Игра «От Кирилла и Мефодия до наших дней»
Описание материала: Внеклассное мероприятие ко Дню славянской письменности и культуры.
Цель: развивать и поддерживать интерес учащихся к изучению русского языка, создать условий для проявления творческих способностей школьников, расширять их лингвистическую компетенцию; воспитывать чувство интернационализма, уважения к народам соседних государств, создавать образ России как могущественной культурной державы.
Оборудование: политическая карта Европы, карточки с заданиями.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя.
- Ребята! Вы заметили, как преобразилась школа на этой неделе? Всё потому, что у нас праздник - Неделя русского языка
и литературы. На уроках истории вы изучали, «откуда есть пошла земля русская», а сегодня вы узнаете немного из истории языка русского. Помогут нам в этом две команды (представление игроков).
Первый конкурс.
- Вспомните. как вы учились читать, собирали слова из кубиков с буквами.
Вам предстоит сделать то же самое: собрать из букв имена (Команды, соревнуясь по времени. Собирают имена КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ.)
Расскажите, кто это такие.
(Монахи Кирилл и Мефодий в 863 году отправляются в Моравию. чтобы растолковать местным славянам христианское вероучение на их родном языке, но для этого нужно было перевести богослужебные книги с греческого языка на славянский. Так была придумана азбука, впоследствии названная кириллицей.)
Второй конкурс.
— Отправились наши братья к славянам. А представителей каких государств можно назвать славянами? Подойдите к карте, отметьте славянские государства. Каждое правильно названное государство дает команде балл, а неверный ответ балл забирает. Не ошибайтесь. чтобы не обидеть наших братьев-славян!
Третий конкурс.
- Но ведь мы знаем, что люди не сразу научились писать буквами. Они рисовали. Попробуем и мы вернуться в те древнейшие времена. Ваша задача – изобразить рисунком (с использованием пиктографии) фразу так, чтобы её поняли соперники и судьи.
Команда №1: Приходи ко мне в гости.
Команда №2: Приглашаю на чай.
Четвертый конкурс.
а) Как видите, не всегда смысл нарисованного понятен. Вот поэтому и было придумано буквенное письмо. Сколько же букв было в кириллице? За точный ответ команда получает 2 балла, за ответ. максимально близким к правильному - 1балл.
б) Посмотрите, как красиво эти буквы выглядели. как необычно звучат их названия. Почему же количество букв впоследствии сократилось?
(Разные буквы обозначат один и тот же звук или буква утратилась вместе со звуком.)
в) А теперь послушайте историю и ответьте на хитрый вопрос. Однажды на лекции чудаковатый профессор спросил у студентов: «И много вы успели записать моих мыслей?» Услышав утвердительный ответ, продолжил: «А теперь похерьте (т. е. зачеркните)». Как же возмутилась молодежь! Где это слыхано! Профессор, уважаемый человек, ругается‚ как необразованный мужик! Но преподаватель сохранил спокойствие и ответил, что раньше это слово не считалось ругательным. Какие же доказательства он привел? Ответ вы можете найти, внимательно просмотрев кириллический алфавит.
(В нем есть буква «хер», современная Х, которая напоминает крест, а, как известно, зачеркивание очень похоже на эту букву).
г) Еще внимательнее присмотримся к кириллице. Кто найдет буквы, которые обозначали гласные звуки, а в современном языке вообще звуков не обозначают?
(Ъ и Ь)
д) Почему азбука названа так? А вы хорошо знаете алфавит? Тогда помогите составить в алфавитном порядке квитанцию, которую выдали даме из известного стихотворения
С. Я. Маршака «Багаж»: «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.
(Диван, картина, картонка, корзина. саквояж, собачонка, чемодан).
Пятый конкурс.
- А теперь, когда мы познакомились с алфавитом, попробуем прочитать и перевести текст на древнерусском языке.
Примерный перевод.
Князь Александр, побеждая, был непобедим. Потому-то некто из Западной страны, из тех, кто называет себя слугами Божьими, пришёл, желая видеть его, как в древности приходила к царю Соломону царица с юга (возможно добавить: савская или: из Савы), желая (возможно: хотевшая) слушать его мудрые речи. Так и этот человек (возможно: мужчина), по имени (возможно: которого звали) Андреаш, когда увидел князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Я прошёл страны и народы, (но) не видел ни такого царя среди царей, ни такого князя среди князей». И вот, услышав это, король северной католической страны наполнился завистью и ненавистью и очень
возгордился: «Пойду, – сказал, – захвачу землю Александрову (возможно: землю Александра)». И собрал силы большие, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с большими силами (возможно: с большим войском), пыхая духом ратным. И перешёл реку Неву, опьянённый безумием своим, и отправил послов своих, возгордившись, к князю Александру Ярославичу в Новгород Великий, и сказал: «Если можешь, сопротивляйся мне, я уже здесь, захватываю землю твою».
Шестой конкурс.
- Вы убедились, как изменился русский язык всего запять – шесть столетий. Но благодаря письменности сохраняется культура народа. А мудрость его сохраняется в пословицах. Проверим, насколько хорошо их знает и сохраняет современное поколение. Наш конкурс называется «Перепалка».
Капитаны команд по очереди будут называть пословицы. Победное слово за последним.
Седьмой конкурс.
- В древнем алфавите есть еще одна буква, которую мы не употребляем, но знаем благодаря фразеологизму «Знать на ять». Этой буквы боялись ещё в начале ХХ века все
российские школьники. Кто знает почему?
(Осталось только 10 слов с этой буквой, но поскольку она обозначат звук такой же, как
и 6уква Е, гимназисты путались и им приходилось запоминать эти коварные слова назубок.)
- Мы тоже вспомним фразеологизмы. Назовите хотя бы 2 синонима к данным выражениям:
Команда № 1: Не за горами.
(Рукой подать. В трех шагах. Под боком).
Команда № 2: Намылить голову.
(Задать перцу. Оторвать голову. Снять стружку).
Восьмой конкурс.
- Наши предки были очень умными людьми и нарекали своих детей так, чтобы они в жизни были счастливы, чтобы имя отражало их характер. Например, Кирилл - владыка, тот, кто правит; Константин – постоянный, стойкий. Вспомните мультфильм
«Каникулы Бонифация»? Каким был там лев? Правильно, добрым. Ведь
Его имя означает «творец добра», «добродетель» А как по-вашему, зовут двух знакомых, которые поздоровались так:
- Здравствуйте, Камень Мужественнович.
(Петр Александрович или Андреевич)
- Как поживаете, Защитник Победителевич?
(Александр или Алексей Викторович)
Девятый конкурс.
- Но шли годы. Дожили мы до 21 века. И красивые и длинные фразы предков заменили краткие и порой неприглядные фразы современников. Попробуем восстановить несправедливо поруганный красивый язык и заменить корявые словечки литературной лексикой.
Топовый, обалдеть, запостить, хайп, круто, братан, не въезжаю, офигенно.
Подведение итогов.
Заключительное слово учителя.
Мне хочется пожелать, чтобы вы достойно владели языком и заменяли жаргонизмы не
только на уроках русского языка или конкурсах, но и в обычном общении со сверстниками. Ведь, по словам Ивана Сергеевича Тургенева, нам во владение дан «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык». Будем же владеть им так, чтобы нашим предкам, веками оттачивавшим его, не было стыдно.
Рекомендуем посмотреть:
День славянской письменности и культуры во 2 классе. Сценарий
Мероприятие ко Дню славянской письменности и культуры в колледже. Сценарий
Мероприятие к Дню славянской письменности и культуры. Сценарий для старшеклассников
Внеклассное мероприятие ко Дню славянской письменности в школе. Сценарий
Похожие статьи:
День славянской письменности и культуры. Сценарий для 2 класса
О празднике «День славянской письменности и культуры» кратко для детей
Мероприятие «День славянской письменности» в школе, 8-9 класс
Внеклассное мероприятие ко Дню славянской письменности в начальной школе, 4 класс