Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Информационно-коммуникационная среда: понятие

Понятие об информационно-коммуникационная среде
Описание материала: предлагаю вам статью на тему "Информационно-коммуникационная среда: понятие". Статья посвящена теоретическим аспектам формирования информационно-коммуникационной среды.
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Сегодня, когда информация является стратегическим ресурсом развития нашего общества, очевидно, что и современное образование нацелено на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.
В настоящий период времени развитие коммуникационных и информационных технологий оказывает большое влияние на образовательный процесс, названные технологии возможно эффективно применять в процессе обучения.
Без применения средств информационно-коммуникационных технологий невозможно обеспечить повышение эффективности и качества образования.
Информационно-коммуникационные технологии ежедневно все больше и больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, во-первых, информатизация общества, во-вторых, распространение в образовательных учреждениях современной компьютерной техники и программного обеспечения.
На данный момент мировое образовательное сообщество базируется на информационно-коммуникационных технологиях, под их влиянием формируется современное информационное общество. Информационно-коммуникационная культура становится неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Информатизация общества, формирование новой информационно-коммуникационной среды требуют модернизации и реформирования системы образования. Сегодня крайне важно не только повышение уровня образованности людей, но и формирование нового типа интеллекта, образа мышления, определяющего отношение людей к быстро изменяющимся технологическим, экономическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира [2].
Сам термин «информатизация образования» несколько расплывается и различных источниках, имеет разное толкование, трансформируясь от «процесс оснащения учреждений образования и органов управления компьютерной техникой, программным обеспечением, телекоммуникационными средствами» до «комплекс действий по внедрению информационных технологий во все виды и формы образовательной практики, трансформация на этой основе существующих и появление новых образовательных моделей» [4, c. 42].
И.В. Роберт определяет этот термин следующим образом: информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания [5, c. 19].
В современных психолого-педагогических трудах вопросами развития методологии, теории и практики применения ИКТ технологий в образовании посвящены исследования Я.А. Ваграменко, О.А. Козлова, К.К. Колина, А.Ю. Кравцовой, М.П. Лапчика, Л.П. Мартиросяна, С.В. Панюковой, И.В. Соколовой и др.
В последние годы термин «среда» начинает встречаться столь же часто, как и «обучение», «развитие», «воспитание», «инновации в образовании» и т.п. Под средой вообще понимается совокупность явлений, процессов и условий, оказывающих влияние на изучаемый объект. Специфика понятия «среда» состоит в том, что она не может быть понята вне отношений к кому-либо или чему-либо. Отдельные аспекты средовой проблематики в педагогике исследуются уже с начала ХХ века, когда существовало средоведение (в 20–30 гг. это было одним из направлений зарубежной педагогики). В рамках данной теории работали К. Д. Ушинский, Л. Н. Пирогов, А. Ф. Лазурский, А. Ф. Лесгафт, С. Т. Шацкий. Сторонники этой теории видели педагогический процесс в виде трехчленной системы: объект – среда – субъект. Л. С. Выготский в 1926 году писал: «Воспитательный процесс оказывается уже трехсторонне активным: активен учитель, активен ученик, активна заключенная между ними среда» [2]. Взаимодействуя со средой, человек развивается сам, изменяя при этом среду.
Анализ влияний среды на развитие личности, проведенный учеными, позволяет сделать вывод, что среда является не только средством развития личности, но и своего рода катализатором в процессе самореализации личности, способным ускорить или замедлить этот процесс. Понятие «среда» также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом.
Для конкретизации понятия «образовательная среда» необходимо соотнести его с понятием «образовательное пространство».
Самое общее представление о пространстве связано с порядком расположения (взаимным расположением) одновременно сосуществующих объектов. Говоря о пространстве, исследователи имеют в виду набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на человека. При этом по смыслу в самом понятии пространства не подразумевается включенность в него человека. Пространство может существовать и независимо от него. Понятие «среда» также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом.
Педагогический аспект категории «пространство» стал активно разрабатываться в конце XX века. Одним из самых разработанных в педагогических исследованиях является термин «образовательное пространство», которое используется наряду с понятиями «среда», «мир», «ситуация», «система» и др. Все эти термины применялись и применяются для характеристики качественного состояния ряда образовательных систем. В научной литературе дискуссионным остаётся вопрос о соотношении понятий «пространство» и «среда». Нам более близка позиция в рассмотрении пространства в педагогическом смысле как педагогически организованной среды.
Под информационной средой понимается совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы высшей школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно с разными целями и в разных смыслах [1].
Информационная среда изучалась во многих аспектах:
1) как одна из сторон деятельности. Человек при этом рассматривался как участник коммуникационного процесса, в основном с точки зрения своей способности представить личное знание в той форме, в какой это знание может быть отчуждено, то есть в форме информации, восприняв информацию, вновь превращать ее в свое личное знание;
2) как система исторически сложившихся форм коммуникации;
3) как созданная всем обществом информационная инфраструктура,
позволяющая осуществить коммуникативную деятельность в масштабах, соответствующих уровню развития этого общества: издательства, библиотеки, информационные центры, банки данных, средства массовой информации и т.п.
Исследователи Е.А. Ракитина и Ю.В. Лыскова отмечают, что информационная среда учебной деятельности формируется:
– педагогом (он определяет содержание программы курса, выбор учебной литературы, методы преподавания, стиль общения и т.д.);
– педагогическим коллективом образовательной организации (он определяет общие требования к учащимся, сохраняемые традиции данного учебного заведения, форму взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и пр.);
– государством как общественным институтом (оно определяет материальное обеспечение образования в целом).
Под информационной средой высшей школы мы понимаем совокупность условий, обеспечивающих наличие: системы средств «общения» с общечеловеческой культурой, которая служит как для хранения, структурирования и представления информации, составляющей содержание накопленного знания, так и для ее передачи, переработки и обогащения; системы самостоятельной работы с информацией; интенсивных связей между участниками учебного процесса – как вертикальных, так и горизонтальных.
Представление информационной среды как пространства социальных коммуникаций субъектов образования позволяет говорить о среде как некоей целостности, в которой могут быть выделены определенные поля взаимодействий личности и информационной среды: информационное поле, поле психологического взаимодействия, пространственное поле корпоративных отношений.
Условия формирования образовательной среды на базе ИКТ представлены в ряде работ (Я. А. Вагроменко, В. А. Касторнова, И. В. Роберт, Ю. А. Прозорова и др.). Опыт работы в условиях образовательной среды показывает, что возможны различные варианты формирования образовательной среды на основе ИКТ в высшей школе в зависимости от уровня готовности педагогического коллектива, взаимодействия всех участников образовательного процесса, оснащения ВУЗа средствами ИКТ, атмосферы творчества, создаваемой в высшей школе.[4; 6].
На наш взгляд, целесообразным является проектирование такой образовательной среды, которая, основываясь на широком использовании информационных технологий, обеспечивала бы гуманизацию образования, повышение креативности студентов в этой среде, создавала бы условия, максимально благоприятствующие саморазвитию личности. [2].
Список литературы
1. Борщевская И.П. Информационно-коммуникативные технологии в образовании // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2014. № 1. С. 119-122.
2. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Организация виртуальной образовательной среды в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08 / Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна. – М., 2009. – 50 с.

3. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.Г.Захарова. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2013. – 192 с.
4. Захарова, И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Захарова Ирина Гелиевна. – Тюмень, 2003. – 46 с.
5. Касторнова, В.А., Дмитриев Д.А. Информационно-образовательная среда как основа образовательного пространства // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013. – № 2 (18). – С. 83-90.
6. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И.В. Роберт. – М.: Школа-Пресс,1994. – 205 с.

Рекомендуем посмотреть:

Электронные интерактивные доски в учебном процессе Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы Использование ИКТ на уроках физики Создание дидактического материала к уроку литературы как индивидуально-дифференцированное домашнее з

Похожие статьи:

Использование ИКТ на уроках математики

Опубликовано: 1597 дней назад (5 декабря 2019)
Просмотров: 2547
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Наталья Косарева # 5 декабря 2019 в 19:07 +1
Вы представили интересную и информативную статью "Информационно-коммуникационная среда: понятие". В ней вы расскрыли теоретические аспекты формирования информационно-коммуникационной среды.
Голосую!
Мелихова Ирина Валерьевна # 5 декабря 2019 в 19:51 +1
Интересная статья, спаибо) Голос.