Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сюжетно-ролевые игры в экологическом воспитании дошкольников

Из опыта работы. Сюжетно - ролевые игры в ознакомлении детей с природой
Игра - является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста и вместе с тем источником их радостных эмоций. Искустное использование игры как средства воспитания дает возможность, не нагружая детей, всесторонне развивать их. Игра в воспитательном процессе – это образная модель жизненных ситуаций, воспроизведенная в условиях соответствующей предметно- развивающей среды детского сада.

Известно также, что использование игровой методики позволяет добиться устойчивого детского внимания, поддерживания интереса на протяжении всего занятия.

Использование игры как средство эколого – эстетического воспитания детей важно по целому ряду причин:
- она дает возможность развивать познавательные способности становлению личности, сохранению здоровья, а кроме того, соответствует потребностям детей в общении, познании и движении, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других его направлениях;
- игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы и общение с ней, проходящие на фоне игры, будут особенно эффективны;
- игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения;
- игра ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;
- все игровые действия предусматривают психологическую защищенность ребенка, его эмоциональный комфорт;
- в игровой комплекс включаются игры как развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);
- экологические занятия, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка.

Таким образом, обучающие экологические игры являются одним из средств формирования самостоятельной игровой деятельности.

В работе по экологическому воспитанию детей важным является использование разных видов игр, в которых присутствовала бы активная, экологически направленная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами деятельность.

На таких занятиях прежде всего необходимо уделять внимание следующим вопросам:
- формированию понимания самоценности природы;
- осознанию ребенком се6бя как части природы;
- воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам животных и растений вне зависимости от личных симпатий и антипатий;
- формированию эмоционально- положительного отношения к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость;
- пониманию того, что человек не должен уничтожить то, чего не может создавать;
- формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию ими взамиосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
- усвоению основ экологической безопасности;
Рассмотрим приемы некоторых сюжетно – ролевых игр.

Характер сюжетно – ролевых игр должен определяться логикой построения знания, которое направлено на достижение дидактической цели. Поэтому ход игры регламентирован с самого начала и до конца, и определяет его воспитатель, который заранее продумывает, подготавливает, организует и направляет игру в нужное русло. Оптимальной формой привлечения сюжетно- ролевой игры в процесс ознакомления детей с природой являются наблюдения и игровые обучающие ситуации, создаваемые для решения конкретных дидактических задач, входящих в занятия. При использовании игровых обучающих ситуаций у детей возникают положительные эмоции как от самой игры, так и от того, что с ними играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков. Проведение таких занятий требует больших моральных усилий воспитателя, но компенсируется высокой обучаемостью детей.

Так, при проведении занятий по экологическому воспитанию детей в детском сад №17 применяются три вида игровых обучающих ситуаций. Это, прежде всего, игровые обучающие ситуации, построенные с привлечением игрушек – аналогов, изображающих различные объекты природы – растений и животных. В старшей группе такие игры используются для формирования у детей представления об отличии живого существа от предмета ( игрушки), о специфике живого и неживого мира и возможных действий с ним. В подготовительной группе это различные игровые ситуации, например, игрушечный заяц хочет узнать у детей, как звери в лесу готовятся к зиме. Детям раздают игрушки разных диких животных от лица которых они рассказывают, как те готовятся к зиме.

Интересны игровые обучающие ситуации с использованием литературных персонажей и вымышленных героев. В данном случае используются персонажи хорошо известных детям сказок и рассказов.

Большой интерес у детей вызывают занятия, на которых происходят встречи с Лесовичком, хорошо знающим лес, всех его обитателей. Встречи с Лесовичком могут проходить в разные время года и способствуют расширению у детей знаний и представлений об особенностях разных видов деревьев, о первых весенних цветах, взамимосвязи растений с окружающей средой, зависимости их жизни от окружающей среды; расширению знаний о многообразии насекомых, роли окраски в их жизни; формированию эмоционально – положительного, бережного отношения к растениям, насекомым, животным, умению видеть красоту и неповторимость; знать их роль в природе и в жизни человека.

Традиционным для детей является сюжет игры в путешествия. Самое активное участие дети принимают в подготовке игры- путешествия « Посещение зоопарка»
Таким образом, на фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно – положительного отношения к ней.

Литература:
1. Николаев С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. М., 1998. – 320 с.
2. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 4 , апрель 2007 год.

Рекомендуем посмотреть:

Экологические игры для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Экологическое пособие для дошкольников своими руками Экологический брейн-ринг для детей старшего дошкольного возраста Сценарий экологической викторины для детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи:

Игры и упражнения по экологии в старшей – подготовительной группе

Сюжетно – дидактические игры по окружающему миру в детском саду. Средняя группы

Игра «Звёздный час» в детском саду. Подготовительная группа

Игра «Комнатные растения» для детей подготовительной группы

Игра «Знатоки природы» для старших дошкольников

Конспект НОД в старшей логопедической группе. Свойства воздуха | Развлечение для старших дошкольников: Культура чувашского народа
Опубликовано: 1592 дня назад (15 июля 2020)
Просмотров: 2240
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Людмила Васильевна Савенко # 17 июля 2020 в 21:28 0
Ольга Петровна, вы молодец! Интересные игры по ознакомлению с природой. Голос!
Нина Николаевна # 1 августа 2020 в 06:56 0
Здравствуйте Ольга Петровна! Интересно было познакомиться с Вашей работой - Сюжетно - ролевые игры в ознакомлении детей с природой. Я с вами совершенно согласна, что игра - является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста и вместе с тем источником их радостных эмоций, использование игры как средства воспитания дает возможность, не нагружая детей, всесторонне развивать их. Игра в воспитательном процессе – это образная модель жизненных ситуаций, воспроизведенная в условиях соответствующей предметно- развивающей среды детского сада, игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы и общение с ней, проходящие на фоне игры, будут особенно эффективны, а данные вами экологические занятия, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка.
Благодарю Вас от всей души за каждодневный труд! Успехов и удач в творчестве!
Голосую!