Из опыта работы учителя литературы "Создание дидактического материала к уроку литературы как индивидуально-дифференцированное домашнее задание обучающегося"
Автор Копылова Светлана Алексеевна, зам.директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы МБУ «Школа № 73» г. Тольятти
***
Индивидуально-дифференцированные домашние задания позволяют создать ситуацию и условия, которые будут способствовать осознанию каждым обучающимся своей индивидуальности, подойти дифференцированно к развитию склонностей и способностей, мотивировать к активной деятельности при изучении предмета.
Самостоятельное создание дидактического материала к уроку литературы как домашнее задание вполне по силам обучающемуся основной и средней школы.
Необходимые условия успешного выполнения домашнего задания:
- учёт учителем возрастных и личностных особенностей обучающегося, а также уровня предметной подготовленности;
- возможность выбора обучающимся одного задания из нескольких предложенных разноплановых;
- творческий характер задания;
- полное понимание обучающимся сути задания и алгоритма его выполнения;
- использование современных технологий;
- индивидуально-дифференцированная помощь обучающемуся со стороны учителя в случае затруднений или как их предупреждение (в виде плана, алгоритма, инструкции, схемы, образца, консультации и пр.);
- посильность задания для самостоятельного выполнения;
- отсроченность представления результата (достаточность времени для выполнения);
- недопущение перегрузки при выполнении задания.
Современный дидактический материал к уроку может быть выполнен на основе информационно-коммуникационных технологий. Спектр сетевых сервисов, которые могут быть задействованы, достаточно широк, остановимся на некоторых из них.
С удовольствием обучающиеся выполняют домашние задания, создавая дидактические материалы в виде интеллект-карт (иначе карт ума или ментальных карт), которые представляют собой особый вид краткой записи информации в виде радиантной структуры. Интеллект-карты заменяют традиционный текст, позволяют наиболее наглядно отобразить смысловые, причинно-следственные и ассоциативные связи между понятиями, героями, событиями.
Ментальная карта создаётся в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, термины, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Существует множество сервисов для создания интеллект-карт, управления и редактирования данных.
Пример выполненного в сервисе mind42 домашнего задания «Жанры фольклора»:
Интеллект-карта, созданная обучающимся, применяется как демонстрационный или раздаточный материал на уроках различного типа: открытия новых знаний, уроке рефлексии при обобщающем повторении, а также на уроке по развитию речи при написании сочинений, презентации докладов или рефератов, конспектировании или аннотировании статей, параграфов, разделов учебника, организации индивидуальной и групповой работы по подготовке к государственной итоговой аттестации по литературе.
Создание интеллект-карт отвечает реальным запросам обучающегося и соответствует уровню его возрастного развития. Приобретённые с их помощью знания сохраняются в памяти школьника значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше. Интеллект-карты позволяют вести работу по подготовке к государственной итоговой аттестации в системе, использовать крупноблочный метод закрепления знаний, экономить время. Поисковая система Интернет и учебная литература, индивидуально-дифференцированная помощь учителя в виде инструкций, дополнительных материалов, ссылок предоставляют обучающемуся возможность успешно создавать свой собственный инновационный продукт в виде интеллект-карты, а процесс их построения делает домашнюю работу творческой и увлекательной.
Вовлечь обучающегося в познавательную деятельность можно с помощью его смартфона, из которого он черпает информацию подчас с гораздо большим удовольствием, чем со станиц скучных, на его взгляд, учебников. Речь идет о применении QR-кода (баркода, матричного кода, т.е. образа слова). Существует огромное количество специальных программ для создания и считывания QR-кода. Дидактические материалы в виде схем, планов, заданий, в т.ч. на основе аудизаписей и видеозаписей, могут быть созданы обучающимся дома и предназначены для индивидуальной или групповой работы, интеллектуальных игр, QR-викторин на уроках литературы.
Пример домашнего задания по истории создания романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», выполненного с помощью генератораr QR-кода:
Применение дидактических материалов на основе создания баркодов способствует усилению мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности при обучении за счёт придания работе над учебным материалом новой организационной формы.
Дидактический материал к урокам литературы может быть разработан обучающимся на основе звукового редактора, позволяющего записывать звук и редактировать аудиофайлы.
Формы применения:
- подготовка аудиоосновы для озвучивания презентаций, видеороликов, музыкального сопровождения стихотворений;
- создание аудиоматериалов (аудиотекстов) для уроков обучения выразительному чтению.
Обучающийся записывает собственное чтение стихотворения или отрывка драматического произведения. Запись становится предметом наблюдения, а затем самоанализа и анализа, критического разбора выразительности чтения.
На уроках различного типа запись голоса привлекает внимание обучающихся, усложняет восприятие услышанного, т.к. школьники не видят самого человека, его мимики, жестов и других невербальных средств, которыми он часто сопровождает своё слово.
Много возможностей предоставляет сервис LearningApps - приложение Web 2.0 для поддержки обучения с помощью интерактивных модулей. Назначение сервиса – создание интерактивных общедоступных упражнений разного вида, что вполне под силу обучающимся, выполняющим домашнее задание.
Приложение содержит модели и примеры разнообразных игр разного уровня сложности: «Найди пару», «Кто хочет стать миллионером», викторины, кроссворды и т.п., багаж которых может быть пополнен обучающимся. Упражнения можно легко и довольно быстро составлять, менять, расширять, встраивать аудиофайлы и видеофайлы. Достоинства сервиса несомненны: простота подготовки, наглядность, красочность, разнообразие, большие возможности в применении на уроках различного типа, особенно в основной школе.
Примером домашнего здания, созданного в данном сервисе, может быть кроссворд по поэме «Слово о полку Игореве» (приведён заполненным):
Упражнение, созданное обучающимся, становится хорошим подспорьем при проведении учебного занятия, разнообразит урок, используется для закрепления знаний, их проверки, служит удобной оболочкой для организации конкурсных мероприятий по литературе.
Традиционное занятие, особенно в 5-6 классах, нуждается в дополнении игровым, позволяющим повысить творческую и познавательную активность обучающихся, пробудить интерес как к чтению, поддержать пытливость ума. Информационно-коммуникационные технологии предоставляют большие возможности для организации литературных игр, в форме которых можно проводить уроки обобщения изученного (например, в конце раздела или по итогам учебного года), уроки внеклассного чтения, в том числе по конкретному произведению, творчеству писателя или произведениям, объединенным тематикой, жанром.
Алгоритм работы обучающегося над созданием игры:
- формулирование вопросов и ответов;
- подбор иллюстративных материалов (репродукций картин, фотографий, иллюстраций к произведениям, аудио- и видеозаписей);
- обработка подобранных материалов с помощью различных программных сред (например, создание или обрезка ауди- и видеофрагментов, сканирование собственных иллюстраций);
- непосредственное создание модели игры – конечного мультимедийного продукта.
Пример главного игрового поля с гиперссылками к литературной игре по творчеству Н.В. Гоголя:
Литературные игры с включением иллюстраций, аудиозаписей и видеофрагментов, выполненные в формате презентации с гиперссылками, впечатляют, помогают литературному материалу выступить более наглядно, зримо, весомо, развивают ассоциативность мышления и концентрацию внимания, а учебные занятия становятся ярким, запоминающимся событием.
Итак, сегодня существует много возможностей для создания дидактических материалов на основе применения информационно-коммуникационных технологий. Это вполне по силам обучающимся, для которых такое домашнее задание может стать средством их индивидуально-дифференцированного развития, ведь оно будет раздвигать рамки познания, стимулировать к проявлению творческой активности, способствовать развитию метапредметных универсальных учебных действий и повышению самооценки, помогать в самореализации.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина
Игровое проектирование (написание оды на уроке литературы)
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы средствами ТРКМ
Похожие статьи:
Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся
Конспект урока по литературе в 10 классе
Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе
Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»
Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»