Конкурсы

Игра как средство интерактивного обучения по предмету Математика

Игра в процессе изучения дисциплины математика

Обобщение и анализ личного опыта преподавателя математики

Автор: Мигай Александра Леонидовна -  учитель вышей категории, учитель математики МБОУ Хазанская СОШ

Материал  предназначен для учителей-предметников, учителей математики среднего  и старшего звена

Игра – это возможность

отыскать себя в обществе,

себя в человечестве,

себя во Вселенной

Использование игры в рамках учебно – воспитательного процесса – явление не новое, именно игра- единственная деятельность ребёнка имеющая место во все времена и у всех народов. В игре создаётся предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности.

Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям. Стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между её участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества. Лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры. Так как у них появляется возможность  от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Игра изменяет отношение её участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью.

Поскольку игра представляет из себя «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического. Коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, а следовательно формирует индивидуальный опыт такой деятельности. Существенно также и то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения и опровергать другие и т. д.). Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряжённость, позволяет проверить себя в различных ситуациях.

Если оценивать эффективность игры в усвоении учебного материала, то картина вырисовывается такая: при лекционной традиционной подаче материала усваивается 20%-40% информации, то в деловой игре до 90%.

ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Игровые формы и методы обучения обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей:

1) стимулирование мотивации и интереса, например: в общеобразовательном плане, в продолжении изучения темы

2) поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме, например: расширенного осознания различных возможностей и проблем;

3)развитие навыков, например: критического мышления и анализа, принятия решения, конкретных умений (обобщать информацию, готовить реферат и др.), готовность к специальной работе в будущем.

4) изменение установок:

социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество)

восприятия интересов других участников, социальных ролей.

5) саморазвитие или развитие благодаря другим участникам:

- оценка преподавателем

- осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств.

С помощью игры можно снять психологическое утомление, её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создание обстановки радости на занятиях.

Игра – это почти всегда соревнование. Дух соревнования в играх достигается за счёт разветвлённой системы оценивания деятельности участников игры, позволяющей увидеть основные аспекты игровой деятельности учащихся.

Коллективная форма работы - одно из основных преимуществ игры. В игре обычно работают группы из 5-6 человек. Второе преимущество игр в том, что в них активно и одновременно может принимать участие весь класс. До минимума сводится роль и участие учителя  в игре.

Для участия в игре не требуется репетиций, поэтому не теряется новизна предстоящей игровой деятельности, что является источником постоянного интереса играющих к событиям в игре.

Классификация игр:

1. по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, Деловые, имитационные и т.д.

2. по характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, тренинговые, воспитательные, диагностические, контролирующие, обобщающие, развивающие, творческие.

3. по области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые.

4. по игровой среде: без предметов, с предметами, компьютерные. настольные, технические.

Этапы организации игры:

1. подготовительный (от 1 до нескольких дней)

2. основной этап (непосредственное проведение игры)

3. заключительный этап (итог)

Большую роль в игре выполняет система стимулирования. Она должна активизировать каждого из играющих, заставлять их действовать как в жизни, уметь подчинять интересы отдельных участников общей цели игры.

Методическое оснащение игры:

1. структурная схема (цель, задачи)

2. сценарий

3. предметная сфера

4. комплект ролей

5. правила игры

6. методологическое обеспечение – те материалы, которые позволяют реализовывать поставленные цели

7. система критериев оценивания

Таким образом, игровые формы и методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие.

Как правильно заметил В.Шаталов в своей работе: «эксперимент продолжается»: «Одна из сложнейших задач, над решением которой бьётся не одно поколение учителей, - развить ум ребёнка, приохотить его к активному, напряжённому, интеллектуальному труду, воспитать не пассивного потребителя, а добывателя».

Эта проблема актуальна сегодня, как никогда. Кем бы ни стали ученики после школы, им всегда будут нужны знания, умения логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать факты.

Мастер – класс. Игра как средство интерактивного  обучения  по математике

Использование игры в рамках учебно – воспитательного процесса – явление не новое, именно игра - единственная деятельность ребёнка имеющая место во все времена и у всех народов. В игре создаётся предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности.

«Одна из сложнейших задач, над решением которой бьётся не одно поколение учителей, - развить ум ребёнка, приохотить его к активному, напряжённому, интеллектуальному труду, воспитать не пассивного потребителя, а добывателя» (Шаталов)

За период многолетней работы, к сожалению прихожу к выводу, что многие дети, обладая прекрасными способностями, имеют очень серьёзные пробелы:

- очень медленно выполняют вычислительную работу (как устную, так и письменную)

- не всегда применяют рациональные способы вычислений

- допускают ошибки в вычислениях  и т. д.

Мне, как и любому учителю, хочется, чтобы мои ученики быстро считали, умели аргументировать свои действия при выполнении любых заданий, владели бы умениями решать основные типы задач и уравнений, что необходимо при решении задач повышенной трудности.

Некоторые из этих трудностей мне удалось преодолеть с помощью введения в урок игровых моментов. Ведь  без игры не может быть полноценного умственного развития. «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (Сухомлинский) Таким образом, игра – форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Я пришла к выводу, что с детьми надо и необходимо играть. А как же нам при таком объёмном программном материале уделять время для игры? Наиболее подходящими для этого являются итоговые уроки, которые можно не чаще одного раза в месяц проводить. В число итоговых уроков я включаю интегрированные уроки, на которых учащиеся не только демонстрируют свои знания, но и получают дополнительную информацию, связанную с другими предметами. В 5-8 классах итоговые игровые  уроки провожу в форме дидактической игры, например: «Крестики-нолики», математических путешествий, уроков весёлой математики и т. д. Для старшеклассников провожу уроки в форме деловой игры.

Конечно, подготовка к таким урокам большая, но она оправдывает себя – обобщение проходит на высоком уровне, так как старшеклассники относятся к таким урокам серьёзно, потому что осознают их значимость –формируются интеллектуальные умения и навыки.

В настоящее время появилось очень много литературы, где раскрываются технологии применения игровых моментов, разработки  уроков в виде различных игр.

Я же хочу предложить Вашему вниманию технологию проведения «арифметической физминутки», поскольку уверена, что многие учителя об этом даже и не слышали. Играющие рассчитываются на 1-10. Каждый должен запомнить своё число.

Упражнение №1: учитель называет то или иное число, а ученик под этим номером должен обязательно встать, затем учитель называет двузначное число, например 17 (встают те, у кого числа 1 и 7). После того, как это упр. Отработано

Упражнение №2: Учитель предлагает встать не тем, кого он назвал а их соседям слева и справа. (например учитель назвал число 6, а встают 4-ый и 5-ый) Дальше по усложняющей: можно предложить несложные примеры на сложение и вычитание.

Думаю, что учителя математики со мной согласятся, если я скажу, что придя в 5 класс дети очень трудно воспринимают на слух простые казалось бы выражения: «Чему равна сумма чисел 5 и 7?» Или: «Найдите разность 9 и 2». Детям больше нравится, когда им предлагают: «Прибавьте к 5-ти 4, или вычтите из 8-и  6» и т. д. Поэтому уже с 5-ого класса перед нами математиками стоит задача: учить мыслить.

Упражнение №3: например: найти сумму 3 и 6 (встаёт тот, у кого 9) , найти разность 9-ти и 5 (встаёт тот, у кого 4) и т. д. Дальше ещё сложнее: найти сумму 23 и 12, (так как в сумме получается 35, то встают те, у кого 3 и 5). Единственное условие, что примеры нужно так подбирать, чтобы не встречались числа, содержащие две одинаковые цифры: 33, 44 и т. д.

Такие физминутки можно время от времени повторять, усложняя задания по мере приобретения учащимися новых знаний и умений.

Интересно проводить такие арифметические физминутки с двумя командами, если накопляемость класса позволяет, в таких случаях уже присутствует дух соревнования на быстроту и правильность выполнения задания.

Пример арифметической физминутки: тема: «Признаки делимости на 2,3,5» учитель просит ответить хлопком рук –делится ли число на 2? (5- не хлопают, 8 хлопают и т. д., делится ли число на 3 ответить кивком головы( 7 не кивают , 15 кивают )

Преимущества таких минуток состоят в том, что в работе принимают участие все ученики, наступает не только физическая активность, но и проявляются и развиваются все познавательные процессы: память ,мышление, внимание, работает эмоциональная сфера , появляется ответственность, сопереживание.

Активизация умственную деятельность не всегда удаётся, поэтому учитель должен всегда иметь на «всякий случай какой-нибудь  приём. В данном случае –умственная физминутка.

Например: написать в столбик по 5-6 примеров на вычитание, соблюдая одно условие: уменьшаемое в первой строчке должно быть вычитаемым во второй и т. д., например:

13-7=

18-13=

25-18=

29-25=

32-29

Каждый затем проводит черту и находит сумму всех разностей, а учитель сразу выдаёт ответ

ответ:  сумма всех разностей 25.  ( Ответ:32-7) И так будет всегда!

В чём секрет? Учащимся предлагается дома придумать свои примеры, соблюдая условие. Затем предложить   классу провести игру: кто больше, кто правильно сделал, и тот кто лучше всех справился - получает ключ к разгадке, и сам может проводить такую игру.

Здесь и интерес к предмету, и умение выполнять действия и т.д.

Интерес к играм, к решению каких-то необычных задач, появляется у учеников не всегда и не у всех детей сразу. Поэтому, на мой взгляд, предлагать игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, они помогают учителю выполнять большие воспитательные и образовательные задачи. И самое главное надо помнить, что игрой можно увлечь, заставить играть нельзя!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока математики в 6 классе по теме: Умножение и деление обыкновенных дробей

Дидактическая игра «Математическое лото» на уроке математики

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа

Конспект урока математики 9 класс по теме: Арифметическая и геометрическая прогрессии

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 класса. Игра «Слабое звено»

Надежда Васильевна Кущий # 4 января 2014 в 23:15 +1
Уважаемая Александра Леонидовна! Полностью согласна с Вами в вопросе применения деловых игр на уроках математики. Игра позволяет школьнику взглянуть на урок по-новому, выйти из жестких рамок. Процесс усвоения-закрепления учебного материала органично вплетается в игру. Отсутствует такая трудность, как нежелание отвечать у доски. Все ребята "рвутся в бой", но помнят о регламенте.
Данияр Маулетович Байжуманов # 20 мая 2014 в 17:24 0
Здравствуйте! Я также согласен с вашим мнением и мнением коллеги Надежды Васильевны. Многие открытые уроки я провожу в виде различных игр, где основную часть составляет соревнование между командами или учащимися. При проведении таких уроков, дети, действительно, становятся более раскрепощенными, могут свободно высказывать свое мнение, могут помогать друг другу, происходит между учащимися взаимодействие. Все это приводит к положительному результату и хорошим эмоциям. Вижу, что и вы очень большое внимание уделяете играм на своих уроках. Это отрадно видеть, что вы, как настоящий педагог, постоянно находитесь в поиске методов и приемов привлечения и повышения интереса учащихся к такому сложному предмету как математика. желаю вам дальнейших творческих успехов и достижений.
Марина Миннуровна Галеева # 30 июня 2014 в 14:23 0
Спасибо автору за статью! Проведение уроков в форме игры или использование игровых ситуаций на определенном этапе урока всегда эмоционально разнообразит занятие. В статье дана развернутая классификация игр, приведено много примеров игр на арифметические вычисления. Точно подмечено, что игра вносит дух соревновательности, что значительно активизирует умственную деятельность учащихся.
Анастасия Сергеевна Быструшкина # 9 июля 2014 в 06:50 0
Мне очень нравится математические игры как в среднем, так и в старшем звене. С неми работоспособность лучше.
Маргарита Георгиевна Мингазова # 27 июля 2014 в 17:32 0
Уважаемая Александра Леонидовна! Ваш опыт заслуживает внимания не только молодых математиков, но и учителей со стажем. Игра в разных формах должна присутствовать при изучении математики. К перечисленным проблемам я бы еще добавила: отсутствие желания думать. Игра как раз тот вариант в обучении, который помогает учить! Всего хорошего. Маргарита Георгиевна Мингазова, Пермь.
Наталья Васильевна Алексеева # 1 августа 2014 в 01:54 0
Александра Леонидовна! С большим интересом прочитала Вашу статью о проведении игры на уроках. Вы правы,игрой можно увлечь, заставить играть нельзя. Интересная игра "арифметическая физминутка" годится для начальной школы, Вы дифференцируете согласно возрасту формы игр, это здорово. Как жаль, что я не люблю играть, потому что в школе со мной никто никогда не играл. Спасибо!
Наталья Владимировна Перевалова # 6 августа 2014 в 19:36 0
Согласна с мнением Натальи Васильевны. А ведь правда! в наше время на уроках математики мы только решали, считали, писали - и никаких игр! Согласна и с тем, что игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности. Благодарю.
Елена Александровна Иваненко # 1 сентября 2014 в 19:52 0
спасибо за интересную статью,я как учитель ещё и информатики как никогда понимаю важность игровых пауз на уроке.
Надежда Ивановна Панфилова # 2 ноября 2014 в 22:49 0
Спасибо за интересный материал! Очень важно иногда отходить от традиционных уроков закрепления навыков и показывать учащимся мир математики с другой стороны!
Елена Викторовна Журавлева # 4 ноября 2014 в 00:58 0
Спасибо за интересный материал. Я учитель информатики, но с этого года пришлось вернуться и на преподаванием математики. Преподаю математику в 5 классе. Для этого возраста особенно важно включением игровых моментов, наличие духа соревнования! Поэтому данная статья для меня особенно ценна.
Людмила Даниловна Альзонова # 4 ноября 2014 в 01:30 0
Беру на заметку Ваш игровой материал.Спасибо!
Лилия Александровна Перевозчикова # 21 декабря 2014 в 21:04 0
Я тоже согласна с коллегами о том, что использование игровых ситуаций на уроках, повышает интерес к предмету.
Мне кажется особенно в наше время это очень актуально.
Лилия Рафисовна # 2 марта 2015 в 20:42 0
спасибо за интересную разработку! Очень содержательно, креативно и интересно.Творческих Вам успехов!
Ирина Юрьевна Фёдорова # 31 марта 2015 в 12:56 0
Мне очень понравилось заключение "игрой можно увлечь, заставить играть нельзя". Согласна на все 100%. Если детям нравиться, то глаза горят, если глаза горят, то "факел полыхает" или "сосуд наполняется"...
Ирина Леонидовна Бажанова # 1 апреля 2015 в 02:17 0
Ваша статья - выступление на педсовете, конференции и т.д. Думаю,что ИГРА - должна быть пропагандой интерактивного обучения. Но как и в любом деле, не должно быть перебора. Спасибо! Успехов!
Нина Александровна Семёнова # 18 апреля 2015 в 16:29 0
Люблю использовать игровые моменты на уроках, с ними математика оживает. Правда не всегда это удаётся сделать, но иметь под рукой хороший материал здорово. Ваш опыт пригодится.Спасибо.
Екатерина Александровна Туголукова # 25 апреля 2015 в 12:36 0
Интерактивные игры можно использовать на любых уроках. Но с ними математика становится не такой "сухой" в глазах учеников. Спасибо за примеры игр! Очень понравилась арифметическая физминутка! Спасибо за разработку!
Елена Анатольевна Реброва # 8 июня 2015 в 13:20 0
Уважаемая Александра Леонидовна! Каждая ваша работа, представленная на этом сайте - кладезь для учителей. Данная разработка дает рекомендации, как играть на уроках математики и не переиграть. Все дозировано. Во время. Спасибо.
Светлана Викторовна Лукьянченко # 12 октября 2015 в 20:08 0
Уважаемая Александра Леонидовна! Ваша работа очень полезна для учителей. Я тоже согласна с вами в том, что проведение уроков в форме игры или использование игровых ситуаций на уроке всегда эмоционально разнообразит занятие. Спасибо.
Юлия Петровна Кудлай # 18 октября 2015 в 18:05 0
Добрый вечер. На занятиях приходится часто объяснять сложные темы. Поэтому применение игры очень важно, пусть не на каждом уроке, но хотя бы при объяснении. Если использовать игру в течении занятии, т.е. проводить урок в форме игры, то это эмоционально разнообразит методику ведения дисциплины. Спасибо.
Черникова Марина Николаевна # 7 ноября 2015 в 21:04 0
Интеллектуальные игры можно проводить как на мероприятии по предмету, так и на уроке. Но главное не переусердствовать и не заиграться. Все таки, математика серьезная наука. Об этом нельзя забывать.
Марина Николаевна Черникова # 8 ноября 2015 в 22:36 0
Интеллектуальные игры можно проводить как на мероприятии по предмету, так и на уроке. Но главное не переусердствовать и не заиграться. Все таки, математика серьезная наука. Об этом нельзя забывать.
Людмила Васильевна Биткова # 29 ноября 2015 в 15:56 0
"Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным"-сказал Блез Паскаль. Интеллектуальные игры воспитывают прилежание, активность, самостоятельность, интерес к предмету. Конечно, мы не на всех уроках их применяем. Но надо стараться.
Инга Анатольевна Романова # 11 марта 2016 в 17:29 0
Александра Леонидовна, полностью с вами согласна. Игра - это действительно основной вид деятельности ребенка. И если грамотно организовать игры на уроке, насытить ее нужной информацией, вовлечь детей - мотивация к учению возрастет. Спасибо!
Юлия Александровна # 10 апреля 2016 в 09:55 0
Уважаемая, Александра Леонидовна. Спасибо за статью. В статье дана классификация игр. Приведено много примеров. Интеллектуальные игры можно проводить как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях.
Юлия Викторовна Ажиенко # 17 мая 2016 в 23:37 0
очень интересный и содержательный материал. обязательно возьму на заметочку. Думаю детям понравится
Юлия Васильевна Кузьмина # 25 сентября 2016 в 18:45 0
У меня была похожая тема самообразования. В этой статье хоть и мало материала, но он хорошо структурирован и сопровождается примерами. Спасибо за материал!