Работа с разновозрастными детьми в группе. Опыт работы. Презентация
Наш детский дом – это маленький островок для детей дошкольного и школьного возраста. В совместном воспитании детей разного возраста есть и положительные и отрицательные стороны.
Положительные моменты: общение младших со старшими. Младшие дошкольники усваивают от старших такие важные правила, как: «каждой вещи – свое место», «все, что можешь, делай сам», «попроси вежливо» и другие; учатся быть самостоятельными. Старшие дошкольники служат примером во всем, у них формируется ответственность, добросовестность, совершенствуются навыки коллективных взаимоотношений. Большие и маленькие не соперничают между собой, так как стало законом: ты - старший, я - младший – это объективная реальность, поэтому старшие – заботливы и великодушны, а младшие – уважительны и послушны.
Большое влияние на детей оказывает личный пример педагога. Работа в такой группе кропотлива и ответственна, требует большого такта и мастерства, огромных знаний возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников и школьников. Воспитатель должен понимать каждого ребенка, знать его интересы и потребности.
При построении воспитательной работы в группе в первую очередь учитываются особенности совместного пребывания детей. Важным условием эффективного проведения занятий разного вида в разновозрастной группе является умение педагога планировать работу, определять дидактические задачи, программное содержание, методы обучения в соответствии с требованиями последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала.
Очень эффективно сотрудничество младших и старших дошкольников. Сотрудничество детей обладает огромным воспитательным потенциалом. В разновозрастной группе это сотрудничество особенно результативно, так как старшие дети передают свой опыт младшим товарищам. При этом первые совершенствуют свои знания и умения, а вторые легче и успешнее осваивают материал. Особенно это заметно в продуктивных видах деятельности.
Постепенно дети 4 лет, привыкая к новым условиям, начинают проявлять интерес к играм старших и нередко выражают желание принять в них участие. Но старшие дошкольники чаще отказывают малышам, а если и принимают в игру, то лишь на пассивные роли. Моя задача состояла в том, чтобы совместные игры стали эффективным средством формирования дружного коллектива. А вот занимаясь трудовым воспитанием я не испытала трудностей и иной раз малыши были примером для старших. Постепенно дети 4 лет, привыкая к новым условиям, начинают проявлять интерес к играм старших и нередко выражают желание принять в них участие. Но старшие дошкольники чаще отказывают малышам, а если и принимают в игру, то лишь на пассивные роли. Моя задача состояла в том, чтобы совместные игры стали эффективным средством формирования дружного коллектива. А вот занимаясь трудовым воспитанием я не испытала трудностей и иной раз малыши были примером для старших.
Я старалась не удалять детей из группы, при организации подгрупповых занятий. Почему? Дети, которые не участвуют непосредственно в занятии (в данном случае дети 4-х лет), становятся более дисциплинированными, а так же невольно заинтересованными, в том что делают старшие, они становятся слушателями и хоть что-то но запомнят для себя. Например, на занятиях обучению грамоте, я привлекаю 4-х леток к части занятия, по развитию фонематического слуха. Дети сообща отгадывают загадки, находят заданный звук, повторяют чистоговорки и скороговорки. И, наоборот, при проведении занятия по рисованию с детьми 4 лет, остальные дети так же присутствуют, но выполняют более усложнённый вариант, по данной теме.
Таким образом, в основе организации процесса обучения в группе, состоящей из детей 4-12 лет, лежит планирование однотемных занятий, предусматривающее вместе с тем дифференцированное решение учебных задач для каждой возрастной подгруппы.
Много возникает сложностей в работе в разновозрастной группе.
Реализуя взаимодействие детей мы утвердили следующие правила:
1. Старшие оказывают младшим помощь по их просьбе.
2. Младшие не мешают старшим работать и играть.
3. В группе категорически запрещено отбирать игрушки у другого ребенка, бить и оскорблять, кого бы то ни было в какой бы, то ни было ситуации, ломать чужие постройки, портить продукты труда других детей и брать без разрешения владельца его личные вещи, игрушки, принесенные из дома. За соблюдением этого правила неукоснительно следят все взрослые, работающие в группе.
4. Младшие дети всегда могут присутствовать и по мере сил участвовать в любом занятии – при условии, что они не мешают старшим детям.
Организуя жизнь детей, их разнообразную активную деятельность, наши воспитатели заботятся об охране и укреплении здоровья каждого ребенка, его полноценном физическом развитии, о создании бодрого, жизнерадостного настроения.
Презентация на тему: Работа с разновозрастными детьми в группе
Добрый день Ирина Петровна. С интересом прочла вашу статью о разновозрастной группе. Вы правы, совместное воспитание детей разных возрастов в одной группе - это большая находка. Младшие дети смотрят на старших и учатся у них играм, поведению, отношению к сверстникам, к младшим и старшим товарищам. Работать в разновозрастной группе немного тяжелее, но в тоже время и намного легче, чем в группе одного возраста. Очень интересный и познавательный материал. У вас замечательные детки. На фото видно, что им интересно их занятие. Успехов вам в вашей работе, творческого роста и высоких достижений.
Ирина Петровна спасибо за рассказ о своей работе! Разновозрастные группы имеют как плюсы так и минусы. Важная задача педагога устроить работу так чтобы плюсов взаимодействия детей было больше. Чтобы детям в такой группе было интересно. Вы продемонстрировали как на практике функционируют такие группы. Дети заботятся друг о друге, дружат и помогают друг другу. Это для них маленькая семья! Спасибо Вам за создания педагогических условий комфорта и позитива в группе! Голос +2