Конспект занятия по математике для детей подготовительной группы. Решение задач
Конспект занятия по математике на тему: "Спасение Василисы Прекрасной"
Автор: Лиховидова Софья Михайловна. Должность, место работы: музыкальный руководитель, МБДОУ "Вёшенский центр развития ребенка - детский сад №2", станица Вёшенская, Ростовская область, Шолоховский район. Описание материала: конспект занятия по математике подготовлен для детей подготовительной группы. Непосредственная образовательная деятельность направлена на расширение знаний дошкольников и развитие умений и навыков в различных видах деятельности. Данный конспект может быть интересен как педагогам дошкольных образовательных организаций, так и студентам, обучающимся на специальности "Дошкольное образование". Группа: подготовительная. Цель: продолжать формировать математические представления при помощи решения задач. Образовательная задача: упражнять в решении арифметических задач на сложение и вычитание в пределах 10; совершенствовать навыки счета со сменой основания в пределах 20. Развивающая задача: способствовать развитию умения ориентироваться на листе бумаги; содействовать развитию логического мышления, памяти, внимания. Воспитательная задача: создать условия для воспитания интереса к математике; условия для воспитания дружеских отношений между детьми; условия для воспитания стремления оказать помощь своим товарищам. Демонстрационный материал: презентация «Путешествие по замку», 4 карточки с отпечатками ладошек, готовый образец с геометрическими фигурами. Раздаточный материал: цветные карандаши, листы бумаги, раскраски с изображением Василисы Прекрасной, счеты с цифрами и арифметическими знаками. Оборудование: музыкальное сопровождение для физминутки, магнитики на доску, волшебная палочка.
Ход НОД
Вводно-организационная часть, приветствие Воспитатель:(Приветствую детей, устанавливаю зрительный контакт, желаю всего доброго). Дети:(Психологическая готовность). Воспитатель: Ребята, когда я сегодня шла к вам и проходила мимо леса, сорока передала мне такие новости: злая баба Яга украла Василису Прекрасную и заточила в замке. Замок тот не простой, а волшебный - математический. И вызволить ее из этого замка могут лишь умные, добрые, смекалистые ребята, такие как мы с вами. Спасем Василису Прекрасную? Дети: Да! Воспитатель: Василиса находится в самой высокой башне замка, попасть в которую можно лишь, открыв 3 волшебные двери. А чтобы открыть эти двери, нужно выполнить задания. Замок находится очень далеко, и попасть в него нам поможет волшебная палочка. Сейчас мы произнесем математическое заклинание:
Раз, два, три, четыре, пять.
Треугольник, круг, квадрат.
Знак вопроса, минус, плюс,
В замок я перенесусь.
Расширение уже имеющихся представлений Воспитатель: Вот мы с вами возле замка (показываю презентацию: первый слайд). А вот и первая дверь (второй слайд). Посмотрите, здесь табличка с заданием – нужно ответить на вопросы, проявив смекалку. I часть «Математическая разминка» Воспитатель: Первый вопрос: ты, да я, да мы с тобой – сколько нас всего? Дети: Двое. Воспитатель: Верно! Второй вопрос: если курица стоит на одной ноге и весит 2кг, сколько будет весить курица, если она будет стоять на двух ногах? Дети: 2кг, так как вес курицы не изменится. Воспитатель: Правильно, молодцы! Третий вопрос: тройка лошадей пробежала 5км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? Дети: По 5, так как лошади бежали одновременно. Воспитатель: Верно, умнички. И последний вопрос: на столе лежало четыре яблока. Одно яблоко разрезали на 4 части. Сколько яблок на столе? Дети: 4, так как четыре части составляют одно целое яблоко. Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на все вопросы и смогли открыть первую дверь.
Теперь нам нужно открыть вторую дверь. Посмотрим, какое задание написано на табличке.
Практическая работа II часть «Зверюшкины загадки» Воспитатель: Чтобы открыть вторую дверь, нужно решить две задачи. Но прежде чем их решить, давайте вспомним, из каких частей состоит задача? Дети: Условие, вопрос, решение, ответ. Воспитатель: Верно, молодцы. Итак, первая задача:
Мама-ежиха нашла две свинушки,
Маленький ежик – четыре волнушки.
Сложили грибы возле дома ежи,
И ты их, пожалуйста, тоже сложи.
Какое условие данной задачи? Дети: Мама-ежиха нашла 2 гриба, а маленький ежик – 4. Воспитатель: Так, на какой вопрос задачи мы должны ответить? Дети: Сколько грибов положили возле дома ежи? Воспитатель: Верно. Теперь давайте составим решение. Присаживайтесь за столики. Перед вами лежат счеты. Составьте с их помощью решение задачи. Какое решение у вас получилось? Дети: 2+4=6. Воспитатель: Верно. Так сколько грибов положили ежи у дома? Дети: 6. Воспитатель: Молодцы, следующая задача:
Раз, два, три, четыре, пять…
Вышли зайцы погулять.
Двое зайцев потерялись.
Сколько до дому добрались?
Какое условие данной задачи? Дети: Вышли погулять 5 зайцев, двое потерялись. Воспитатель: Так, на какой вопрос задачи мы должны ответить? Дети: Сколько зайцев добрались до дому? Воспитатель: Верно. Составьте с помощью счетов решение. Какое решение у вас получилось? Дети: 5-2=3. Воспитатель: Верно! Так сколько зайцев добрались до дома? Дети: 2. Воспитатель: Молодцы, мы с вами открыли вторую дверь.
Динамическая пауза Воспитатель: Ребята, устали? Дети: Да! Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть. Давайте встанем в круг. (Провожу физминутку под музыкальное сопровождение)
Расширение уже имеющихся представлений Воспитатель: Вот мы с вами немного размялись. Итак, перед нами третья дверь, за которой находится Василиса. III часть «Пальчики-пятерки» Воспитатель: На этой двери находится кодовый замок. Нам необходимо узнать код. Чтобы его узнать, нам нужно сосчитать, сколько здесь ладошек. Давайте посчитаем. Дети: Одна, две, три, четыре. Воспитатель: Так сколько ладошек? Дети: Четыре. Воспитатель: Верно, а сколько пальчиков на каждой ладошке? Давай посчитаем. Дети: Один, два, три, четыре, пять. Воспитатель: Так сколько пальчиков на ладошке? Дети: Пять. Воспитатель: Правильно. А теперь давайте посчитаем все пальчики, но будем считать пятерками. Дети: Пять, десять, пятнадцать, двадцать. Воспитатель: Так сколько всего пальчиков? Дети: 20. Воспитатель: Правильно, молодцы! Мы узнали код от замка. Посмотрите, а вот и Василиса Прекрасная. Мы ее спасли! Давайте отпразднуем спасение Василисы и украсим замок шариками.
Практическая работа IV часть «Геометрические фигуры» Воспитатель: Присаживайтесь за столики. Перед вами лежат листы и карандаши разных цветов. Мы будем рисовать с вами шарики разных форм. Какие геометрические фигуры вы знаете? Дети: Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, овал. Воспитатель: Молодцы! Мы будем рисовать воздушные шары круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной и овальной формы. Итак, нарисуйте зеленым карандашом круглый воздушный шар в центре листа. В верхнем правом углу нарисуйте желтый треугольный воздушный шар. В левом верхнем углу нарисуйте красный квадратный воздушный шар. В правом нижнем углу нарисуйте синий овальный воздушный шар. В левом нижнем углу нарисуйте оранжевый прямоугольный воздушный шар. (Дети рисуют геометрические фигуры) Воспитатель:(Вывешиваю готовый образец) Посмотрите, так у вас получилось? Дети: Да! Воспитатель: Молодцы. Давайте Ваши листы повесим на доску, тем самым украсив замок.
Заключительная часть Воспитатель: Ребята, мы с вами спасли Василису Прекрасную! И теперь нам, как и ей, нужно вернуться домой. Давайте скажем волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять.
Треугольник, круг, квадрат.
Знак вопроса, минус, плюс,
Я домой переношусь.
Вот мы и в детском садике. Ребята, вам понравилось путешествие? Дети: Да! Воспитатель: Кому мы сегодня помогли? Дети: Василисе Прекрасной. Воспитатель: А как мы ей помогли? Дети: Мы открывали двери, решая разные задания. Воспитатель: Какие задания выполняли? Дети: Отвечали на вопросы, решали задачи, нашли код для последней двери. Воспитатель: Молодцы! Ребята, за то, что вы были такими храбрыми, отважными и добрыми, Василиса в знак благодарности оставила вам подарки (раздаю детям раскраски). Спасибо большое вам, ребята, мне было очень приятно поработать с вами!