Открытый урок в детской школе искусств на тему «Работа над музыкальными произведениями перед академическим концертом»
Автор: Гильманова Валентина Васильевна, преподаватель по классу баяна, аккордеона МБУ ДО «Детская школа искусств» горд Урай
Описание материала: Предлагаю конспект открытого урока по специальности на тему «Работа над музыкальными произведениями перед академическим концертом» для учащихся 3 класса детской школы искусств по классу баяна или аккордеона. Возраст учащихся 10 – 11 лет. Реализуемая образовательная программа - дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа.
Данный материал будет полезен преподавателям по специальности баян, аккордеон. Он направлен на развитие исполнительских навыков учащихся.
Конспект открытого урока на тему «Работа над музыкальными произведениями перед академическим концертом»
Интеграция образовательных областей: «Теория музыки», «Музыкальная литература».
Цель – показать различные методы работы над музыкальными произведениями перед академическим концертом.
Задачи:
Образовательные:
1. Работа над музыкальными образами, характером произведений.
2. Работа над динамическим развитием пьес.
3. Работа над ритмической устойчивостью исполнения пьес.
Развивающие:
1. Дальнейшее развитие музыкальных способностей учащегося – музыкального слуха, чувства ритма, координации движений, художественного образного мышления.
2. Дальнейшее развитие профессиональных навыков исполнения изучаемых музыкальных произведений.
Воспитывающие:
1. Воспитывать любовь к музыке и музыкальному исполнительству.
2. Воспитывать творческую инициативу и самостоятельность учащегося.
Оборудование к уроку:
Готово-выборный баян, пюпитр, стул, нотные учебники, планшет или компьютер.
Демонстративный материал (электронные иллюстрации):
Портрет И.С.Баха, танец Менуэт, казаки на Руси и в современное время.
Музыкальный материал:
И.С.Бах Менуэт соль минор
У.н.п. «Ехал казак за Дунай» обр. Аз. Иванова
Методические приемы: показ, беседа-диалог, анализ, рассматривание иллюстраций, исполнительская деятельность детей, подведение итогов.
Ход урока
1. Вводная часть (5 мин.)
Учитель: Музыканту, как спортсмену, необходимо подготовить свой исполнительский аппарат к работе над музыкальными произведениями. Для этого у музыкантов существуют различные упражнения. Я попрошу своего ученика сыграть гамму соль минор (натуральный, гармонический и мелодический вид) в 2 октавы, аккорды и арпеджио в этой тональности. Это поможет ему разогреть исполнительский аппарат и настроиться на тональный строй, аппликатуру музыкального произведения, над которыми мы будем работать далее.
Ученик исполняет гамму соль минор в 2 октавы на выборной системе. Аккорды и арпеджио в этой тональности.
Учитель: По программным требованиям в 3 классе в 1 полугодии на академическом концерте необходимо исполнить 2 музыкальных произведения, одно из которых полифония. Мы подготовили такие музыкальные произведения, которые покажем сегодня на уроке.
2. Основная часть ( 30 мин.)
И.С.Бах Менуэт соль минор
Ученик исполняет музыкальное произведение от начала до конца.
Учитель: Скажи, пожалуйста, кто автор этого музыкального произведения?
Ученик: И.С.Бах - великий немецкий композитор.
Учитель показывает портрет композитора и кратко рассказывает о нем.
И.С.Бах – выдающийся немецкий композитор, органист-виртуоз, музыкальный педагог. Он жил и творил более 300 лет назад. Его годы жизни 1685-1770. Непревзойденный мастер полифонии. Представитель эпохи барокко. За свою жизнь написал более 1000 музыкальных произведений во всех жанрах того времени, кроме оперы. Наряду с монументальными произведениями, написал немало пьес для детей.
Менуэт соль минор, одно из произведений для детей, написанное для клавира. Это полифоническое музыкальное произведение. Знаешь ли ты, что такое полифония?
Ученик: Полифония - это когда переплетаются мелодии в разных голосах.
Учитель: Правильно. Полифония (греч.) – это вид многоголосия, основанный на одновременном звучании двух и более мелодических линий или мелодических голосов. В Менуэте переплетаются 2 мелодии, изложенные в правой и левой руке. Сыграй, пожалуйста, эти мелодии отдельно каждой рукой. Обрати внимание на напевность исполнения, которая достигается legato и фразировку.
Ученик исполняет по нотам отдельно каждой рукой.
Учитель: Хорошо. Что ты можешь сказать о мелодиях в правой и левой руке, темпе исполнения, размере?
Ученик: В правой руке мелодия более выразительна, чем в левой руке. Пьеса играется не спеша, написана в размере 2/4.
Учитель: Правильно. А еще надо обратить внимание на то, что это танец.
Менуэт называют «королем танцев и танцем королей». Это французский танец, построенный на реверансах и поклонах. Танцевали Менуэт парами – дама и кавалер. Особенно сложной была партия кавалера. Он должен был элегантно снять шляпу, красиво переложить из руки в руку, снова красиво надеть. Пышные наряды танцующих предполагали медленные, торжественные движения. Поэтому Менуэт исполняли в спокойном темпе.
Таким образом, этот танец необходимо играть в спокойном темпе, метрически определенно.
Попробуем сыграть еще раз Менуэт двумя руками в спокойном темпе и танцевальном характере. Необходимо слушать мелодии в правой и левой руке, сохранять напевность их исполнения. Так же необходимо, обратить внимание на трех дольность метра, для этого выделять сильные доли.
Ученик исполняет музыкальное произведение от начала до конца.
Учитель: Молодец, справился. Чтобы танец звучал выразительно, необходимо продумать его динамическое развитие, показать кульминацию произведения. В нотном тексте указаны динамические оттенки. При исполнении их необходимо соблюдать. Какие динамические оттенки мы видим?
Ученик: 1 ч. играется не громко (mf). Средняя часть начинается тихо (p), затем усиливается звук (cresc.) до громкого (f) и к концу части постепенное затихание звука (dim.). Реприза играется не громко (mf).
Учитель: Правильно. Там где стоит форте (f) – это кульминация произведения – наивысший момент развития.
Сыграй еще раз эту пьесу. Проследи за выразительностью исполнения, за динамическим развитием, за кульминацией.
Ученик исполняет музыкальное произведение
Учитель: Молодец! Ты пытался играть выразительно, в танцевальном характере, с выделением сильной доли. Дома необходимо доработать, чтобы получалось более убедительно и уверенно.
2. У.н.п. «Ехал казак за Дунай» обр. Аз. Иванова
Ученик исполняет музыкальное произведение от начала до конца.
Учитель: «Ехал казак за Дунай» - это популярная украинская народная песня. Как ты думаешь, какая по характеру эта песня?
Ученик: Веселая.
Учитель: Если точнее, то шуточная песня. А ты знаешь, кто такие казаки?
Ученик: Это такие воины на коне.
Учитель показывает картинки с изображением казаков на Руси и современных казаков.
Учитель: Да, казаки - это такое военное сословие. Раз пьеса про военных, то она должна звучать бодро и, в то же время, шутливо. И размер здесь соответствующий - 2/4. В этой пьесе важно понимать не только характер исполнения, но и форму. Как ты думаешь, какая здесь форма?
Ученик: Есть тема и 2 вариации - это вариационная форма.
Учитель: Правильно, вся пьеса имеет вариационную форму.
Обрати внимание, что каждая часть тоже имеет определенное строение. В каждой части можно выделить фразы. Как ты думаешь, сколько фраз в теме, в 1 вариации и во 2 вариации?
Учитель заостряет внимание ученика на нотном тексте.
Ученик: В каждой части по 4 фразы.
Учитель: Правильно. А еще, 1,2, 4 фразы написаны в миноре. 3 фраза – в мажоре. Значит 3 фразу надо играть ярче, веселее.
Учитель показывает как надо исполнять тему.
Учитель: И так в каждой части - 3 фразу необходимо играть ярче. Она является «местной» кульминацией.
Учитель проходит с учеником отдельно тему, 1 вариацию, затем 2 вариацию, добиваясь более яркого исполнения 3 фразы.
Учитель: Чтобы было интересно слушать твое исполнение, необходимо продумать общее динамическое развитие в пьесе. А для этого давай вернемся к образу казака.
Тема – это характеристика казака, мы играем бодро и не громко (mf).
1 вариация – казак как бы «затаился», предлагаю играть тихо (p).
2 вариация – казак «смело скачет на коне», предлагаю сыграть громко (f). Кульминацией, самым громким местом всей пьесы является 3 фраза второй вариации.
Учитель показывает как надо исполнить кульминацию и просит ученика сыграть всю пьесу целиком, как он понял.
Ученик проигрывает всю пьесу с динамическими оттенками.
Учитель: Молодец. Ты старался прочувствовать характер исполнения и динамическое развитие. Дома надо будет доработать, чтобы получалось уверенно.
3. Заключительная часть (5 мин.).
Таким образом, чтобы успешно подготовить пьесы к академическому концерту, необходимо не только выучить нотный текст, соблюдать аппликатуру и смену меха, но и уметь передавать характер (музыкальный образ) пьесы, играть выразительно с динамическим развитием.
Задание на дом:
1. И.С.Бах Менуэт – играть в спокойном темпе, с ощущением 3-дольного метра, поработать над танцевальным характером пьесы, над динамическим развитием. Следить за напевностью исполнения мелодий в правой и левой руке.
2. У.н.п. «Ехал казак за Дунай» обр. Аз. Иванова – поработать над характером исполнения, над динамическим развитием пьесы в целом и внутри частей.
Список нотной литературы:
1. «Полифонические пьесы И.С.Баха и его сыновей», составитель Ю.Лихачев, «Композитор», 2003 г.
2. «Хрестоматия баяниста» младшие классы ДМШ, выпуск 1, составитель А. Крылоусов, «Музыка», 2013
Рекомендуем посмотреть:
Индивидуально-дифференцированный подход в обучении пению
Конспект открытого занятия вокального кружка в 1 классе
Конспект урока в ДШИ: Работа над звукоизвлечением на начальном этапе обучения в классе балалайки
Конспект урока по предмету музыкальный инструмент на тему: Разнообразие исполнительского материала н
Похожие статьи:
Сценарий выпускного вечера в музыкальной школе