Литературно-познавательный час «В мире насекомых» (к юбилею Я.Л.Ларри) для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Материал будет полезен воспитателям детских садов, групп продленного дня, учителям, библиотекарям.
Данный литературно-познавательный час направлен на знакомство детей с миром насекомых на примере отрывков из повести Я.Л.Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
Цель: обобщить знания детей о насекомых, познакомить с повестью Я.Л.Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
Задачи:
Образовательные: обобщить, расширить и закрепить знания участников о различных видах насекомых, научить отделять насекомых от животных других классов; познакомить с краткой биографией писателя-юбиляра Я.Л.Ларри, познакомить с повестью «Необыкновенные приключения Карика и Вали» на примере отрывков из произведения.
Воспитательные: воспитывать любовь к разным живым существам, любовь к художественному слову, к чтению.
Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление.
Материалы: книга «Необыкновенные приключения Карика и Вали», портрет Я.Л.Ларри, иллюстративный материал (может быть оформлен в виде презентации), набор пластмассовых насекомых (и, по желанию, других мелких животных), емкости с песком по количеству команд (по возможности), карточки лото, викторина, мультфильм «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
Оформление: книжная выставка «В мире насекомых».
Ход
Ведущий: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами совершим необыкновенное приключение в мир насекомых. А знаете ли вы, кто такие насекомые? Чем они отличаются от других живых существ?
Дети: Да. (Ответы детей)
Ведущий: Слово «насекомые» происходит от глагола «сечь» (насекать) и означает «животное с насечками». Давайте рассмотрим насекомых, видите у них насечки (полоски на тельце)?
Ведущий: Что общего у всех насекомых? Давайте посчитаем у них усики!
Дети: Два.
Ведущий: Правильно, у насекомых два усика. А сколько у них лапок?
Дети: Шесть.
Ведущий: Точно. А теперь посмотрите внимательно на рисунок. Здесь спряталась ошибка, одно из этих существ не относится к насекомым. Кто это и почему?
Дети: Паук, у него 8 лапок.
Ведущий: Молодцы! Вы замечательно разбираетесь в насекомых, прямо как настоящие учёные. А знаете ли вы, как называются учёные, которые изучают насекомых? (Ответы детей) Они называются энтомологи.
И мы с вами, как энтомологи, сейчас попробуем определить вид насекомых, которых отыщем.
Игра «Найди и назови»
Правила: дети делятся на команды, находят в ёмкостях с песком (вариант: на полках библиотеки) игрушечных насекомых, выставляют на стол, потом определяют, насекомые ли это, если да, то какие.
Ведущий: Молодцы! Вы отлично справились с заданием. А как вы думаете, каким образом можно насекомых изучать? (Ответы детей)
Я вам расскажу сейчас один хитрый способ, который придумал писатель Ян Ларри в своей книге «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
Ян Леопольдович Ларри – человек непростой судьбы. Он родился в Латвии в 1900 году (тогда эта страна входила в Российскую империю), рано осиротел, бродяжничал, сбегая из приютов. Затем жил в семье педагога Доброхотова, даже экстерном сдал экзамены за курс гимназии. В годы Гражданской войны воевал за красных, потом окончил биологический факультет в Харькове. Работал журналистом в местных газетах, начал писать фантастические романы, которые нещадно редактировались в издательствах. Поэтому было принято решение оставить писательский труд. Ян Леопольдович устроился на работу в НИИ рыбного хозяйства и окончил при нём аспирантуру. И может быть, мы не узнали бы с вами о таком писателе, как Ян Ларри, не вмешайся в его судьбу Самуил Яковлевич Маршак. Он попросил известного академика Льва Берга, под началом которого работал Ларри, написать научно-популярную книгу для детей, чтобы советские дети не просто развлекались чтением, но и узнавали что-то новое. Лев Берг поручил написание книги Яну Ларри, как человеку, имеющему литературный опыт. Темой книги была выбрана самая новая в те времена наука – энтомология. Кстати, до сих пор изучены далеко не все виды насекомых, поэтому если у вас, ребята, возникнет желание пойти в такую интересную профессию, вас ждут удивительные открытия!
Итак, что же за способ изучения насекомых описал Ян Ларри в своей книге «Необыкновенные приключения Карика и Вали»?
Конечно, вы правы, можно изучать насекомых под микроскопом, но гораздо интереснее изучать их строение и повадки, уменьшившись самим! Именно так поступили герои этой книги. Правда, Карик и Валя случайно выпили уменьшающую жидкость, созданную профессором-энтомологом Иваном Гермогеновичем Енотовым.
И вот, представьте себе, ребята, каково это, стать маленькими-премаленькими и очутиться в удивительном травяном лесу. Да-да, вы не ослышались, трава кажется выше, чем обычные деревья, а все насекомые становятся просто гигантскими. Их можно рассмотреть во всех подробностях, правда, некоторые из них так и норовят напасть на детей. Иногда, столкнувшись нос к носу с кем-то, кто превосходит тебя по размерам, бывает очень сложно определить, кто же это. Давайте вместе с героями книги попробуем представить себя маленькими участниками захватывающего путешествия и поиграем в игру «Что такое? Кто такой?» («Узнай по описанию»). Я вам предлагаю послушать фрагмент из книги, содержащий описание насекомого или растения, увиденного ребятами или профессором, и угадать, кто или что это.
Викторина «Что такое? Кто такой?» («Узнай по описанию»)
1. …шевелилось толстое, длинное, как бревно, коленчатое тело с огромным крюком на конце. Покрытое бирюзово-голубыми пятнами, коричневое тело судорожно сжималось. Суставы двигались, то наползая друг на друга, то выгибаясь в сторону. Четыре огромных прозрачных крыла, покрытых густой паутиной сверкающих жилок, дрожали в воздухе. Чудовищная голова билась о подоконник.
(Правильный ответ: стрекоза)
2. Внезапно под крыльями что-то зажужжало, завыло. Откуда-то снизу вынырнуло волосатое круглое животное. Поджав под себя мохнатые ноги, оно с гудением мчалось навстречу, бросаясь из стороны в сторону. Зеленоватые крылья животного сияли на солнце, то вспыхивая яркими зелеными и синими огнями, то угасая.
(Правильный ответ: муха)
3. Широко расставив длинные ноги, животное мчалось по зеркалу воды, ловко перепрыгивая с разбегу через водяные растения. Коньки-поплавки оставляли на воде волнистый, еле заметный след.
(Правильный ответ: водомерка)
4. Над вершинами леса тихо качались … красные шары. Из шаров, точно иглы ежа, торчали во все стороны свекольно-красные трубы.
(Правильный ответ: клевер)
5. …зеленое чудовище, сверкающее на солнце, … стояло, расставив длинные ноги, покрытые острыми шипами-шпорами. Могучие голени поднимались углами над гигантским туловищем. Толстый, изогнутый хвост, почти вдвое длиннее самого животного, лежал на земле.
(Правильный ответ: кузнечик)
6. Длинные, слегка изогнутые стволы тянулись вверх, словно гигантские свечи. Профессор, взглянув на кроны, удивленно заморгал. Там, на головокружительной высоте, тихо покачивались огромные белые шапки. Каждое дерево стояло, как длинная жердь, на которую нахлобучили сверху гигантскую белую папаху.
(Правильный ответ: одуванчик)
7. У этих насекомых нет даже рта. Их жизнь так коротка, что им вовсе не нужно заботиться о пище. Они появляются на свет, чтобы проплясать в теплом воздухе свой единственный в жизни танец.
(Правильный ответ: подёнки)
8. По краям листа-лужайки бродили, перебирая тонкими, длинными ногами, зеленые животные, похожие на исполинские груши. Некоторые из них сидели, опустив на мясистую поверхность листа и глубоко вонзив в него загнутый хобот. У муравьев они в большом почете. Так же, как у людей корова. Муравьи доят их, питаются их молоком.
(Правильный ответ: тля)
9. Скала уходила высоко в небо, и чем дальше поднималась, тем она тоньше становилась.
Вверху, на высоте десятиэтажного дома, висела круглая пористая крыша. Она опускалась, точно поля огромной шляпы, намокшей от дождя. Черная тень падала от крыши до середины столба.
(Правильный ответ: гриб)
10. Вверху по мясистому зонту лениво ползло голое, жирное животное. Оно было похоже на туго набитый грязный матрац. Спина урода лоснилась, словно смазанная жиром.
(Правильный ответ: слизень)
Ведущий: Вы отлично справились с вопросами викторины. И у меня для вас есть еще одно задание. Это карточки, где представлены различные существа. Ваша задача, разместить на поле только карточки с изображением насекомых.
Игра «Лото»
(Примечание: карточки нужно распечатать в двух экземплярах, один экземпляр разрезать на отдельные картинки, на другой картинки накладываются) Ребята из общей кучки карточек должны выбрать только картинку с насекомым и положить на общее изображение. Дети играют по командам. Выигрывает команда, собравшая свою карточку быстрее и правильнее.
(Другие варианты игры: 1) распечатать два экземпляра карточек, заламинировать их и играть в мемо, 2) играть в обычное лото до 4-х человек)
Ведущий: Вы огромные молодцы! Я очень рада, что вы успешно справились со всеми заданиями. Предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма по повести Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
В конце мероприятия дети смотрят книги с выставки и прощаются.
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие о книгах в библиотеке для начальной школы
Всемирный день снега. Мероприятие в библиотеке для детей 7-10 лет
Мероприятие в библиотеке на Новый год для детей начальной школы
Литературный час в библиотеке по книгам Носова для учащихся начальной школы