Использование компьютерных технологий как одной из форм внедрения компетентностного-ориентированного подхода в учебный процесс
Описание материала.
Актуальность. Развитие у школьников креативного мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности - это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни, как стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».
Приоритет компетентностного-ориентированного подхода в учебный процесс заключается в формировании метапредметных связей и метапредметных компетенций.
Тема
«Использование компьютерных технологий как одной из форм внедрения компетентностного-ориентированного подхода в учебный процесс» полностью перекликается с моей методической проблемой -
«Проектно-исследовательская деятельность с ИКТ как способ реализации личной траектории развития креативной личности».
Метапредметные навыки составляют основу умения учиться, то есть выпускник школы должен уметь приобретать дополнительную информацию, работать с ней.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по математике должны отраж
- умение самостоятельно определять цели своего обучения,
- ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
:
Рис.1. Защита проекта «Физика в шоколаде».
- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы.
Проектная методика с ИКТ – один из наиболее эффективных способов составить представление об уровне сформированности метапредметных умений обучающихся.
Метод проектов позволяет обратить внимание обучающихся на актуальные вопросы и проблемы современной жизни.
Участие в проектах с ИКТ предоставляет обучающимся возможность самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач и включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.
Метапредметный творческий проект – свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов, с элементами ролевой игры.
Занимаясь проектами с 2010 года, я подготовила и провела серию учебных проектов с использованием ИКТ, связавших физику самым необычным образам с другими предметами:
• «Физика в шоколаде»;
• «Физика и кошка» - индивидуальный проект с ИКТ;
• «Физика на кухне»;
• «Физика в бане»;
• в рамках проекта «Ах, эти пчелы» - «Пчелы и мобильная связь», «Физика меда»;
• «Крещенская вода глазами физика»
• Исследовательский мини-проект «Что общего между заходом Солнца в Донецке и вращательным движением с изменениями напряжения в генераторе переменного тока», в дальнейшей беседе приводятся еще несколько примеров, включая механические колебания, движение при плавании, движение ползучей змеи и другие, а также аналогичное движение планет.
Идея всех проектов: показать метапредметные связи между:
историей, биологией, математикой, информатикой, физикой, химией, основами здоровья, технологиями.
Цели проектов:
- формирование и развитие основных ключевых компетенций: учебно-организационной, интеллектуальной, познавательной, информационной, социальной, коммуникативной и других компетенций;
- изучение программного материала с помощью интерактивных технологий;
- развитие навыков самообразования и исследовательской деятельности учащихся на уроках и внеурочное время, в т.ч. с помощью ИКТ.
Формы обучения для реализации проектов:
- очная и заочная (дистанционная).
Формы работы в проекте:
- коллективная, групповая, в т.ч. в разновозрастных группах, в парах, индивидуальная.
Рис.2 Защита проекта «Физика и кошка».
Задачами всех проектов являются:
1. Формирование навыков исследовательской работы.
2. Развитие учебных умений и навыков по предметам при дистанционном обучении.
3. Развитие умений и навыков работы:
- с компьютером и компьютерными продуктами;
- с используемой литературой и другими источниками информации.
4. Развитие практических умений и навыков работы:
- при выполнении заданий домашнего практикума, обработке полученных данных (заполнении таблиц, вычислении массы, объёма, плотности меда, построении графиков плавления и кристаллизации меда);
5. Соблюдение правил техники безопасности при выполнении физических и химических опытов.
ИКТ в проектах:
1. Тексты-задания для индивидуальной работы отправлялись на E-mail каждому учащемуся с пояснениями к работе.
Участникам предлагалось скопировать сообщение, предварительно создав папку, и последовательно выполнять работу согласно инструкций. По окончании работы создать архив с помощью программы WinRAR и переслать на электронный адрес руководителя проекта.
2. Для выполнения теоретической части можно использовать разные источники информации через поисковые системы сети INTERNET, не забывая указывать адреса WEB-сайтов.
Информацию можно сопровождать рисунками, фото, таблицами, роликами и т.д.
Рис. 3 Построение графика в мини-проекте «Что общего между заходом Солнца в Донецке и вращательным движением с изменениями напряжения в генераторе переменного тока».
3. Для выполнения практической части в программе SKYPE (в режиме «Конференция») предлагалось наблюдать за проведением домашнего эксперимента одного из одноклассников, обсудить правильность и последовательность выполнения, а так же выполнение правил ТБ.
Рис.4. Математическая и физическая интерпретация графика плавления меда в презентации «Физические свойства меда».
4. Результаты практической части занести в таблицу (по инструкции). С помощью таблиц в программе EXCEL построить графики плавления и кристаллизации шоколада, меда и т.п..
5. Работу оформить с помощью текстового редактора WORD.
Общие требования к работе.
• Все материалы должны быть либо на электронных носителях, либо отправлены по электронной почте.
• Для защиты работы сдать тезисы с основными выводами и заключениями.
• При защите желательно использовать компьютерную презентацию в программе Microsoft PowerPoint.
ВЫВОДЫ
Таким образом, используя проектирование, как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное, рефлексивная оценка результатов помогают им осознать, что знания - это не столько самоцель, сколько средство для принятия решений, для адаптации в социуме и самореализации личности.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока физики в 7 классе по теме: Строение вещества
Конспект урока физики для 7 класса по теме: Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах
Конспект урока физики в 7 классе по теме: Взаимодействия молекул
Конспект урока физики в 7 класса по теме: Агрегатные состояния вещества
Похожие статьи:
Конспект урока физики 8 класс
Конспект урока физики 8 класс по теме: Параллельное соединение проводников
Конспект урока физики 8 класс на тему: Работа и мощность электрического тока
Конспект интегрированного урока «Английский язык и физика» в 10 классе
Методическая разработка урока по физике 9 класс