Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект тематического занятия по математике в старшей группе "В зимнем лесу"

Конспект занятия по математике в детском саду в старшей группе на зимнюю тему
Автор: Рочева Ольга Ивановна, ГПОУ "Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А.Куратова" г. Сыктывкара
Описание: Данный конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста по теме "Зимушка-зима". В нем использованы разнообразные методы и приемы стимулирования детей к выполнению разных видов заданий, активизации детей в процессе выполнения деятельности.
Цель. Закрепить представления детей о цифрах 1 и 2.
Программное содержание
Образовательные задачи.
1. Закрепить у детей представления о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника.
2. Закрепить представления детей о цифрах, умение различать и называть цифры 1 и 2, понимать, что цифра – это условный знак числа.
3. Закреплять у детей представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними.
4. Упражнять детей в количественном счете в пределах 10.
5. Закреплять представления детей о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, шар, куб).
Развивающие задачи.
1. Развивать внимание детей.
2. Развивать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация.
Воспитательные задачи.
1. Воспитывать желание прийти на помощь персонажам.
2. Формировать интерес детей к математической деятельности.
Словарная работа: «у квадрата все стороны равны», «у прямоугольника равны противоположные стороны», «один, два, три, четыре – всего четыре угла», «четырехугольники», «у снежинки четыре угла – это четырехугольная снежинка», «цифра 1 обозначает число один», «цифра 2 обозначает число два», «один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять – всего десять больших снежков», «один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять – всего десять маленьких снежков», «больших и маленьких снежков по 10. Их поровну. Больших снежков столько же, сколько и маленьких. Маленьких снежков столько же, сколько и больших», «мы можем положить маленькие снежки под большие (большие под маленькие)», «количество не изменится, если снежки разного размера, их поровну, их по 10 штук», «количество снежков не зависит от расстояния между ними, их поровну, их по 10 штук».
Материал.
Демонстрационный материал: письмо, иллюстрация зимнего леса, волшебная музыка, видеоролик зимнего леса с падающим снегом, аудиозапись фраз Зимушки-зимы: «А чем они похожи?», «Еще не все задания выполнены. Если вы поняли, что такое четырехугольники, сыграйте с моими друзьями в игру», «Молодцы, ребята, но у меня для вас есть еще задания», иллюстрации Зайчика, Лисы, костюм Зимушки-зимы, маска Зимушки-зимы, коробки с цифрами 1 и 2, елочный шар с изображением цифры 1, два куба с 2 снежинками на гранях, коробка, записка, украшенные цифры-образцы 1 и 2, иллюстрации с изображениями предметов, похожим на цифры 1 и 2, 10 маленьких снежков, 10 – больших снежков.
Раздаточный материал: плоскостные снежинки разной формы, разные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция, ромб, пятиугольник, параллелепипед), цифры из снежинок, 10 больших снежков, 10 маленьких снежков.
Ход проведения
(Дети стоят в кругу на ковре).
Ребята, какое у нас сейчас время года? (Зима). Сегодня по дороге в детский сад я шла и любовалась красавицей зимой.
До марта скованы пруды,
Но как теплы дома!
В сугробы кутает сады
Заботливо зима. Снег осыпается с берез
В дремотной тишине.
Картины летние мороз
Рисует на окне.


А около детского сада я увидела сороку. В клюве она держала письмо. (Показываю детям письмо). Прочтём его?
«Здравствуйте, ребята! Пишет письмо вам Зимушка-зима! Я очень хочу поиграть с вами. И приглашаю вас в зимний лес. Я, как и вы, люблю играть в прятки. Если вы согласны со мной поиграть и найти меня, вам придется выполнить ряд заданий».

Ребята, хотите отправиться в лес на прогулку и найти Зимушку-зиму? По пути в лес нам могут встретиться разные препятствия. Для того чтобы их преодолеть, может быть, нужны будут умения считать, определять форму предметов, их размер. Вы всё это умеете делать? Тогда смело отправляемся в дорогу, к Зимушке-зиме! А попасть в сказочный зимний лес нам поможет волшебная музыка. Давайте закроем глаза, и представим, что мы идём по зимнему, заснеженному, волшебному лесу.
(В это время звучит волшебная музыка. Включаю видеоролик).

Вот мы и очутились в волшебном зимнем лесу.

Посмотрите на эти деревья, усыпанные белоснежным снегом. Здесь так тихо и спокойно. Дует спокойный зимний ветерок, падает белый снег, животные в спячке. Где же Зимушка-зима? Она точно где-то спряталась. Посмотрите, по-моему, кто-то к нам пришел на помощь. (Появляются изображения Зайчика и Лисы).


Зайчик что-то в лапках несёт, а у Лисы что-то висит на шее. Что это у них? (Геометрические фигуры: квадрат и прямоугольник). Кто из них держит прямоугольник? Заяц и Лиса говорят, что они друзья Зимушки-Зимы. В их волшебном лесу они любят играть с геометрическими фигурами, выполнять разные задания Зимушки-зимы. Вот и на этот раз Зимушка-зима дала нам задание, которое Зайчик с Лисичкой хотят передать. Зимушка-зима просит сравнить квадрат и прямоугольник, сказать, чем они отличаются и чем похожи. Если мы выполним это задание, то Зимушка-зима даст подсказку, где же ее искать. Давайте сядем за волшебные лесные столы, чтобы удобнее было выполнить это задание.
(Дети садятся за столы).

Найдите среди всех геометрических фигур квадрат и прямоугольник. В своём задании Зимушка-зима просит определить, чем отличаются эти фигуры? (Длиной сторон). Что вы можете сказать о длине их сторон? (У квадрата все стороны равны, у прямоугольника только противоположные стороны равны). Давайте вместе скажем: «У прямоугольника равны только противоположные стороны», может Зимушка-зима подслушивает нас или подсматривает за нами.

Зимушка-зима, слышишь нас: дети догадались, чем отличаются квадрат и прямоугольник. (Включаю аудиозапись «А чем они похожи?»). Ребята, чем же похожи эти фигуры? (У них одинаковое количество углов и сторон, обе фигуры плоские, тонкие, неустойчивые). А сколько углов у квадрата и прямоугольника? (Четыре). А что нужно сделать для того, чтобы доказать, что количество углов у квадрата и прямоугольника одинаковое? (Посчитать у обеих фигур углы и сравнить их количество). Сосчитайте углы у квадрата. (Один, два, три, четыре – всего четыре угла). А теперь сосчитайте углы у прямоугольника. (Один, два, три, четыре – всего четыре угла). Значит, по сколько углов у квадрата и четырёхугольника? (У квадрата и прямоугольника по четыре угла). Значит, как можно назвать эти геометрические фигуры одним словом? (Четырёхугольники). Слышишь, Зимушка-зима, дети выполнили твое задание. Давай показывайся. Где ты?

(Включаю аудиозапись «Ещё не все задания выполнены. Если вы поняли, что такое четырёхугольники, сыграйте с моими друзьями в их любимую игру»).

Зимушка-зима подготовила для нас игру, которая называется «Найди четырёхугольники». Может, после этой игры Зимушка-зима покажется нам? Лиса и Заяц приглашают нас в другую часть леса. Пойдёмте вместе с ними. (На полу разбросаны снежинки разной формы). О-о-о! Здесь настоящая зима! Кто заметил, чем эти волшебные снежинки отличаются друг от друга. (Они разной формы). Зайчик с Лисичкой рассказали мне правила игры. Послушайте их. Когда будет играть музыка, мы с вами должны идти по кругу. Как только музыка остановится, мы с вами должны отобрать лишь снежинки четырехугольной формы.
(В кругу проводится подвижная игра «Найди четырехугольники»).

Маша, снежинку какой формы ты взяла? (Квадратной формы). Почему ты отобрала именно эту снежинку? (Потому что у неё четыре угла – это четырёхугольная снежинка). Молодец, правильно. Ульяна, у твоей снежинки сколько углов? (4). Какой формы эта снежинка? (Прямоугольной формы). Ребята, проверьте количество углов у ваших снежинок – посчитайте их. (Дети считают). У всех снежинки четырехугольной формы? Молодцы, ребята, вы смогли правильно отобрать снежинки четырёхугольной формы, объяснить свой выбор и назвать их форму. Лисичке и Зайчику очень понравилось, что вы так хорошо разбираетесь в их любимых геометрических фигурах.

(Включаю аудиозапись: «Молодцы, ребята, но у меня для вас есть еще задания, спрятанные в другой части волшебного леса»).

Ребята, давайте найдем, где же эти задания спрятаны.
(Заходим с детьми в спальню: на кроватях разные цифры из снежинок, за шторой две коробки).
Ребята, посмотрите, что же здесь произошло. Проказница Зимушка-зима оставила нам еще задания. Ой, кажется, я что-то вижу за шторкой.
(Достаю две коробки с изображением цифр 1 и 2).
Давайте же посмотрим, что в них. (Показываю коробки). Посмотрите, на них наклеены цифры. Кто знает, что такое цифра? (Цифра – это такой знак, которым мы можем обозначить число). Кто знает, как называется цифра на этой коробке? (Один). А на другой? (Два). Как вы думаете, сколько предметов может быть в этой коробочке? (Два). Почему вы так думаете? (Потому что здесь написана цифра 2). Давайте проверим, сколько предметов находится в коробке с цифрой 1.
(Открываю коробку, достаю ёлочный шар с нарисованной цифрой).
Посмотрите, что это? (Ёлочный шар). Сколько предметов в этой коробке? (Один). Какой цифрой можно обозначить число один? (Цифрой 1). Давайте посмотрим, из чего она состоит. (Из короткой наклонной палочки слева и длинной палочки справа). Куда смотрит наклонная палочка? (Влево). Как вы думаете, на что похожа единица? (На палочку, на подъёмный кран, на цаплю с опущенным клювом).

Словно палка единица.
Для работы пригодится – Можно с ней пасти овец.
Эта цифра молодец!

(Показываю картинку с изображением герлыги – палки с крючком на конце)

Найдите на кроватках цифру 1 и поднимите вверх, чтобы Зимушка-зима увидела, что вы умеете находить цифру 1.
(Дети ищут и поднимают цифру 1).
Дима, какую цифру ты поднял? (Цифру 1). Что она обозначает? (Цифра 1 обозначает число один. Любой предмет, если он один, может быть обозначен этой цифрой).
Давайте откроем следующую коробку. Какая цифра там изображена? (Цифра два).
(Открываю коробку, достаю два куба с изображением 2-х снежинок на его гранях).
Что это? (Куб). Что изображено на его гранях? (Снежинки). Сколько снежинок на этой грани куба? (Две). А на этой грани сколько снежинок? (Две). А на этой? (Две). По сколько снежинок на каждой грани куба? (По две). А сколько всего кубов в коробке? (Один, два – всего два куба). Какой цифрой можно обозначить число два? (Цифрой 2). Вот, оказывается, почему Зимушка-зима положила в коробку с изображением цифры 2 два куба! Ребята, а на что похожа цифра 2? (На лебедя). Про это даже есть стихотворение. Послушайте.
Всколыхнулась в речке заводь –
Цифра 2 умеет плавать! Белый лебедь так хорош –
Просто глаз не оторвёшь!


(Показываю картинку с изображением лебедя).

Найдите на кроватках цифру 2 и поднимите её, пусть Зимушка-зима увидит, что и цифру 2 вы умеете находить.
(Дети ищут и поднимают цифру 2).
Ульяна, какую цифру ты подняла? (Цифру 2). Что обозначает цифра 2? (Цифра 2 обозначает число два. Любой предмет, если его два, может быть обозначен этой цифрой).

Игровое упражнение «Покажи цифру».
Ребята, Зайчик с Лисичкой предлагают вам поиграть в игру «Покажи цифру». В эту игру все звери этого леса любят играть. По сигналу Зимушки-зимы вы должны найти цифры 1 и 2, в левую руку взять цифру 1, а в правую – цифру 2.
(По звуковому сигналу дети выбирают цифры).

Ну, Заяц и Лиса, проверьте, смогли наши дети выполнить правила игры? Саша, какую цифру ты взяла в левую руку? (Цифру 1). У всех цифра 1 в левой руке? Какая цифра у вас в правой руке? (Цифра 2).
Ребята, проказница Зимушка-зима своими холодами любит морозить у ребят носики, ушки, глазки и разные части тела. И сейчас она предлагает поиграть с вами еще в одну игру. Называется она «Покажи часть тела». Я буду называть вам различные части тела, а вы будете поднимать ту цифру, которая обозначает их количество. Если вы правильно поднимете цифру, то эта часть тела останется в тепле, а если ошибётесь, то Зимушка-зима сразу заметит и заморозит их. Давайте попробуем, будьте внимательны. Глаза. (Дети показывают цифру 2). Рома, почему ты показал цифру 2? (Потому что у нас два глаза). Продолжаем. Рот. (Дети показывают цифру 1).
(Игра продолжается аналогично в более быстром темпе: ноги, руки, живот, спина, уши, щеки, нос, пупок, брови, подбородок).

Молодцы, ребята. Вы внимательно слушали, могли определить количество частей тела, названные мной и показать нужную цифру. Зимушка-зима внимательно следила и не смогла заморозить ваши части тела, потому что вы не ошибались.

Ребята, посмотрите, пока Зайчик с Лисичкой нас развлекали, к нам незаметно подкралась Зимушка-зима.
(В спальню тихо заходит Зимушка-зима).

Зимушка-зима: Ребята, я очень рада, что вы не скучали здесь и смогли выполнить все мои задания. Пока я пряталась от вас, пока за вами следила, то очень устала. Я предлагаю вам сделать со мной небольшую разминку. Давайте встанем все в круг. Вы внимательно слушайте и повторяйте за мной.

Разминка
Здравствуй Зимушка-зима! Кланяемся
Что в подарок принесла? Разводим руки в стороны
Белый снег пушистый, Приседаем, проводим руками по воображаемому снегу
Иней серебристый Встаём, поднимаем руки вверх
Лыжи, санки и коньки, Имитируем движения лыжников и конькобежцев
И на ёлке огоньки! Поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»

Молодцы, ребята, хорошо размялись, слушали внимательно слова и выполняли под них движения.
Я за вами наблюдала и заметила, что вы очень внимательные, сообразительные: вы сумели определить, чем похожи и чем отличаются четырехугольники, сумели их найти среди других фигур, знаете, что цифра обозначает число. А сейчас давайте присядем за мои лесные столы.

Я пришла не с пустыми руками. Я очень люблю играть в снежки. Я их принесла. Если вы не против, поиграйте со мной. Посмотрите, чем похожи снежки? (Они круглые). Чем отличаются? (Размерами: есть большие и есть маленькие снежки). Разложите в верхний ряд 10 больших снежков, а под ними в нижний ряд – 10 маленьких.
(Дети раскладывают снежки в ряд).

Как можно проверить, сколько больших снежков, а сколько маленьких? (Можно их посчитать). Пересчитайте большие снежки. Все вы помните, что люди считают правой рукой слева направо. (Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять – всего десять больших снежков). Запомните это число – 10 больших снежков. А теперь пересчитайте маленькие снежки. (Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять – всего десять маленьких снежков). Какое число у вас получилось? (Число 10). По сколько больших и маленьких снежков получилось? (По 10). Зависит ли число от величины снежков? (Хотя снежки разного размера, их поровну, по 10 штук. Число не зависит от величины снежков).

Зимушка-зима снова хотела нас перехитрить. Но мы то уже знаем, что число не зависит от величины снежков. А как мы можем, не считая, проверить равенство больших и маленьких снежков? (Мы можем положить маленькие снежки под большие (большие под маленькие). Правильно, ребята, если мы положим снежки разных размеров друг на друга или друг под другом парами, то сразу увидим, что их одинаковое количество, поровну.

Ребята, кажется, Зимушка-зима и сюда спрятала снежки.
(Поворачиваю доску, на которой вывешены снежки вверху 10 больших кругов близко друг к другу, а внизу – 10 маленьких снежков далеко друг от друга).

Посмотрите на доску. Зимушка-зима и здесь оставила свои снежки. Тут-то чем они отличаются? (В верхнем левом углу большие снежки близко расположены друг к другу, а внизу маленькие – подальше друг от друга). Эти снежки отличаются размером и расположением. А как можно проверить их количество? (Посчитать). Посчитайте большие снежки. (Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять – всего десять больших снежков). А теперь сосчитайте маленькие снежки. (Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять – всего десять маленьких снежков). По сколько больших и маленьких снежков? (Поровну, по десять).

Зимушка-зима: А теперь, ребята, закройте все глаза. Я что-то изменю, а вы отгадайте, что я изменила. (Дети закрывают глаза; располагаю 8 больших снежков близко друг к другу, а остальные подальше, аналогично с маленькими).

Откройте глаза. Что изменилось? (Снежки стали по-другому стоять). Чем теперь отличаются эти снежки? (Размером и промежутками между ними). Сосчитайте большие снежки, которые находятся в левом верхнем углу. (Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять – всего десять больших снежков). Сосчитайте маленькие снежки, которые находятся в правом нижнем углу. (Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять – всего десять маленьких снежков). Что можно сказать о количестве больших и маленьких снежков? (Их одинаковое количество, их поровну, по десять). Хотя снежки расположены на разном расстоянии друг от друга и отличаются величиной, их одинаковое количество, по десять. А как мы можем проверить равенство больших и маленьких снежков, не считая их? (Мы можем положить маленькие снежки под большие (большие под маленькие). Давайте вместе скажем Зимушке-зиме: «Количество снежков не зависит от величины снежков и расстояния между ними, их поровну, по 10». Молодцы, ребята, как ни пыталась Зимушка-зима нас запутать, мы смогли определить, что количество снежков не зависит от их величины и расстояния между ними.

Зимушка-зима: Ребята, подойдите ко мне, встаньте все в круг. Хочу ещё раз посмотреть на вас и сказать о том, что мне очень понравилось, как вы хорошо умеете считать до 10, определять равенство количества снежков независимо от их величины и расстояния между ними. Спасибо вам большое, что отозвались на мое приглашение прийти в мой зимний волшебный лес. Несмотря на мои проделки, вы смогли выполнить все задания. Поделитесь своим секретом: какое моё задание было для вас самым трудным? (Было сложно быстро находить четырехугольники и т.д.). Ничего, вы еще потренируетесь и у вас не будут возникать такие затруднения. А что вам больше всего понравилось и запомнилось из моих проделок? (Мне запомнилось, как мы считали снежки, а мне понравилось, как мы показывали цифры Зайчику и Лисичке и т.д.). Ребята, я рада, что вам понравилось наше сегодняшнее путешествие, а чтобы вы не забыли о нашей с вами встрече, смогли о ней рассказать родителям, я подготовила для вас небольшие подарки, спрятанные в этой коробочке, которые вы возьмёте, когда вернётесь в свою группу. А сейчас нам пора прощаться. До свидания, ребята! (До свидания!) А теперь закройте глаза. По моему волшебству вы снова окажетесь в своём детском саду. (Дети закрывают глаза).

Лес зимний, редкий голой веткой,
Молчит о чём-то о своём.
А на снегу лыжня отметкой,
Что побывали люди в нём.
Зимой высоко солнце ходит,
Не греет светом, слепит лишь.
Затишье белое в Природе,
В лесу пустом покоя тишь.


Открывайте глаза. Вот и очутились мы с вами в группе. Посмотрите, на коробочке Зимушка-зима оставила записку: «Ребята, спасибо еще раз, что пришли ко мне в гости. Я надеюсь, что вам понравилось наше путешествие. Пусть подарком от меня будет одна из цифр, с которыми вы сегодня играли в моём лесу. Вы увидите, что они необычные, снежные (сделаны из снежинок). Вы можете их украсить по-своему: можете раскрасить, можете украсить блёстками, можете украсить ватой или мишурой. До скорых встреч!». (Открываю коробку и показываю детям образцы украшений: цифры украшены блёстками, мишурой, ватой, раскрашены). Посмотрите, как красиво Зимушка-зима сама украсила цифры! Сейчас может каждый взять себе по одной цифре и украсить её дома с родителями или вечером в группе. (При выборе цифр задаю детям вопросы «Какую цифру ты взял(а)?», «Что обозначает эта цифра?», «Как ты будешь украшать цифру?», «Что расскажешь родителям?»).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект экологической беседы в детском саду в старшей группе: «Как звери зимуют» Экскурсия в зимний лес. Старшая группа Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе на тему «Встреча Конспект ОД по пластилинографии в детском саду в старшей группе по теме "Зимующие птицы. Снегирь"
Конспект занятия по математике в детском саду в старшей группе. Счёт в пределах 10 | Сценарий новогоднего вечера для студентов колледжа
Опубликовано: 497 дней назад (12 января 2021)
Просмотров: 2994
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!