Конкурсы

Использование ИКТ на уроках математики

ИКТ на уроках математики

Автор: Агафонова Ксения Олеговна, учитель математики МБОУ «средняя общеобразовательная школа №25», г. Казань

Описание: Век информационно-коммуникативных технологий требует от учителей перехода от традиционного изложения материала, с помощью мела и доски, на демонстрацию учащимся наглядного материала, например, презентаций. В данной статье можно найти всё необходимое, чтобы начать работать по новому.

XXI век – это век высоких информационных технологий. В то же время, в процессе информатизации образования возникает ряд проблем. Это недостаточный выбор обучающих программ, несоответствие большинства имеющихся программных продуктов всем требованиям, необходимым для успешной организации учебного процесса, отсутствие электронных информационных ресурсов.

В наши дни в образовательной практике всё более востребованным становится использование информационно-коммуникативных технологий, которые представляют собой ресурсы в локальных или глобальных сетях. Наиболее удобной формой для восприятия является материал, скомпонованный в единый обучающий комплекс.

Преимущества информационных технологий, по сравнению с традиционными, очевидны:

1) современный дизайн;

2) возможность включения мультимедийных  способов представления информации;

3) использование интерактивных средств контроля знаний для проверки, в том числе и самопроверки;

4) простота использования в домашних условиях.

Использование информационно-коммуникативных технологий  в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения. А увеличение объёма информации на уроках заставляет за­думаться над тем, как поддержать у учащихся интерес к математике, их активность на протяжении всего урока. Решением этой проблемы может стать компьютер.

Использование компьютера на уроках позволяет более нагляднее и доступнее представить учебный материал, а это, в свою очередь, стимулирует интерес ребёнка к изучаемому предмету. Наиболее доступной и популярной формой подачи учебного материала является презентация, созданная в программе Microsoft Office PowerPoint, которая активно используется на уроках.

Электронные презентации могут служить экранным дидактическим материалом при опросе учащихся, при изучении новой темы - заменяет классную доску, для закрепления нового материала могут быть использованы тесты, для обобщения и систематизации знаний по теме – кроссворды, ребусы, таблицы.

Таким образом, учитель может повысить эффективность обучения и фиксировать внимание учащихся на трудных разделах темы, при условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения. Создавая презентацию к уроку необходимо делать акцент на основные моменты урока, то есть привлекать внимание учащихся, а это можно сделать с помощью анимации, видеоролика. Презентации являются не только источником информации, но и определяют ту или иную организацию работы класса или группы учащихся.

В своей практике я использую презентации, которые составляю сама, либо пользуюсь готовыми, которые нахожу в Интернете. По возможности стараюсь чаще использовать информационно-коммуникативные технологии на своих уроках, а также использую следующие элементы методики преподавания: создание «проблемных ситуаций» в процессе изложения учебного материала, рассказы, беседы, печатные материалы (тесты, таблицы). Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал. Из этого можно сделать вывод, что компьютер формирует навыки рационального запоминания материала. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Урок от этого становится интереснее. По итогам таких уроков можно значительно повысить эффективность обучения.

Результатом систематического применения информационно-коммуникативных технологий на уроках является повышение квалификации самого учителя, вовлечение большего количества учащихся в активную деятельность, активизирует внимание учащихся, усиливают их мотивацию, возрастает интерес учеников к предмету, развивает воображение и фантазию, а с этим и повышается эффективность урока. Все это служит залогом глубоких и прочных знаний по предмету и предопределяет развитие личности учащегося.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока математики 9 класс по теме: Арифметическая и геометрическая прогрессии

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 класса. Игра «Слабое звено»

Игра как средство интерактивного обучения по предмету Математика

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа

Конспект урока математики в 6 классе по теме: Умножение и деление обыкновенных дробей

Данияр Маулетович Байжуманов # 10 мая 2014 в 14:32 0
Здравствуйте, Ксения Олеговна! Я с вами полностью согласен, что в настоящее время для повышения интереса к предмету необходимо использовать различные новые подходы в обучении и преподавании. Несомненно, этому может способствовать и применение на уроках информационно-коммуникативных технологий. Но надо признать, что это тоже не дается так легко. Нынешнее поколение детей на много опережают нас учителей в эпохе глобальной компьютеризации, мы не успеваем идти в ногу со всеми развивающимися технологиями. Даже подготовка слайдовой презентации на урок занимает много времени. Не каждый учитель способен выполнять такую работу. Но веления времени все таки заставляет нас учителей пробовать и совершенствовать свои навыки применения компьютеров на своих уроках. Но нельзя и отходить от истины, которая за многие годы своего существования приносила большие плоды - это я говорю о старой "советской" системе образования, которая считалась (думаю, что и считается) одной из самой сильной системой в образовании. Немного времени прошло с момента развала этой системы, но могу сказать с уверенностью, что любой творческий учитель, который любит свою работу, может с достоинством отстоять честь звания учителя с одним кусом мела у доски. Я не противоречу вашей статье, я также осознаю необходимость внедрения ИКТ в процесс обучения, но я еще помню простых обычных учителей, которые силой своих рассказов, знаний погружали меня и моих одноклассников в неизведанное пространство знаний и наук. Желаю Вам дальнейших творческих успехов и достижений!
Наталья Владимировна Сюнякова # 20 июня 2014 в 22:49 0
Ксения Олеговна, абсолютно с Вами согласна. Компьютер все прочнее входит в нашу жизнь. И использование на уроках ИКТ делает урок интереснее и иллюстративнее. Я стараюсь как можно чаще использовать компьютерные презентации на уроке, так как для детей с нарушением интеллекта, с которыми я работаю, наглядность помогает лучше и легче усваивать учебный материал. А использование интерактивного тестирования прививает детям интерес к предмету.
Перевалова Наталья Владимировна # 27 июля 2014 в 19:46 0
Конечно, мы все - учителя и ученики должны шагать в ногу со временем. Согласна с Вами, Ксения Олеговна, применение ИКТ доступно пониманию даже детям с ОВЗ, с которыми работаю я, ведь только в школе они заглядывают в книги-учебники, а дома только экран ПК.
Наталья Владимировна Перевалова # 6 августа 2014 в 19:26 0
Конечно, мы все - учителя и ученики должны шагать в ногу со временем. Согласна с Вами, Ксения Олеговна, применение ИКТ доступно пониманию даже детям с ОВЗ, с которыми работаю я, ведь только в школе они заглядывают в книги-учебники, а дома только экран ПК.
Антипова Лариса # 24 марта 2015 в 13:43 0
Согласна, что учителя должны быть современными и грамотными в использовании ИКТ. Но все-таки различные презентации и т. д. больше для уроков истории, искусства и др. А на уроках математики это трата времени. Никакие презентации не научат решать задачи ЕГЭ 17-21, если их не решать.
Наталия Николаевна Александрова # 29 марта 2015 в 22:31 0
Да, на сегодняшний день без ИКТ-технологий уже никуда... Особенно с переходом на ФГОС. Желаю вам творческих успехов. Спасибо за материал.
Юлия Петровна Кудлай # 18 октября 2015 в 17:28 0
Здравствуйте. Хотелось бы поблагодарить вас за статью. Так как очень сложно убедить учебную часть в том, чтобы они ставили математику в компьютерные кабинеты для использования информационных технологий. Теперь на математическом, объединении, где учебная часть будет присутствовать, я смогу доказать вашими словами о необходимости математики с совмещением компьютерных технологий.
Елена Федоровна Лисицына # 8 февраля 2016 в 20:19 0
Здравствуйте! Действительно, вопросы использования ИКТ на уроках очень актуальны сейчас, да и в обозримом будущем тоже. Думаю, что главное- научиться соблюдать баланс в сочетании ИКТ и традиционных методов преподавания. Кроме того следует постоянно расширять свои представления об использовании ИКТ, поскольку спектр их применения очень широк: помимо создания наглядных образов на уроке можно использовать он-лайн тренажеры, он-лайн тестирование, самостоятельное создание учащимися различных мультимедиа продуктов как в ходе урока. так и во внеурочное время. Безусловно, для этого требуется хорошее оснащение школ соответствующим оборудованием
Зульфия Даутовна Остертаг # 12 февраля 2016 в 09:27 0
Ксения Олеговна спасибо за статью! Информационные технологии открывают доступ к различным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы учеников, дают большие возможности для творчества учащихся и педагога, позволяют реализовывать новые формы и методы обучения.Желаю вам творческих успехов!
Юлия Александровна # 10 апреля 2016 в 10:35 0
Уважаемая, Ксения Олеговна. Спасибо за статью. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках сейчас актуально. Уроки становятся более интересными. Мультимедийные презентации могу содержать текст, изображения, видео, анимации.
Ольга Александровна Камнева # 12 июня 2016 в 14:07 0
Полностью с вами согласна, ИКТ просто необходимо. В особенности для изучения теории вероятности. Можно строить диаграммы. Это дает положительные результаты. Но к сожалению не всегда возможно.
Мелихова Ирина Валерьевна # 5 декабря 2019 в 19:53 0
Познавательная и интересная статья, в наше время ИКТ часто используется в работе.