Рабочая программа по нетрадиционному рисованию в 1 младшей группе ДОУ
Рабочая программа студии «Каляка-маляка». Вторая группа раннего возраста
Содержание
Введение
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Актуальность программы, цели и задачи программы
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
1.4 Возрастные особенности мелкомоторных навыков детей
1.5 Ожидаемые результаты
2.Основное содержание программы
3.Организационный раздел программы
3.1. Педагогические условия для реализации программы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. 1.1 Пояснительная записка
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорное развитие, координация движений - ключевые понятия для периода раннего возраста.
Изобразительная деятельность ребенка в раннем и дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно - образовательного характера.
Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики.
Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? Как подготовить его к школе? Один из «практических» ответов на оба эти вопроса - развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.
Проблема по развитию мелкой моторики рук детей 2-3 лет не теряет своей актуальности. Поэтому есть необходимость специальной целенаправленной работы по развитию тонких координированных движений рук.
1.2 Актуальность программы, цели и задачи программы
Актуальность данного направления прописана в ФГОС ДО и заключает в себе использование систематических упражнений как «организованного вида деятельности, способствующего развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей». Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики, речи у детей раннего возраста через использование нетрадиционных техник рисования. Задачи программы: Образовательные:
- Знакомить детей раннего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
- Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
-Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
Развивающие:
- Развивать воображение и творческие способности детей, чувство ритма, эстетическое восприятие.
- Развивать речь, пополнять словарный запас детей.
- Формировать умение красиво, во весь лист располагать изображение.
- Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
- Способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей в процессе восприятия природы, произведений.
Воспитательные:
- Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
1.3 Принципы и подходы к формированию программы:
Программа построена с учётом специфики методики работы в группе младшего дошкольного возраста (3-4 г) и дидактических принципов:
- систематичности и последовательности: постановка и / или корректировка задач воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному».
- цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением и расширением.
- природосообразности: учёт возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
- интереса: опора на интересы отдельных детей и детского сообщества в целом.
1.4 Возрастные особенности мелкомоторных навыков детей 2-3лет.
Ребенок хорошо оперирует маленькими и тонкими предметами: умеет держать карандаш, ручку, фломастер пятью или четырьмя пальцами (к возрасту 3 лет — тремя пальцами) и рисует ими простые линии и формы, проводит прямую линию, копирует круг, лепит из пластилина, нанизывает бусы на шнурок, листает книгу постранично, хорошо управляет указательными пальцами обеих рук, начинает осваивать ножницы.
Собирает пирамидку из восьми элементов, соблюдая размерность, строит башню из восьми кубиков, складывает сюжетные конструкции из кубиков (дом, мост, паровоз).
Расстегивает и застегивает пуговицы и молнии, липучки на одежде, пытается завязывать шнурки на ботинках; меняет одежду на кукле; осваивает кнопки на телефоне и клавиатуру компьютера; ловко управляется с ложкой, зубной щеткой, расческой.
1.5 Предполагаемые результаты освоения программы:
- динамика в развитии тонкомоторных навыков;
- знакомство с нетрадиционными техниками рисования;
- получение практических навыков и умения рисовать пальчиками, губкой, используя штампы, ватные палочки и другие подручные материалы для изодеятельности;
- появление устойчивого интереса к разнообразным видам и способам рисования;
- обогащение словарного запаса детей.
Скачать Рабочая программа студии «Каляка-маляка». Вторая группа раннего возраста
Анастасия Ивановна, здравствуйте. Не могла не заглянуть к Вам на страничку, ведь я тоже работаю с детьми раннего возраста. Считаю, что программа составлена грамотно, содержит все необходимые разделы. Была ба Вам благодарна если бы Вы подсказали в какой литературе можно найти материал по мониторингу развития мелкой моторики.
Всего Вам доброго!