Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Организация воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста

Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста
Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Опираясь на выделенные методологические положения, учёные выделяют ряд понятий: процесс интеграции, принцип интеграции, интегративные процессы, интегративный подход.

Интеграция в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения подразумевает подбор таких форм работы и видов деятельности педагогов с детьми, которые затрагивают развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей в одной форме работы.

Основные преимущества интегрированного подхода в образовательном процессе заключаются в том, что он:
1) является условием развития системы знаний;
2) способствует формированию научной картины мира;
3) позволяет достигать большего эффекта в развитии воспитанников;
4) обеспечивает формирование качеств личности дошкольника для гармоничного вхождения в социум;

Актуальность выбранной темы определена необходимостью разобраться, где и как применять данный принцип в процессе образовательной деятельности с детьми раннего возраста.

В нашем дошкольном образовательном учреждении для детей раннего возраста используются следующие направлений интеграции:
- интегрированное занятие;
- интегрирование познавательной и игровой деятельности;
- при планировании и оборудовании предметно-пространственной среды;
- при комплексно-тематическом планировании образовательного процесса и праздничных мероприятий.

Рассмотрим каждое из этих из этих направлений более подробно.

Интегрированное занятие соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. Интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие образного мышления. Это подтверждает значимость использования данного вида занятий в практике работы с детьми.

На таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на лепку, рисование, развитие речи, музыку, физкультуру. Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения.
Большой плюс интегрированных занятий состоит в том, что они проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.

Интегрирование познавательной и игровой деятельности происходит при участии воспитателя в игровой деятельности ребенка. Воспитатель в этот момент продолжает воздействовать на ребенка, с целью:
познавательного развития - что такое большой и маленький, какого цвета, какой формы и т.д.;
социально-коммуникативного развития - что такое хорошо и что такое плохо, как вести себя среди сверстников, воспитывать жалость и сострадание.

Тем самым в игровую деятельность ребенка интегрируются познавательные и воспитательные процессы.

Использование принципа интеграции образовательного процесса и игровой деятельности в решении задач нравственного воспитания.
Интегрирование различных игровых зон и уголков в единую концепцию. Как пример разберем концепцию «Игрушечный город». В этом «Игрушечном городе», есть все атрибуты окружающего мира: Свой дом, Парикмахерская, Поликлиника, Магазин, (уголки для сюжетно ролевых игр), Театр (уголок ряженья), Стадион (спортивный уголок), Библиотека (книжный уголок). Все эти уголки расположены по периметру игрового помещения, они отделены друг от друга мебелью и ширмами, но открыты на центральную часть комнаты. Центральная часть помещения занимает улица, по которой ездят дети на машинах, где нужно быть очень осторожным при ее переходе. Здесь же разбираются ситуации, в которых определяется, что можно делать на улице, а чего нельзя. Где могут ездить машины, а где нет.

Таким образом, правильно спланированная и интегрированная игровая среда позволяет воспитывать и обучать детей в повседневной самостоятельной игровой деятельности.

Использование принципа интеграции при комплексно-тематическом планировании образовательного процесса и праздничных мероприятий в нашем ДОУ проходит через создание целостного интегрированного процесса взаимодействия педагога и ребёнка на определённую тему в течение одной недели, в которой объединены различные образовательные области, способствующие созданию у ребенка целостной картины мира. Именно календарно-тематическое планирование выступает системообразующим фактором интеграции образовательных областей и определяет логико-содержательную основу целостного образовательного процесса. Интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования, выступает в нашем дошкольном учреждении ведущим средством организации образовательного процесса, а ведущей формой становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей.

Нами был разработан календарно-тематический план работы, в котором нашли отражение темы, изучаемые по Программе «От рождения до школы». Календарно-тематическое планирование составлено таким образом, чтобы педагоги могли на его основе, при прохождении темы, интегрировать все образовательные области во время непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности с детьми и во время самостоятельной деятельности детей. Так, например:
- игра – занятие по изобразительной деятельности «Пирожки для Машеньки»;
- физкультурное занятие «Мы идем в лес за ёлкой»;
- игра – занятие «Курочка Ряба»;
- дидактическое упражнение «Паровоз»;
- дидактическая игра «Одень куклу Машу на прогулку».

Мы активно используем разнообразные формы интегративного процесса, такие как: праздники; совместные творческие проекты; эксперименты; экскурсии; сюжетно-ролевые игры. Например: праздник на тему «Наши мамы» предполагает выбор таких образовательных областей, как «Социально-коммуникативная», «Познавательная», «Художественно-эстетическая», а также разных видов деятельности: художественно творческой, игровой, читательской, познавательно-исследовательской. Единой организационной формой может быть утренник. В течение дня дети читают произведения о маме, рисуют портреты мам, делают выставку портретов «Мамы всякие важны», рассказывают о профессиях мам, мастерят подарок для мамы, организуют совместно со взрослыми концерт для мам, участвуют в проекте «Мамины наряды» или «Хозяюшка». В такой день полезна встреча с одной из мам, которая поделится с детьми секретами приготовления любимого лакомства для сына или дочки. Дети не только погружаются в атмосферу совместного праздника, но и усваивают идеал современной женщины, учатся ценить и уважать свою маму. Так происходит духовно-нравственное и гендерное воспитание, осуществляется социальное, личностное, художественно-творческое, познавательно-речевое развитие, а также формирование таких качеств, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.

В заключении хотелось бы отметить, что интегрирование играет огромную роль в разностороннем развитии ребенка раннего возраста, оно:
• снимает перенапряжение, перегрузку;
• способствует повышению мотивации обучения;
• формирует познавательный интерес воспитанников;
• способствует восприятию целостной картины мира;
• способствует развитию речи;
• расширяет представления об окружающем мире, его закономерностях, расширяют кругозор;
• развивает эмоциональную сферу детей, т.к. основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.;
• способствует всестороннему развитию личности.

Рекомендуем посмотреть:

Из опыта работы воспитателя детского сада. Обогащение словаря детей 2-3 лет Конспект утренней гимнастики в группе раннего развития детей Развлечение в группе раннего возраста Опыт взаимодействия педагога и родителей в решении задач образования. Группа раннего возраста

Похожие статьи:

Развивающие игры для детей 2-3 лет в детском саду. Картотека

Подвижные игры для детей раннего возраста в детском саду

Конспекты занятий в группе раннего возраста детского сада

Конспект занятия в группе раннего возраста. Петушок

Конспект занятия в группе раннего возраста. Одуванчик

Патриотическое воспитание детей 2-3 лет в детском саду | Конспект ООД по сенсорному развитию во второй группе раннего возраста
Опубликовано: 1563 дня назад (14 января 2020)
Просмотров: 829
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!