Внеклассное мероприятие «Покормите птиц» с презентацией, 2 класс
Мероприятие во 2 классе, проведенное в рамках проекта «Покормите птиц"
Автор: Буковская Марина Юрьевна, учитель, ГКОУ «Школа-интернат № 39» город Нижний Новгород Описание: С наступлением зимних морозных дней птицам особенно трудно добывать себе корм, и они стараются держаться ближе к человеческому жилью.
Рядом с человеком птицам легче прокормиться, а человеку сложившаяся ситуация дает возможность для наблюдения за пернатыми, в том числе редкими особями, дает возможность их рассмотреть, изучить повадки. И самое важное - появляется почва для эмпатии, проявления таких личностных качеств как милосердие и сострадание.
Для того, чтобы рассказать нашим детям различные факты о зимующих птицах родного края, проведено данное мероприятие. Оно может заинтересовать коллег, учителей начальных классов, воспитателей дошкольных учебных заведений и тех, кто занимается экологией.
Данное мероприятие способствует развитию познавательной активности, формированию и развитию нравственных личностных качеств ребёнка, и дает возможность для проявления эмпатии, милосердия, сострадания к беззащитным и слабым. А привлечение к данному мероприятию родителей способствует укреплению внутрисемейных связей, формированию добрых семейных традиций, вызывает у детей чувство радости от общения с родными людьми.
Проявление заботы о «братьях наших меньших» приносит пользу не только пернатым, но и является значимой вехой в воспитании детей. Дети, через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают все больше и больше о птицах родного края, об их характерных особенностях, поведении, среде обитания. Учатся заботиться о пернатых, испытывают радость от осознания того, что, подкармливая птиц, может быть даже спасают их от гибели.
План мероприятия:
- Организационный момент, постановка проблемы
- Беседа о трудностях зимующих птиц
- Просмотр видеоролика
- Динамическая пауза
- Подведение итогов
- Организация выставки детских рисунков о зимующих птицах
- Изготовление совместно с родителями кормушек для птиц (задание обучающимся по включению в эко деятельность).
Цель:
- Формирование эмпатии, через соприкосновение с литературными произведениями и видеоматериалом о птицах.
- Привлечение внимания детей и взрослых к проблемам зимующих птиц, в целях облегчения для последних периода зимовки.
- Повышение уровня экологической активности населения Активизация творческой, познавательной, природоохранной инициативы жителей Нижегородской области, вовлечение их в природоохранную и эколого-просветительскую деятельность.
Задачи: Образовательные:
- Расширение кругозора обучающихся в результате наблюдения за окружающим природным миром;
- Формирование наблюдательности, умения отгадывать загадки;
- Закрепление знаний детей о зимующих птицах, и о роли человека в жизни зимующих птиц. Развивающие: Помощь воспитанникам в осознании необходимости сохранения мира природы и каждого её обитателя; Воспитательные:
- Способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в защите природы, заботиться о её обитателях.
- Способствовать вовлечению детей и родителей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц. Форма организации: групповая Оборудование: Мультимедийная установка (видеопроектор), презентация, видеоролик «Покормите птиц зимой», интерактивная игра. Присутствовали: 5 обучающихся (дети с ОВЗ), 25.11.2021
Ход мероприятия
Педагог: Педагог обращает внимание детей на то, что в городе во дворах жилых домов стало больше птиц. Почему? Ведь часть птиц улетела зимовать на юг. Ответы: разные варианты. Педагог: С наступлением холодов корма для птиц становится все меньше и меньше, спрятались насекомые, дует холодный ветер, снег заметает семена трав и деревьев, птицы нуждаются в нашей помощи.
Очень тяжело бедным птахам, замерзшим и голодным прокормиться, ведь остатки семян растений засыпаны толстым слоем снега, очень трудно найти птицам убежище от мороза и холодного, пронизывающего ветра, метели. И в это трудное время птицы стараются держаться поближе к человеческому жилью, как будто просят помощи у нас. «Мне холодно и голодно! Помоги мне, пожалуйста!» Вот почему их становится больше рядом с нами. Давайте, ребята, послушаем стихотворение Сергея Есенина «Поет, зима – аукает…»
Сергей Есенин «Поет, зима – аукает…»
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Педагог: Видите, ребята, как тяжело бедным птицам: «Воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна». Почему они прижались к окну? Ответы:
Они замерзли и хотят есть. Педагог: Да, они замерзли и проголодались, им нужна наша помощь. Замерзшие птахи прилетели к нам, людям, и мы должны помочь им пережить это холодное и голодное время. Что нужно сделать для того, чтобы помочь бедным птицам?
Сугробами засыпаны
Дома, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, голубь, воробей.
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки...
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое!»
Ответы:
Мы можем их покормить
Педагог: Правильно, мы должны их подкармливать. Для этого еще осенью многие люди, любящие птиц, заготавливали различные семена, собирали их в лесу. Ведь когда все вокруг укроет снег, птицам невозможно будет до этих семян добраться. Можно собирать красную рябину, ягоды калины и семена ясеня, которые жёлтыми кисточками висят на ветках, — эти семена очень любят снегири. Если попадётся репейник, то и репей годится, в нём тоже есть маленькие семечки. Зимой птицы за всё спасибо скажут. Ну и, конечно, то, что остается после наших завтраков, обедов, остатки пищи с нашего стола, тоже очень обрадуют пернатых. Для того, чтобы птицам было удобно есть, а нам удобнее их кормить, нужно изготовить, смастерить кормушки. Ведь если мы бросим корм на снег, то зернышки и семечки могут провалиться в него и затеряются. Можно приготовить кормушку из пластиковой бутылки или коробки, подвесив ее на бечевке к ветке дерева.
Кормушку сделаю для птиц.
Для воробьев и для синиц.
Пакет возьму от молока.
И дырки сделаю в боках.
Насыплю крошек и крупы.
Чтоб пировали воробьи.
Чтоб птички в гости прилетали.
И никогда не голодали.
Педагог демонстрирует с помощью мультимедийной установки тематический видеоролик с канала ютуб
После просмотра видеоролика проводится динамическая пауза. Детям предлагается поиграть.
Действующие лица – сова и птички. По сигналу «весна наступает - все оживает» птички разлетаются. На сигнал «зима наступает - все замирает» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривая тех, кто шевелится, и забирает в гнездо. Через 15-20 секунд сигналы чередуются.
После динамической паузы подводятся итоги мероприятия. Задаются следующие вопросы:
В какое время года птицам живется особенно трудно?
Как можно помочь птицам зимой?
Каких птиц называют зимующими?
Почему их так называют?
Каких зимующих птиц ты знаешь?
Дети с помощью загадок закрепляют представления о зимующих птицах:
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь)
Скачет бойко по дорожке,
Подбирает хлеба крошки,
Не боится голубей…
Что за птичка? (воробей)
Он на ветку шустро прыг…
Прокричал всем чик-чирик!
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут ее … (сорока)
Выносливая птица,
Усердно ищет корм,
И крошки подбирает,
Воркуя под окном. (голубь)
Черный, темноты темней,
Нету птиц его умней.
На высокой ели – вот он!
Это старый, мудрый… (ворон)
Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
А зовут её? (синичка)
Кто летает темной ночью,
И схватить мышонка хочет? (сова)
Педагог: Ребята, мы узнали о том, как трудно птицам живется зимой, давайте же не забывать об этом, будем всегда заботиться о пернатых друзьях:
Если начал птиц кормить – ты уж не бросай!
И пустой кормушку им, ты не оставляй!
Так доверчивы они – верят нам как дети!
Помни – ты их приручил! Ты за них в ответе!
После подведения итогов педагог предложил детям нарисовать понравившихся им зимующих птиц. Из получившихся работ была организована мини выставка: