВН.
5. Урок-игра.
6. Урок - творчество.
7. Урок - спектакль.
8. Урок - деловая игра.
9. Урок - конкурс.
10. Интегрированный урок.
Методы и приемы работы на уроках этики
На уроках этики используются словесные, наглядные и практические методы, причем 1/3 времени рекомендуется отводить практическим и тренинговым формам работы. Можно успешно сочетать диагностические задания с тренинговыми.
Основной метод, используемый на уроках - беседа и диалог на основе обсуждения выдвигаемых идей, мыслей, практических ситуаций, событий. Беседа и диалог учит детей общаться, поддерживать разговор на любую тему.
Часто применяются, в особенности при рефлексии - высказывания по кругу. Если такой разговор становиться слишком эмоциональным следует перейти к индивидуальным контактам с ребенком.
Содержание программы
Общечеловеческие ценности
1) Добро. Значение и содержание понятия. Добродетель. Милосердие.
2) Совесть. Правдивость. Справедливость. Честность.
3) Любовь к близким: матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре; к друзьям и близким, знако¬мым, к слабым, ко всем, кто в нас нуждается, ко всему живому. Любовь к природе (к живой и неживой) как умение понимать, беречь и заботиться о природе.
4) Дружба и товарищество. Законы дружбы. Верность и самоотверженность в дружбе, бережное от¬ношение к тем, кого мы «приручили». Отношения мальчиков и девочек между собой.
5) Трудолюбие. Посильный труд для себя и близких. Отношение к труду. последствия своих поступков
б) Отражение нравственности в поведении человека - в поступках, делах, деятельности. «Золотое правило» нравственности. Примеры для подражания.
Воспитанность и её составные части
Культура общения, культура внешности, культура быта, культура учебного труда. Гуманное отношение и внимание к людям, тактичность и вежливость в поведении. Адаптивность к социальным ролям.
Культура общения
1) Человек среди людей. Формы приветствия. Формы знакомства и представления. Формы обращения к разным людям.
2) Культура беседы. Способность выражать свои мысли. Способность слушать. Спор, но не ссора. Поведение во время разговора.
3) Вежливая речь. «Ты» и «Вы». Интонации вежливой речи. Извинение и отказ (несогласие).
4) «У меня зазвонил телефон». Этикет разговора по телефону.
5) Человек среди своих и чужих. Поведение дома и в школе, на улице, в транспорте, в магазине. Поведение в театре, в кино, на концерте, в музее, в библиотеке. Поведение в гостях.
Культура внешности
1) Смотримся в зеркало. Внешний облик. Секреты красоты. Чистота и красота. Здоровье и красота. Гигиена - союзница красоты и здоровья. Взгляд на себя со стороны.
2) Одежда. Немного истории об одежде. Виды и назначение одежды. Уход за одеждой «Платье чисто, да и речь честна».
3) Осанка и походка. Поза. Жесты и жестикуляция.
4) Прическа. Здоровые волосы - красивые волосы. Уход за волосами. Головной убор.
5) Обувь. Уход за ногами. Красивая и удобная обувь.
Культура быта
1) Наш дом. «Мой дом - моя крепость».
2) Уют и красота в доме. Вещи - друзья и помощники. Чистота, порядок, каждой вещи - свое место. Подъезд, двор, улица - сфера внимания и влияния воспитанного человека.
3) Уголок ребенка в доме. Твое рабочее место как предмет особой заботы. Предметы, которые окружают ребенка. Уход за ними. Домашние обязанности.
4) Режим дня. Время и как его беречь. Точность - вежливость королей. Режим дня как средство воспитания воли и характера. Режим дня и здоровье.
5) Народные традиции и семейные праздники. Этикет как норма поведения применительно к данному месту и времени.
Культура учебного труда
1) Азбука учебного труда.
2) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
3) Сделал дело - гуляй смело. Повторенье - мать ученья.
4) Оптимальное чтение.
5) Правила: пять «надо»; пять «хорошо»; «этого делать нельзя».
На сцене нашего «Я»
Наши разные роли - наши разные лица.
Я дома (сын, дочь, внук, внучка, сестра, брат, и т.д.).
Я в школе (ученик, ученица, активист, надежный товарищ, член кружка, команды, первый ученик и т.д.)
Я на улице (прохожий, пешеход, горожанин, горожанка, гулящий и т.д.)
Я в транспорте (пассажир, пасса¬жирка).
Я в кино, в музее, театре (экскурсовод, слушатель, посетитель и т.д.).
Я в гостях, на отдыхе и в других ситуациях.
Неизменное в поведении воспитанного человека в любых ситуациях: вежливость, внимательность, чуткость, тактичность, доброта, честность, бережное отношение ко всему, что его окружает.
Планируемые результаты
Реализация программы на ступени начального общего образования должна обеспечивать достижение обучающимися воспитательных результатов по трем уровням:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
В области формирования личностной культуры:
• Пробуждение интереса к самому себе, своему внутреннему духовному миру.
• Привлечение внимания обучающихся к основным нравственным категориям.
• Формирование умений самооценки своих качеств, своих достижений и возможностей.
• Знакомство с азбукой учений, формами организации здорового режима, культурного поведения.
• Знакомство с возможностями управления своим поведением (начала самоуправления).
• Создание у обучающихся первого опыта самоанализа и саморегуляции поведения.
• Формирование положительной эмоциональной «Я-концепции»
В области формирования семейной культуры:
• формирование отношения к семье как к основе российского общества;
• формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, со-ответствующую этапу обучения.
Познавательные: общеучебные - ориентируются в своей системе знаний (отличают новое от уже известного с помощью учителя); логические - преобразуют информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: учатся доносить свою позицию до окружающих.
Учебно – тематический план
№ Содержание учебного материала Количество часов
1 Культура общения 8
2 Общечеловеческие ценности 6
3 Воспитанность 6
4 Культура внешности 3
5 Культура быта 4
6 Культура учебного труда 2
7 На сцене нашего «Я» 4
Итого: 33
Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности курса «Начала этики"
Тема занятия
Культура общения, 8 часов
1 Давайте познакомимся
2 Теперь я – школьник
3 Я среди людей. (Формы обращения к разным людям. Формы приветствия. Формы знакомства и представления).
4 Я - твой друг, и ты мой друг
5 Как дружить. Человек без друга – птица с одним крылом, жить будет, а летать никогда. Учусь дружить.
6 Волшебные слова
7 Азбука беседы. Способность слушать. Поведение во время разговора
8 Мой дом
Общечеловеческие ценности, 6 часов
9 Что такое хорошо и что такое плохо.
10 Добрые дела
11 Книги – твои друзья
12 Книги – твои друзья
13 Хороший человек, какой он. Легко ли быть хорошим?
14 Что значит «честный». Учусь быть честным.
Воспитанность, 6 часов
15 Кого и за что мы любим
16 Что такое любовь. Учусь любить все живое. Любить это значит заботиться и защищать.
17 Школьные порядки
18 Наш класс на перемене. Как надо отдыхать и как нельзя.
19 Ваш семейный альбом
20 Поступки, поведение, дисциплина
Культура внешности, 3 часа
21 Настроение человека
22 Этот разноцветный мир
23 «Свет мой, зеркальце, скажи…» Внешний облик. Секреты красоты. Красота внутренняя и внешняя.
Культура быта, 4 часа
24 Умелые руки не боятся скуки
25 Зачем человеку часы
26 Приходите в гости к нам
27 Твой уголок в доме. Предметы, которые окружают тебя. Уход за ними.
Культура учебного труда, 2 часа
28 Какие бывают поручения. Как мы выполняем свои поручения.
29 Школьные порядки
На сцене нашего «Я», 4 часа
30 Здравствуй, моё «Я»
31 Я самостоятельный
32 Викторина «Культура поведения»
33 Что мы узнали и чему научились
Литература и средства обучения Пособия для учащихся
1. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Начала этики. Учебное пособие для начальной школы. 1 класс. 2005 Пособия для учителя
1. Селевко Г.К., Курзина Т.Н. Методика преподавания курса «Начала этики» (1-2 класс) – Ярославль - Москва, 2005.
Скачать Внеурочный курс «Начала этики» по программе "Технология саморазвития личности учащегося"