Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и Дню русского языка
Праздник славянской письменности и культуры «Лишь слову жизнь дана»
Оформление сцены: название и эмблема праздника, два рушника, матрёшки..
Оформление: расписной терем со ставнями, берёза, плетень с подсолнухами, шары.
Выставка книг. (Работа библиотекаря)
Ход праздника
Перед началом праздника звучат русские народные песни.
Л.Зыкина «Я лечу над Россией». Праздничный колокольный звон.
Затем мелодия в исполнении гуслей и жалейки.
Ставни терема растворяются, в окне –
Сказительница в русском головном уборе с румяными щеками. Говорит на фоне мелодии:
- Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.
Ведущая: Добрый день уважаемые гости и участники праздника!
А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Жили они на границе государства Византия и славянской земли в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать - это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло в 863 году. Совсем недавно в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности, который мы празднуем завтра,24 мая. Жаль, что с большим опозданием, потому что в других славянских странах, в Болгарии, например, этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично. В Мурманске, около областной библиотеки есть памятник Кириллу и Мефодию, который Болгария преподнесла в дар городу. Автор его - скульптор Владимир Гиновски. Весной 1991 года праздник был объявлен государственным, всероссийским. (Слайды )
Раздается колокольный звон.
1-й чтец.
По широкой Руси - нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
2-й чтец.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
3-й чтец.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
4-й чтец.
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
Все. Мы - славяне!
5-й чтец.
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне - россияне,
Издревле, кто вы?
Все. Мы - славяне!
Сказительница: А как же все начиналось? Откуда есть пошло слово наше – русское, наша культура славянская и наша письменность?
Ведущая:
В монастырской келье узкой
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
(На сцене оформлен уголок монастырской кельи: стол со свечой, книги, за столом монах)
(слайд монах за рукописью)
Монах:
Ещё одно последнее сказанье,
И рукопись окончена моя.
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному… (читает рукопись)
В тяжелую минуту, человече, откроешь книгу. Словно в храм светлый войдешь и найдешь ответ на любой вопрос, ибо и до нас люди жили и вопрошали. Прими же, отец наш небесный, Молитву благодарную за то, что искусству книжному меня вразумил. Слава и вам, братья Солунские Кирилл и Мефодий, что буквы нам придумали, свет книжный принесли.
- Чу, слышу шорох. Кто здесь?
(входят три мальчика)
Захарка: Это мы, батюшка.
Монах: Заходите, чада любезные. С чем пожаловали?
Захарка: Прослышали мы, батюшка, что тут грамоте можно научиться.
Монах: Грамоте? Пожалуй, что можно. А вы чьи будете?
Захарка: Я Захарка, Ивана- кузнеца сын.
Ивашка: А я Ивашка, Никиты Кожемяки сын.
(третий мальчик молчит)
Монах: А ты чего молчишь?
Ивашка: Это Онфимка, сирота он, нищета, без роду без племени, а туда же, учиться.
Монах: Не горюй, Онфимка, подходи ближе. И я когда- то сиротой был. Дом мой враги сожгли, все у нас в роду погибли. Отроком пришел я в Киево-Печерскую Лавру. Сделали меня переписчиком, а зовут все меня “ библиофил”, значит, любитель книг. Наставник мой был добрый, устану я писать, велит отдохнуть, бежать во двор и стучать по дереву.
Захарка: Разве ты дятел, чтоб по дереву стучать?
Монах: Нет, это у нас обычай был такой. Стукнешь три раза, все монахи должны садиться читать. Только был я неугомонный и любознательный. Все у наставника своего выспрашивал, откуда буквы взялись?
Ивашка: Правда, откуда? Расскажи, батюшка.
Монах: Давным-давно люди писать не умели, посылали друг другу предметы. Послали как-то скифы царю Дарию…
Онфимка: А кто такие скифы, батюшка?
Монах: Скифы, Онфимка, это народ, который в древности населял юг Руси. Так вот-послали скифы персидскому царю Дарию (они в то время воевали с персами) послание, в котором были птица, мышь, лягушка и пять настоящих стрел. Долго думали жрецы и наконец, разгадали смысл этого письма так: “Если вы, персы, не научитесь прыгать по болоту, как лягушка, прятаться в норы, как мышь, и летать, как птица, то вы будете осыпаны стрелами, как только вступите на нашу землю.
Ивашка: Здорово ведь, правда, ребята? Здесь каждый предмет говорит сам за себя.
Онфимка: А как, батюшка, ещё люди писали?
Монах: На скалах рисунки делали – пиктография называется.
Захарка: Интересное слово – пиктография.
Монах: Потом на сырых глиняных дощечках клинопись делали палочками. Особенно шумеры этим славились.
Ивашка: Я тоже могу на песке или на снегу клинопись палочкой сделать.
Монах: Ветер подует – исчезнет надпись, снег растает – утонешь в луже.
Захарка: А мы, батюшка, как будем писать?
Монах: Наше письмо славянское. А подарили нам его Кирилл и Мефодий.
Ивашка: Расскажи, батюшка, нам о них.
Монах: Ну, так слушайте. Было это очень давно – в 9 веке. На границе с Болгарией находилась одна из крупнейших провинций Византии, столицей которой был город Солуний. В семье военного чиновника, служившего в Солуни, росли два сына – Константин и Мефодий. Население там было наполовину греки, наполовину славяне, и в семье мальчиков мать была гречанкой, отец – болгарином. И поэтому с детства у них – солунских братьев – было два родных языка: греческий и славянский. Характеры братьев были схожи. Они много читали, любили учиться. Константин учился у самых знаменитых ученых. Он освоил славянский, греческий и арабский языки, познакомился с юридическими и медицинскими трактатами. Друзья всерьёз стали звать Константина Философом.
А в то время прибыли в Константинополь болгарские послы. Они попросили у Византии прислать им священника, потому что прежде были язычниками, а теперь решили принять христианство. И отправили к ним Константина Философа. Константин проповедовал им идеи добра, советовал жить праведно, не обижать друг друга и соседей, просвещать свой разум. Но он понимал, что советы пропадут без пользы. Болгары не могли просвещать свой разум.
Захарка: Почему, батюшка?
Монах: А потому, дитятко, что не было у них азбуки. Император Михаил приказал составить славянскую грамоту и перевести на язык славян византийские книги. Сбылась давняя мечта Константина! Призвал он своего брата Мефодия, и они немедленно взялись за работу. Помолившись Богу, Константин, который в монашестве принял имя Кирилл, стал азбуку писать. День проходит, другой. Догорает свеча. Обращены мысли философа к Богу.
(на сцене появляется ученик в роли Константина Философа)
Константин: Прошу тебя, Господи, просвети меня. Назову букву словом известным. Тем словом, что начинается с этой буквы. Моя первая буква будет “аз”, что значит – я. Вторая Б – “буки”. Означу словом “буквы”. Третья буква В – “веди”- значит ведаю. Широк смысл слов моих. Добро есть хорошо. Добро есть правда и благо. Воспрянет отныне народ славянский, возгордится именем своим!
Звучит “Гимн Кириллу и Мефодию”:
Мы благодарны просвещенью.
Наука – Солнце, душу грей!
Рукой отцов благословенный,
Иди в историю смелей!
Судьба нас к жизни возродила,
Творцы Мефодий и Кирилл,
Имен их время не забыло,
Народ славянский не забыл.
Ведущая:
Культура – это то, что оправдывает существование народа и нации. Культура – это святыни нации, которые мы с вами собираем и развиваем. Русская культура богата своими традициями. А ещё богата Русь своими песнями, танцами, играми, хороводами да плясками.
Сказительница: Встречайте, вас приветствует танцевальный коллектив…
Танец «…Калинка……»
Ведущая: Шепчет ветер ласковый нежные слова, От цветов душистых кругом голова, Да и солнце светит как-то веселей, Оттого, что нынче праздник на селе. Ветки на берёзах пустились в перепляс. Птички пеньем звонким развлекают нас, Не плывут, а пляшут тучи в вышине, Оттого, что нынче праздник на селе. Собрались на праздник петь и веселиться. Гостем долгожданным праздник к нам пришёл. Значит, будет весело, будет хорошо!
Песня….. в исполнении Леушкановой Л.П «Ой, то не вечер…»
Сказительница: О России петь – что стремиться в храм По лесным горам, полевым коврам… О России петь – что весну встречать, Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь – что тоску забыть, Что любовь любить, что бессмертным быть!
Наш праздник продолжает замечательный коллектив – народной песни Музыкальный руководитель – Леушканова Л.П.
Ведущий: День славянской письменности и культуры имеет очень много общего не только с культурой славян, но и с религией. Ведь Кирилл и Мефодий были православными христианами и монахами. Этот уклад жизни и позволил им внести столь существенный вклад в историю славянской культуры. 24 мая каждый год православная церковь чествует святых апостолов Кирилла и Мефодия, ведь они перевели на славянский язык книги, без которых не могло совершаться богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Слово предоставляется__священнику… Отцу Алексею Гошунович
Участники праздника со свечами в руках выстраиваются на сцене
Ведущая: Я поставлю свечу за здоровье России И в переднем углу от души помолюсь, Чтоб болезни и зло мой народ не косили, Чтоб здоровой была моя милая Русь. Исполняется «Отче наш» (Запись церковной молитвы)
Сказительница (на фоне фото с храмом и деревней -с.Алексеевское):
Глубинка милая, село родное! Просторы, небо голубое, Заря чудесная, закат – янтарь, Кричит с утра петух-бунтарь Церквушка белая людьми полна, И отражается в реке луна.
Ведущая: Глубинка милая, село родное! Связала нас судьба с тобою Куда б ни ехал я, в глазах стоят Берёз-подружек белых - стройный ряд. Вернусь в село я, радостно взгляну, И запах родины я с трепетом вдохну.
Песня «Деревенька» /хор
Ведущая: (фон луг и косцы)
В моей судьбе – Россия круглый год: Зимою стынет, а весной поёт. И косит летом травы на лугу, И я без этой песни не могу! Во мне её пушистые снега, Во мне её душистые стога, Во мне её весенние цветы, И песня сердца, эта песня – ты! (звучит песня «Ты Россия моя..»)
Ведущая: У каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился, где живёт и которое любит. Среди испытаний и трудов человек обретает свою малую родину, которая нужна ему и которой необходим он сам, своим талантом, своими добрыми делами и поступками, своими мыслями.
Сказительница: село Мирное – маленькая частица Ставропольского края и ещё меньшая частица России. Оно славится своей самобытностью. А главное его богатство – это замечательные люди, которые живут, трудятся и преумножают традиции и культуру нашего села. Обо всех, конечно же, не скажешь. Но некоторых хотелось бы назвать. Это, прежде всего, наши труженики-односельчане: Солонина Елена…. ,Медведева Елена……,Бондаренко Иван Трофимович, Любченко Нина Михайловна, Галакова Валентина Михайловна, Махначева Мария Прокофьевна, а также Авдонин Анатолий Леонтьевич, много лет возглавлявший колхоз, и уважаемые работники культуры – Леушканова Лидия Павловна, Кузнецова Людмила Геннадьевна, Кузнецов Олег Александрович, учителя-ветераны – Запрягайло Александра Андреевна, Полуэктова Валентина Семеновна, Муругова Наталья Андреевна. Мы рады видеть вас сегодня, уважаемые односельчане.
Ведущая: Мы желаем всем здоровья и мирного неба над головой!
Всё в песнях: сердце и душа! И песни наши как душа народа! Поём все вместе, глубоко дыша, И хор звучит мощнее год от года.
Всё в песнях! Дух непобедим! И мы поём и в радости, и в горе Да, наши песни – как народный гимн, Могучие, бескрайние, как море.
Песня звучит.
Выходят чтецы: (на фоне Кириллицы)
Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна, музыкой звучит она.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит Наш славянский алфавит!
Мы Отчизне верно служим.
Ты – один из сыновей.
Так расти, чтоб был ты нужен,
Дорог Родине своей!
Ждёт тебя за труд награда –
Цель прекрасная вдали,
Но оглядываться надо
На пути, что мы прошли.
Ведущая: Ничего нет лучше, краше Милой Родины твоей! Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней! Вспоминай их добрым словом! Слава им, борцам суровым, Слава нашей стороне! Слава русской старине!
Рекомендуем посмотреть:
День славянской письменности и культуры во 2 классе. Сценарий
Мероприятие ко Дню славянской письменности и культуры в колледже. Сценарий
Мероприятие к Дню славянской письменности и культуры. Сценарий для старшеклассников
Игра для школьников ко Дню славянской письменности и культуры
Похожие статьи:
День славянской письменности и культуры. Сценарий для 2 класса
О празднике «День славянской письменности и культуры» кратко для детей
Мероприятие «День славянской письменности» в школе, 8-9 класс
Внеклассное мероприятие ко Дню славянской письменности в начальной школе, 4 класс