Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект интегрированного урока ИЗО и русского языка, 6 класс

Интегрированный урок развития речи на тему «Огонь души», 6 класс
Тип урока: описание предмета
Структура урока: интегрированный урок ИЗО и русского языка.
Цели урока:
- учиться художественному видению окружающего мира; закрепить знания, полученные на уроках ИЗО;
- развивать устную и письменную речь; создавать тексты определенного типа;
- воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. Организационный момент, настрой на работу.

2. Целеполагание и определение темы
- Ребята, какой может быть тема нашего урока? Для этого прослушайте стих В. Бокова , который я взяла в качестве эпиграфа к уроку:
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
- Скажите, а какую цель мы поставим на уроке и как она отражается в эпиграфе?

3. Из истории Хохломы. Рассказ подготовленного ученика.
Хохлома - старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое и зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи.

Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея». В XVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы. Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золоченой посуды, так как в документах монастыря упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом. Не было здесь ни одной деревни, где жители всей семьей не занимались бы каким-либо ремеслом. Больше всего занимались обработкой дерева. Жители деревень с этим занятием селились рядом, создавая свой цех. У каждой такой группы деревень был центр- крупное село с базаром, куда съезжались крестьяне, чтобы сбывать свою продукцию.

Деревянная посуда в те времена была в обиходе и на крестьянском столе, и на боярском. Поэтому требовалась она в большом количестве. Вот почему она привозилась на рынки тысячами штук.
Существует также утверждение, что хохломское искусство зародилось в связи с техникой писания икон. Расписную посуду делали в лесных деревеньках: Новопокровское, Кулигино, Семино. Но ее не зовут ни кулигинской, ни новопокровской, а хохломской. И вот почему.

Едут груженые подводы вдоль малой речки, погромыхивает деревянный товар. Везут его в самое большое торговое село Хохлома кулигинские и семинские мастера, кричат зазывалы на ярмарке:
- Кому посуда для кашки-окрошки? Чудо-блюдо да чашки-ложки?
- Откуда посуда?
- К вам приехала сама золотая Хохлома!
Так и повелось: хохлома да хохлома. Вот и по сей день расписную посуду хохломской зовут.

4. Слово учителя изобразительного искусства.
– Чтобы поближе познакомиться с тем, как рождается деревянное золото, совершим виртуальную экскурсию на фабрику «Хохломской художник».

Презентация с видео-материалами по цехам фабрики.

Учитель:
- Какие изделия у хохломских художников наиболее распространены?
Рассказ подготовленного ученика на этот вопрос с презентацией-показом изделий мастериц. (ложки, братины, ковши, прялки и шкатулки).

5. Работа в группах с применением энциклопедического словаря.
1 группа готовит ответ на вопрос: «Что писали художники на изделиях?», 2 группа работает над вопросом: «Как называются затейливые узоры хохломских росписей?», 3 группа готовит ответ на вопрос «Какой орнамент является самым любимым у хохломских художников и почему?»

6. Слово учителю русского языка.
- Ребята, а теперь давайте посмотрим на название этого народного искусства с точки зрения языкознания. Найдите в словаре С. Ожегова , что означает слово хохлома? (народный промысел, изделия, которые делают из дерева мастера, старинное село, где продают хохлому)
- У слова несколько значений. Скажите, как называется такое явление в языке? (многозначность)
- Составьте предложения со словом хохлома в разных значениях: 1 группа –«изделия народных мастеров»; 2 группа – «народный промысел»; 3 группа – «село Хохлома». (Зачитывают составленные предложения)

6. Работа над сочинением-описанием предмета.
Учитель русского языка:
- А сейчас, ребята, давайте повторим такой тип речи, как описание. Что он собой представляет? ( этот текст как бы отвечает на вопрос, каков предмет или человек, его признаки, отличительные черты, каково общее впечатление о предмете или человеке)
- Перед вами изделия их хохломы: ложки, шкатулка и блюдо. Я предлагаю вам описать выбранный из них один. Скажите, пожалуйста, в каком стиле вы будете писать сочинение? (в художественном)
- Давайте вспомним, что характерно для художественного стиля? (средства изобразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, а также оценочная лексика)
- Так вот, вам необходимо написать сочинение с применением всех этих особенностей художественного стиля. Я подобрала вам заранее эпитеты, метафоры и сравнения, которые вы можете использовать в своей работе.

(на слайде материал: травка – колышется, кудрится, тянется; золотая, зеленая, изумрудная, легкая., листок- прячется, играет, выглядывает, трепещет, золотистые, изящные, словно зубчики., завиток хохломы – играет, озорничает, длинный, затейливый, словно убегает, узоры- затейливые, яркие, удивительные, радуют глаз, стебель – волнуется, тонкий, колышется как от ветерка, гибкий, ягодки – манят, рассыпаются, повисли на веточках, красные, пурпурные, алые, словно гранатовые…, мастер-художник- волшебник, создатель, рисует, творит, расписывает.)

- Теперь составим план. Давайте подумаем, каким может быть план описания хохломы?

Предлагаются варианты для каждой части, выбираем наиболее красивые фразы:
1. Удивительное слово Хохлома
2. Изделие на загляденье людям.
3. Мое отношение к Хохломе.
6. Написание сочинение-описание.
7. Домашнее задание: подготовиться к устному высказыванию «Народные промыслы России».

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по развитию речи в 6 классе Конспект урока развития речи в 6 классе с презентацией. Описание зимней природы Конспект урока письма и развития речи, 6 класс
Внеклассное мероприятие ко Дню славянской письменности в школе. Сценарий | Устный журнал для старшеклассников «У войны - не женское лицо». Конспект с презентацией
Опубликовано: 1691 день назад (6 апреля 2020)
Просмотров: 890
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!