Мастер-класс для воспитателей «Организация прогулки в детском саду»
Описание материала: предлагаю вам мастер-класс по теме «Организация прогулки». Данный материал будет полезен молодым воспитателям. Мастер-класс поможет правильно организовать прогулку детей в ДОУ.
План.
1. Теоретическая часть.
1.1. Требования к организации прогулки в ДОУ.
1.2. Структура прогулки.
2. Практическая часть
Практический показ прогулки с педагогами
1.1. Требования к организации прогулки в ДОУ.
Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма, так как правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха.
Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма.
Каждый ребенок с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления.
Прогулки будут интересными, радостными, познавательными достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть.
Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают проведение в дошкольной образовательной организации прогулок максимально разнообразных по содержанию и организации.
Основные требования к организации прогулок определены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"».
Согласно п. 11.5 рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 ч. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже -15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
В соответствии с п. 11.6 рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.
Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи:
- Оздоровление детей.
- Физическое развитие.
- Развитие самостоятельности.
- Расширение кругозора.
- Ознакомление с окружающим миром.
- Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.
В целях успешной реализации поставленных задач необходимо перспективное планирование прогулки, где нужно учитывать разнообразные факторы: погодные условия, возраст детей, наличие соответствующего оборудования, предыдущие занятия и т. д.
Разновидности прогулок
- Прогулки-походы организованный вид деятельности, в ходе которого решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе (2-3 прогулки в год).
- Развлекательные прогулки с персонажем - направлены на создание позитивного эмоционального фона, эмоциональную и психологическую разгрузку детей, удовлетворение их потребности в двигательной активности. Персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдениям, труду.
- Прогулка - событие посвящается определенной теме (Дню космонавтики, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню села, Дню знаний и др.) или событию в детском саду (установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.) способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любознательность дошкольников.
- Спортивные прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей оказывают закаливающее воздействие на детский организм в естественных природных условиях, способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста.
- Прогулка - трудовые акции, преобладают трудовые поручения. Воспитанники приобщаются к разным формам труда в соответствии с сезоном и погодными условиями, участию в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (очистке веранды от песка, листьев, снега и пр.)
1.2 Структура прогулки.
Структурными компонентами прогулки являются:
1. Наблюдение.
2. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
4. Труд детей на участке.
5. Самостоятельная игровая деятельность.
Данные компоненты выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части основного, что запланировано воспитателем в конкретной возрастной группе на прогулке, и позволяют сделать ее более эффективной и интересной.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.
Планирование содержания деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих видов непосредственно образовательной деятельности, интересов, возраста воспитанников и строится с учетом основных компонентов прогулки.
Наблюдения — это в первую очередь наблюдения за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Предпочтительно планировать наблюдения на прогулке по дням недели.
Наблюдение развивает пытливость, любознательность. Воспитатель поддерживает интерес детей к приметам времени года, задает вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Полученные наблюдения можно закрепить последующими зарисовками, составлением рассказов. На летней, весенней, зимней, осенней прогулке педагоги периодически обращают внимание детей на цветовую гамму окружающих детский сад деревьев.
Использование стихотворений на определенную тему при наблюдениях и рассматривания помогает усилить впечатления детей от осенней прогулки.
Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы — все эти нехитрые словесные приемы позволяют сделать прогулку более эмоциональной, направить наблюдение детей в нужное русло.
В ходе прогулке используются разные формы работы с детьми. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным.
Подвижные игры планируются и проводятся воспитателем самостоятельно, с учетом пожеланий детей, по рекомендациям узких специалистов или тематически. Они могут быть весьма разнообразны, поэтому во избежание монотонности целесообразно спланировать подвижные игры по дням недели. Такое планирование позволяет учесть интересы каждого ребенка, полностью охватить программный материал по разделу подвижных игр, организовать деятельность воспитателя. Обязательно две подвижных игры.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Во время прогулок широко используются бессюжетные народные игры с предметами, игры с элементами спортивных игр.
Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. При этом учитываются рекомендации узких специалистов. Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации педагога – психолога. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.
Также необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей, организация которой зависит от погоды и времени года.
Детей привлекают к сбору семян: с клумбы, осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, пересаживанию цветы с клумбы в горшки для уголка природы, поддержанию порядок на прогулочном участке и верандах. При этом педагогу важно учитывать, что трудовые задания должны быть посильны детям.
Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательного момента.
Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки.
Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания по биологии растений и животных, владеть практическими умениями и навыками в этой области, а также методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда детей старшего дошкольного возраста.
Кроме того, на прогулках осуществляется работа по развитию речи детей. Вместе с педагогом воспитанники разучивают небольшие стихотворения, пословицы, поговорки, потешки, тексты песен, а также закрепляют произношение "трудных" звуков. Основное место во время прогулки отводится самостоятельным играм воспитанников.
Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве. Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно - ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т.д. Необходим постоянный контроль за самостоятельной деятельностью детей.
Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей: вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе навел порядок на веранде. Так создаются хорошие условия для всестороннего развития и воспитания детей на прогулке.
Во время прогулки важно, чтобы все дети были заняты. Педагогу необходимо следить за тем, чтобы воспитанники не замерзли, не перегрелись. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование.
Как театр начинается с вешалки, так и прогулка начинается с раздевалки. Немаловажным фактором, влияющим на здоровье ребенка, является его одежда. Педагогический коллектив детского сада должен проводить беседы с родителями по этому вопросу одежды и обувь ребенка. Одежда и обувь ребенка должны быть легкими, подходить по размеру, стеснять движений, быть из натуральных материалов и соответствовать температурному режиму и погоде.
Важным моментом в одевании детей на прогулку является одновременность и последовательность, т.е. дети должны одеваться по возможности одновременно, чтобы в ожидании медлительного ребенка более ловкий, не успел вспотеть. Педагоги широко используют соревновательный метод, поощрения, а также раздельное одевание с использованием загадок и поговорок. Например, загадывается загадка про какой-либо элемент одежды, и те дети, кто отгадал, должны быстро и молча его надеть. Даже те дети, которые не отгадали загадку, глядя на своих друзей, быстро надевают одежду, чтобы не оказаться последними. Таким образом, ребенок не только готовится к выходу на прогулку, но и развивает фантазию.
Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если настоящий воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.
2.2 Практическая часть.
Конспект прогулки в старшей группе «Весне дорогу!»
Цель: формирование представлений детей о признаках весны, о весенних изменениях в природе, умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Задачи:
- способствовать формированию представлений детей о признаках весны;
- способствовать развитию наблюдательности, внимания;
- побуждать делать выводы о некоторых закономерностях, взаимосвязях в природе;
- способствовать развитию быстроты, ловкости, координации движений;
- содействовать формированию у детей элементарных трудовых навыков, поощрять желание участвовать в самостоятельном труде;
- способствовать формированию умение у детей находить занятия по интересам, организовывать взаимодействие со сверстниками, подбирать атрибуты для игр, двигательной активности.
Способы:
- Словесные:
• Художественное слово (стихотворения о весне, стихотворение «Весна! Весна! Как воздух чист!» Е. А. Баратынский)
• беседа о наступлении весны;
- Проблемная ситуация – объяснить поговорку о весне;
- Наблюдение за весенними изменениями в природе;
- Дидактическая игра «Подбери слово»;
- Подвижная игра «Ручеёк»;
- Трудовая деятельность;
- Игровое упражнение «Попади в цель» (индивидуальная работа).
Выносной материал: метлы, мячи, кегли.
Предварительная работа: Чтение и разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о весне, беседы о приметах весны, чтение детских энциклопедий.
Ход прогулки
Наблюдение
Выйдя на улицу, дети становятся в круг.
Воспитатель: Ребята отгадайте
загадку! Пришли теплые деньки,
Зазвенели ручейки.
Подснежник расцветает.
Когда это бывает?.. (Весной)
Дети: Это весна!
Воспитатель: Верно. Какие еще пословицы и поговорки вы знаете о весне?
В марте мороз скрипуч, да не жгуч.
Весна да осень - на дню погод восемь.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Грач на горе – весна на дворе.
Зима весну пугает, да сама тает.
Пришла весна, так уж не до сна.
Увидел грача - весну встречай.
Без первой ласточки весна не обходится.
Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.
Матушка весна всем красна.
Апрельский цветок ломает снежок.
Воспитатель: Объясните смысл пословиц.
Воспитатель: Дети, посмотрите вокруг, найдите и назовите признаки весны в окружающей природе.
(Весной стал свежим воздух, прилетают птицы, солнце пригревает, снег тает, набухают почки, появляются проталины, день становиться длиннее и теплее, всё оживает, природа просыпается)
Воспитатель: Весна – это переход от зимы к лету. - Ребята, а сколько весенних месяцев в году? (Три) - Лера, а ты помнишь, как называются эти месяцы? (Март, апрель, май) - Давайте все вместе повторим их: март, апрель, май – их не забывай.
Дидактическая игра «Подбери слово»
Дети встают в круг. Воспитатель кидает детям по очереди мячик. Ребенок, поймавший мячик должен ответить на вопрос:
Весна какая?
Солнце какое?
Небо какое?
Погода какая?
Снег какой?
Воздух какой?
Ответы детей: теплая, светлая, радостная, звонкая, добрая, солнечная, зеленая, ласковая и т.д.
Подвижна игра «С кочки на кочку»
(Дети перепрыгиваю с «кочки на кочку» - в обручи, чтобы перебраться на противоположную сторону)
Трудовая деятельность
Воспитатель: - Ребята, с приходом весны настроение у всех отличное, но мы должны помнить, что всем людям весной предстоит много потрудиться. Что делают люди весной?
Дети: - Весной убирают мусор, сажают деревья, цветы, овощи.
Воспитатель: Давайте мы с вами потрудимся. Очистим участок от прошлогодней травы.
Самостоятельная игровая деятельность детей
Воспитатель: Ребята, в какие игры можно играть весной? Марк, какую игру ты выберешь? Кого пригласишь в игру? Таня и Маша, а вы, какую игру придумали? Богдан, тебе нужен мячик для игры?
Детям предлагаются на выбор сюжетные игры, игры малой подвижности с выносным материалом (мячи, кегли): «Сбей предмет», «Прокати, не задень».
Индивидуальная работа воспитателя с детьми.
Воспитатель: Алина, Настя и Марк, хотите со мной поиграть в игру «Попади в цель». Мне интересно узнать сможете ли вы попасть в корзину. Попробуем? Воспитатель проводит индивидуальную работу с ребятами по развитию умений выполнять метание в горизонтальную цель правой и левой рукой, энергично выполнять бросок.
Воспитатель: А теперь предлагаю поиграть в игру «Ручеёк».
Подвижная игра «Ручеек»
Ход игры: дети выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара, взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее. Игра проводится в быстром темпе под слова:
Быстро времечко бежит,
Самовар уже кипит.
Всем гостям за стол пора,
Не остыл пирог пока!
И на чай честной народ,
Взявшись за руки, идёт!
Воспитатель: Как мы дружно и весело поиграли! Собираем оборудование.
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались на прогулке? (Наблюдали, играли, отгадывали загадки).
- Что вам больше всего понравилось (не понравилось)? О чём вы расскажете своим друзьям, родителям? Какое у вас настроение? Что для вас было самым важным, самым интересным? (Ответы детей)
Воспитатель: Дети, вы сегодня были очень внимательными, активными. Мне запомнилось, Артем назвал много примет весны. Удивила меня Алина, которая метко кидала в цель. Максим четко формулировал выводы по наблюдениям. Порадовали Богдан и Кирилл, которые смогли договориться и дружно играть. Молодцы! Я думаю, что у нас впереди ещё много интересного, ведь весна уже набирает силу и хорошеет день ото дня.
Литература:
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2011. – 336 с
2. Картотека прогулок на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа/ автор – сост. М.П. Костюченко. - Волгоград: Учитель.-219с.
Интернет источники
Рекомендуем посмотреть:
Методическая разработка тематической прогулки для детей старшего дошкольного возраста
Конспект прогулки в старшей группе. Бабочка-красавица
Похожие статьи:
Осенняя прогулка в старшей группе. Изучаем транспорт