Конспект развлечения на тему: "Культура чувашского народа"
Основная задача изучения чувашского языка детьми дошкольного возраста – развитие первоначальных умений навыков практического владения чувашским языком в устной форме.
В основе обучения детей устному общению в детском саду – игра. Использование игры как способа обучения устной речи позволяет формулировать такие речевые задачи, в которых есть и мотив, и цель речевого действия.
В своей работе по обучению детей чувашскому языку я использую разнообразные методы и приемы и разного вида наглядность. Методы «разгадывание загадок», «инсценирование сказок» обеспечивают постоянный интерес детей к иноязычной речевой деятельности.
Обучая детей правильно произносить звуки «а», «е», «с» в словах объясняю значение каждого слова, громко отчетливо произнося его. Для упражнения произношения звука использую игровые приемы, такие как: «Я покажу, а ты назови», «Найди пару», «Найди, какой это звук», «Услышал, похлопай». Для того чтобы быстро запоминали слова предлагаю рассматривать картинки и игрушки: «Описание игрушки», «Волшебный мешочек», «Соедини картинки», «Передай другому», «Повтори, не перепутай», «Найди лишнее», «Один-много», «Найди детенышей» и др.
Например, даю задание: «Выбери игрушку, которая тебе нравится и представь ее Илемпи по-чувашски». Ребенок берет игрушку-зайца и говорит «Ку мулкач» и т.д. Затем предлагаю: «Покажи Илемпи, что умеет делать это животное». Ответом ребенка может быть такая фраза: «Мулкач сикеть».
Показываю разные презентации. Совместно с родителями проводим мероприятия, направленные на изучение национальных блюд чувашского народа.
С воспитанниками детского сада мы организовали развлечение на тему: «Культура чувашского народа». Он позволил еще раз показать детям красоту родного языка; приобщить детей к истокам чувашского народного творчества. Привожу его конспект.
Программное содержание: формировать интерес к малой Родине; развивать связную речь детей; воспитывать уважение к традициям чувашского народа, вызвать чувство восхищения культурой родной страны.
Оборудование: мультимедийная установка; слайды с изображением чувашских игр, чувашских национальных костюмов; аудиозаписи аптраман тавраш»; фонограмма песни «Нянине-папине»; кукла в национальном костюме, бумажная тухья; шаблоны с чувашским национальным орнаментом.
Ход
Воспитатель: Ыра; кун, ачасем! Ребята, посмотрите, сколько гостей пришли сегодня к нам в гости. Давайте с ними поздороваемся на чувашском языке.
Дети: Ыра; кун!
Звучит песня на чувашском языке.
Воспитатель: Ребята, вы слышите, какая красивая песня звучит. Как вы думаете, на каком языке они поют?
Дети: На чувашском языке.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о чувашском языке. Как называется наша Родина, в каком городе мы живем?
Дети: Чувашская Республика, Чебоксары.
Воспитатель: Правильно, наша Родина – это Чувашская Республика и живем мы в красивом городе – Чебоксары.
Воспитатель: Ребята, а как будет «Чувашская Республика» и «Чебоксары» на чувашском языке?
Дети: Чаваш Республики, Шупашкар хули.
Воспитатель: В нашей Республике живет много разных народов. Назовите, люди каких национальностей живут у нас в Чувашии.
Дети: Татары, русские, марийцы, чуваши.
Воспитатель: Правильно, ребята. У каждого народа есть свой родной язык. У чуваш – чувашский язык. На этом языке вы и услышали сейчас песню.
А может ли, кто-нибудь из вас рассказать стихотворение на чувашском языке?
Один ребенок читает стихотворение Р. Сарпи «Таван сершыв»
Воспитатель: вот такое красивое стихотворение написала Раиса Сарпи – дочь чувашского народа. А много таких произведений, авторов которых мы уже никогда не узнаем. Скажите, о каких произведениях я говорю?
Дети: Народных.
Воспитатель: Правильно. Это народные сказки, песни, игры, пляски… Самым первым таким произведением, который слышал родившийся ребенок была замечательная песня… Песня, которая успокаивала малыша, усыпляла его… Догадались, что это за песня?
Дети: колыбельная.
Воспитатель: Молодцы, действительно, я говорю о колыбельной песне. А вы знаете колыбельные песни? Давайте споем колыбельную песню и уложим дитя спать.
Все дети поют песню «Нянине – папине». Во время звучания песни девочка инсценирует укладывание ребенка спать.
Воспитатель: Да, чувашский язык очень красивый и богатый. На этом языке создано много замечательных произведений. Давным-давно наши бабушки и вечерами, после трудового дня, собирались у реки на вечерние игры. Молодые парни и девушки пели, плясали, играли разные привычные им игры. Давайте посмотрим на одну такую игру.
Показ слайда «Чувашские народные игры».
Воспитатель: Народ умел и отдыхнуть после тяжелой работы. Играть мы с вами тоже любим. Давайте вместе поиграем в чувашскую народную игру «Ларать Ваня».
Дети встают в круг и начинают играть.
Воспитатель: Спасибо вам, ребята. Очень было приятно вместе с вами вспомнить эту игру. Но какой же праздник без красивой и нарядной одежды? Вот и наши предки на праздник надевали свои лучшие наряды и украшения. Посмотрите на иллюстрации.
Показ слайда «Национальная одежда чувашского народа». На них изображены девушки и юноши в чувашских национальных костюмах.
Воспитатель: Посмотрите, какие у них красивые наряды. Одежда вышита национальным орнаментом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в гостях девочка Илемпи. Она тоже в национальном костюме, но у нее на голове ничего нет. Раньше не ходили с непокрытой головой. Это считалось неприличным.
Воспитатель «шепчется» с Илемпи и говорит детям, что оказывается Илемпи как раз пришла с просьбой – не могли ли ребята сделать ей тухью к этому платью?
Воспитатель: Давайте подарим Илемпи тухью. Все вместе постараемся и уверена, у нас все получится.
Дети подходят к столам, где заранее приготовлены шаблоны чувашским национальным орнаментом и бумажная тухья. Каждый по своему желанию выбирает узор, потом размещает его на изделии и обводит его простым карандашом. Затем разукрашивает цветными карандашами.
Во время работы детей включается чувашская народная песня «таван сершыв, аптраман тавраш».
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все хорошо справились с заданием. Посмотрите какая красивая тухья у нас получилась. Думаю, Илемпи понравилась наш подарок. Посмотрим теперь вместе ее одежду. Илемпи покажет вам что на ней, а вы их называйте (Тухья, саппун, кепе, нуски).
Воспитатель: Молодцы! Илемпи, не спеши уходить, побудь с нами. Думаю, ты тоже любишь сказки. Сейчас ребята покажут нам чувашскую народную сказку «Сармандей». Усаживайся поудобней. («Сажает»).
Все смотрят подготовленную заранее инсценировку.
Список литературы:
1. Волков Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа: Этнопед. Очерк.- Чебоксары Чуваш. Книгоиздат.,1970г.
2. Драгунова О.В. Программа воспитания ребенка- дошкольника.- Чебоксары: Чуваш. Кн. Из-во,1995.-231 с.
3. Михайлова С.Г. Учимся говорить по- чувашски: учебно- методическое пособие/ С.Г.Михайлова. – Чебоксары: Чуваш.гос. пед. ун-т, 2011.-118с.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий праздника на воде в подготовительной группе
Конспект развлечения по основам здорового образа жизни в старшей и подготовительной группе
Развлечение в подготовительной группе
Сценарий развлечения в подготовительной группе
Похожие статьи:
Конспект развлечения в подготовительной к школе группе по произведениям Н. Носова
Сценарий КВН в подготовительной группе по пожарной безопасности для детей и родителей
КВН в подготовительной группе на тему «Природа вокруг нас»
Сценарий тематического развлечения в подготовительной группе «Путешествие по городам Чувашии»
Музыкальный КВН для старших дошкольников. Сценарий