Конспект урока математики в 5 классе по теме: Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа

Конспект урока по математике

Урок математики. 5 класс. Тема: Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа.

Автор: Ермилова Елена Алексеевна

Учитель математики первой квалификационной категории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кармалинская средняя общеобразовательная школа, села Кармалы, Нижнекамского  района, Республики Татарстан

Тема урока: «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»

Цели урока:

Обучающая: повторить правила и закрепить умения выполнять умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа;

Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету, математическую речь учащихся, чувство коллективизма; 

Воспитывающая: воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение выслушивать друг друга.

Тип урока: урок закрепления материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Ход урока

Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

Здравствуйте ребята! Какие темы мы с вами проходили на прошлых уроках? (Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа)

Сегодня мы с вами проведем обобщающий урок по данной теме, выясним какие пробелы у нас еще существуют, и попытаемся их устранить.

Устный счет.

1. Прочитайте числа:

а) 23,256; 325,23; 685,269;

б) 689,254; 2154,23; 325,9865.

2. Округлите дроби:  28,2358; 685,2358; 0,2258

а) до десятых;

б) до сотых;

в) до целых;

г) до тысячных.

3. Сравните:

а) 26,325 и 26,328;

б) 0,235 и 1,235;

в) 958,36 и 958,63.

Молодцы ребята, справились со всеми заданиями! Какие правила вы использовали при выполнении данных упражнений?

По какому правилу нужно округлят десятичные дроби?

Какое мы знаем правило для сравнений десятичных дробей?

Математический диктант.

      1 вариант                                    2 вариант

1.     0,41 - 0,385;     (0,025)       1. 62,5 - 8,419;    (54,081)

2.     0,613 + 32,7;    (33,313)     2. 5,2 + 317,9;     (323,1)

3.     3,5 х 18;           (63)            3. 0,18 х 12;         (2,16)

4.     0,2535 х 100;   (25,35)       4. 3,256 х 10;       (32,56)

5.     261,6 : 8;          (32,7)         5. 138,6 : 7.          (19,8)

А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте ответы и поставьте оценки: у кого нет ошибок  – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», у кого 3 и более ошибок – «2».

Какие правила мы использовали при выполнении этих заданий?

По какому правилу, мы с вами складываем десятичные дроби?

По какому правилу, нужно вычитать десятичные дроби?

Какое правило используется при умножении и делении десятичных дробей на натуральные числа?

Как умножить, разделить  десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.?

Молодцы!

Закрепление изученного материала.

Выполните действия:

105,6 : 24 + 1,3 х 2    (7)

Ребята, не зря мы в ответе получили цифру 7 - сегодня на уроке мы познакомимся с 7 чудесами света! А что это за чудеса света и в какое время они были созданы, вы узнаете, выполнив упражнения (Все учащиеся решают в тетрадях, один человек у доски).

1. Выполните действия:

а) 1,27 х 31 – 37,37;                 (2)

б) 0,7 + (24 х 5,7 – 132,5)         (5)

в) 211,4 - 61 х 3,4                     (4)

г) 35,6 х 2 – 71,2                      (0)

Итак, мы получили 2540 г. до н.э. В этом году была построена Пирами́да Хео́пса — крупнейшая из египетских пирамид, единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней. Предполагается, что строительство, продолжавшееся двадцать лет, закончилось около 2540 года до н. э. Известны десятки египетских пирамид. На плато Гиза самые крупные из них — пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина. Архитектором Великой пирамиды считается Хемиун, визирь и племянник Хеопса. Он также носил титул «Управляющий всеми стройками фараона». Более трёх тысяч лет (до постройки кафедрального собора в Линкольне, Англия, около 1300 года) пирамида являлась самой высокой постройкой на Земле.

2.  Решите задачу: Длина прямоугольника 200 см, а ширина в 0,5 раза больше. Найдите периметр прямоугольника.

(Учащиеся выполняют краткую запись условия и решение задачи)

Решение: 1) 200 х 0,5 = 100 (см) ширина прямоугольника,

2) 2 х (200 + 100) = 600 (см) периметр прямоугольника.

Молодцы! Вы благополучно справились с заданием!

В 600 г. до н.э. были созданы Вися́чие сады́ Семирами́ды. Более корректное название этого сооружения — Висячие сады Амитис (по другим источникам — Аманис): именно так звали жену вавилонского царя Навуходоносора II, ради которой сады были созданы. Предположительно располагались в древнем городе-государстве Вавилон, возле современного города Хилла. Вавилонский царь Навуходоносор II для борьбы против главного врага — Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства Вавилон, заключил военный союз с Киаксаром, царем Мидии. Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Их военный союз был подтвержден женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя Амитис. Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зелёной Мидии. Чтобы утешить её, Навуходоносор приказал возвести висячие сады.

3. Выполните действия: (16,1 : 35 + 54,54) х 10      (550)

Хорошо! В 550 г. до н.э. был возведен Храм Артемиды в Эфесе — одно из семи чудес античного мира, находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии. Первый крупный храм был сооружён в середине VI века до н. э., сожжён Геростратом в 356 году до н. э., вскоре восстановлен в перестроенном виде, в III веке разграблен готами. В IV веке закрыт христианами в связи с запретом языческих культов и разрушен. Построенная на его месте церковь также была разрушена.

4. Найдите значение выражения 4,5 х + 2,3 х - 116 + 2,7 х, если х=58.

Решение: 4,5 х + 2,3 х - 116 + 2,7 х = 9,5 х – 116, при х = 58, получим

9,5 х 58 -116 = 435.

Молодцы! 435 г. до н.э. связан со Статуей Зевса — работа Фидия. Выдающееся произведение античной скульптуры. Находилась в храме Зевса, в Олимпии — городе в области Элида, на северо-западе полуострова Пелопоннес, где с 776 года до н. э. по 394 год н. э. каждые четыре года проводились Олимпийские игры — состязания греческих, а затем и римских спортсменов. Греки считали несчастными тех, кто не видел статую Зевса в храме.

5. Выполните действия: 362,4 – 3,75 х (0,972 + 2,068)       (351)

В 351 г. до н.э. был построен Галикарнасский мавзолей — надгробный памятник  правителя Мавсола, сооружён в середине IV века до н. э. по приказу его супруги Артемисии III в Галикарнасе, одно из античных чудес света. Сооружение мавзолея началось ещё до погибели Мавсола в 353 г. до н.э. и, согласно сообщениям античных авторов, управлялось его женой Артемисией. Для проектирования Мавзолея она пригласила греческих архитекторов Сатира и Пифея, и наиболее прославленных скульпторов того времени — Леохара, Скопаса, Бриаксида и Тимофея.

6. Решите уравнения:  а) х : 10 + 39,1 = 68,3; (х=292)

б) (х – 193,4) · 3 = 259,8. (х=280)

Молодцы ребята! Между 292 и 280 г.г. до н.э. был возведен Колосс Родосский — гигантская статуя древнегреческого бога Солнца, которая стояла в портовом городе Родосе, расположенном на одноимённом острове, в Греции. После распада державы Александра Македонского на Родосе закрепился Птолемей. После его утверждения в Египте он заключил с Родосом союз, контролирующий торговлю в восточном Средиземноморье. В 305 до н. э. сын другого диадоха Антигона I Одноглазого, Деметрий I Македонский, высадился на Родосе с сорокатысячным войском. Продержав главный город острова в осаде целый год, несмотря на сооружение множества осадных орудий, он был вынужден отступить. Народ Родоса решил продать брошенные осадные орудия и построить статую почитаемого ими бога Солнца Гелиоса, чтобы отблагодарить его за заступничество. Гелиос был не просто особо почитаемым божеством на острове — по легенде он был его создателем: не имея места, ему посвящённого, солнечный бог вынес остров на своих руках из морской глубины.

7. Выполните действия: (120,21 - 37,59) : 34 + 57 : 100       (3)

Отлично! Мы разгадали последнее чудо света! Это Александри́йский мая́к (Фа́росский маяк) — маяк, построенный в III веке до н. э. на острове Фарос около египетского города Александрии. Маяк был построен для того, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в александрийскую бухту. Ночью им помогало в этом отражение языков пламени, а днём — столб дыма. Маяк простоял он почти тысячу лет, но в 796 г. н. э. был сильно поврежден землетрясением. Впоследствии пришедшие в Египет арабы пытались восстановить его, и к XIV в. высота маяка составляла около 30 м. В конце XV в. султан Кайт-бей воздвиг на месте маяка крепость, которая стоит и сейчас.

Подведение итогов.

Мы благополучно справились со всеми заданиями! Познакомились с 7 чудесами света. Давайте подведем итоги нашего урока.

Какие правила вы сегодня использовали при выполнении заданий?

Чему мы научились на уроке?

По какому правилу нужно умножать десятичную дробь на натуральное число?

По какому правилу нужно делить десятичную дробь на натуральное число?

Что нового вы сегодня узнали?

Вам понравился урок?

Оценки за урок.

Домашнее задание. 

№1374, 1379 (2 столбик).

Литература:

1. Виленкин Н.Я. и др. Учебник математики для 5 класса средней школы. – М., Просвещение, 2005.

2. Дидактические материалы по математике для 5 класса. – М.: Классикс Стиль, 2006. 

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока математики в 6 классе по теме: Умножение и деление обыкновенных дробей

Дидактическая игра «Математическое лото» на уроке математики

Конспект урока математики 9 класс по теме: Арифметическая и геометрическая прогрессии

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 класса. Игра «Слабое звено»

Игра как средство интерактивного обучения по предмету Математика

Данияр Маулетович Байжуманов # 13 мая 2014 в 22:10 0
Здравствуйте, уважаемая Елена Алексеевна! Спасибо вам за такую интересную разработку, которую вы представили. Эта работа действительно заслуживает высокой оценки. Мне понравилось то, как вы связали тему урока с семью чудесами света. Мне всегда была интересна про древние чудеса света, и я неоднократно затрагивал эту тему на классных часах, но теперь думаю, я проведу и на уроке математики. Большое спасибо за вашу идею проведения урока. Желаю Вам дальнейшего творческого успеха и достижений!
Ольга Михайловна Кунавина # 19 июня 2014 в 15:25 0
Уважаемая Елена Алексеевна! Очень интересный опыт использования исторического материала на уроке математики. Занятие нацелено не только на воспитание интереса к предмету, но и развивает познавательный интерес к историко-культурному наследию. В то же время акценты с дидактической цели урока не смещены. Урок достаточно плотный. Желаю вам творческих успехов и мне хотелось бы узнать Ваше мнение о моих работах https://ped-kopilka.ru/blogs/olga-mihailovna-kunavina.
Спасибо!
Анастасия Сергеевна Быструшкина # 9 июля 2014 в 07:20 0
Хороший рабочий урок с игровыми моментами, самостоятельной работой, с межпредметными связями, что для подрастающего поколения очень нужно.Спасибо!!!
Маргарита Георгиевна Мингазова # 27 июля 2014 в 18:14 0
Уважаемая Елена Алексеевна! Браво за математику с историей! Мой большой педагогический стаж подтверждает, что Вы правильно установили связь с историей. Так рождается увлечение математикой, понимание и необходимость изучения математики. Успехов! Маргарита Георгиевна Мингазова, Пермь.
Наталья Васильевна Алексеева # 1 августа 2014 в 01:04 0
Необычное содержание урока, интеграция математики и истории? Тогда непонятно, связаны ли вычисления в примерах с "чудесами света". Иногда, я думаю, лишний материал (даже очень познавательный) отвлекает от основной темы. Вам так не кажется?
Елена Александровна Иваненко # 1 сентября 2014 в 19:44 0
Уважаемая Елена Алексеевна,я благодарна вам за разработку,очень интересно связать историю и математику.
Людмила Даниловна Альзонова # 4 ноября 2014 в 01:42 0
Мне понравилась история математики,где ребята расширили свои знания ,правильно связанная с темой урока.Рефлексия к уроку, как итог.Елена Алексеевна ,спасибо!
Лилия Александровна Перевозчикова # 21 декабря 2014 в 20:55 0
Очень интересная разработка урока.Такой урок можно провести в паре с учителем истории, получится познавательный интегрированный урок.
Наталья Александровна Комарова # 29 января 2015 в 15:31 +1
Данная разработка урока позволяет реализовать метапредметные цели и развивить интерес учащихся не только к изучению математики, но и к историко-культурному наследию.
Антипова Лариса # 26 марта 2015 в 20:57 0
Спасибо за урок! Захотелось тоже рассказать про чудеса на уроке! Успехов!
Валентина Ростиславовна Ишалева # 4 мая 2015 в 08:45 0
Здравствуйте, Елена Алексеевна! Спасибо вам за интересную разработку урок. Здесь есть устный счет, математический диктант, дети учатся оценивать друг-друга, а самое интересное это связь темы урока с семью чудесами света. Большое спасибо за вашу идею проведения урока. Желаю Вам дальнейшего творческого успеха и достижений!Эта работа действительно заслуживает высокой оценки.
Светлана Владимировна Лисицина # 4 мая 2015 в 16:36 0
Спасибо за идею. Думаю моим ученикам тоже будет интересно познакомиться с 7 чудесами света. Обязательно возьму себе на заметку.
Елена Анатольевна Реброва # 8 июня 2015 в 12:24 0
Елена Алексеевна! Насыщенный урок. логически красиво выстроен. Пожелание - попробовать оформлять проекты уроков в форме технологических карт, где можно было проследить и содержание каждого этапа урока, и деятельность ученика, деятельность учителя и какие УУД вы формируете, и прогнозируемые "нештатные" ситуации.
Елена Владимировна Николаева # 16 июня 2015 в 23:24 0
Елена Алексеевна! Познакомилась с Вашей разработкой урока математики: добротно, познавательно для учащихся. Отдельные педагогические приемы прекрасно могут быть использованы при проведении уроков по ФГОС. Я сейчас работаю в 6-7 классах. ой, уже в 7-8 классах! Я строю уроки по-другому, но тоже люблю использовать исторический материал и разные интересные для детей моменты. Желаю успехов!
Наталия Леонидовна Никитенко # 28 июня 2015 в 20:56 0
Елена Алексеевна, оригинальный урок у Вас получился. Особенно удалась часть занятия, где, выполняя задания, ребята узнают и полезную информацию о семи чудесах света. Жаль, что в методической разработке не описано, в каком формате учитель преподносит новые для детей сведения.
Инга Анатольевна Романова # 3 марта 2016 в 08:53 0
Здравствуйте, Елена Алексеевна! Спасибо за урок, действительно, оригинальный урок - и знания закрепили, и про 7 чудес света рассказали. И урок интегрированный получился. Я обязательно использую данный материал на своих уроках, вот только думаю, как лучше сделать - картинки чудес света самой приготовить или детям поручить? С наглядностью, мне кажется, дети лучше запомнят.
Юлия Викторовна Ажиенко # 17 мая 2016 в 23:42 0
Хороший урок. Обязательно использую ваш материал на своем уроке. Дети останутся довольны
Екатерина Николаевна Зубова # 13 ноября 2016 в 20:46 +1
Спасибо за прекрасную разработку урока. Очень удачная, познавательная, на мой взгляд, межпредметная связь. Думаю, заинтересовали учащихся. Хорошая идея с математическим диктантом и последующей проверкой самими учениками (сама так практикую, детям нравится быть в роли учителя и проверять).
Елена Анатольевна Кирьянова # 11 сентября 2017 в 20:47 +1
Интересно представлена межпредметная связь. Урок насыщенный, охватывающий все основные моменты данной темы. Спасибо.
Ирина Ивановна Швадчина # 23 ноября 2017 в 20:27 +1
Разработка урока очень хорошая . Каждый этап урока тщательно продуман. Мне понравилось. Дети будут довольны.
Наталия Валериевна Иванова # 29 января 2019 в 23:28 +1
Наверное, интересно деткам на таком уроке, особенно, если красочная презентация раскрывает чудеса света. Но считаю, что урок закрепления математического материала не должен перекрываться такими содержательными сведениями о чудесах света.