Конспект ООД в подготовительной группе на тему «Кто такой изобретатель?»
Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Кто такой изобретатель?» в подготовительной группе с презентацией
Цель: Познакомить с творчеством человека – изобретателя Ивана Петровича Кулибина, обогатить знания детей о мире открытий и изобретений. Задачи: Образовательные:
Расширять кругозор детей о профессии изобретатель. Формировать представления детей о рукотворном и природном мире, что все в мире взаимосвязано. Упражнять в подборе синонимов к слову изобретатель (умелец, творец). Совершенствовать умения детей подбирать определения к существительному (изобретатель какой). Закреплять умение описывать предмет и угадывать предмет по описанию. Поддерживать у детей интерес к устному народному творчеству (пословицы, загадки, развивать их понимание, познакомить с башкирской народной пословицей. Развивающие:
Углубить знания детей об истории предметов, подвести к пониманию того, что человек постоянно стремился улучшить свои изобретения. Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность. Воспитательные:
Вызвать желание у детей исследовать и наблюдать мир природы. Побудить детей к пониманию того, что человек создал предметы для облегчения жизнедеятельности. Воспитывать уважительное отношение к природному и рукотворному миру. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие. Предварительная работа:
Познакомить детей с пословицами: «Дерево дорого плодами, а человек делами», «Умелые руки не знают скуки». Повторение физминуток: «Я – весёлый". Проигрывание игр: «Что на что похоже», «Определи выражение лица», «Каким был – каким стал». Использование элементов ТРИЗа «Что хорошо, а что плохо». Обсудить сходство и различия объектов природного и предметов рукотворного мира. Оборудование: ноутбук, проектор, презентация «Мастер, умелец и изобретатель – И. П. Кулибин», письмо от Незнайки, картинки (телефон, машина, фотоаппарат, плеер, картинки для игры «Что на что похоже» (Зонт, лист, пылесос, слон, кран, водопад, петух, будильник (часы, самолет, птица, кран, жираф, настольно-печатная игра ««Каким он был – каким он стал», Цифры на стульчики и на столы, мобильный телефон воспитателя, доска. План
1. Приветствие гостям. Пожелание доброго утра.
2. Письмо от Незнайки.
3. Беседа о понятии изобретатель (какой он).
4. Пословицы (2, обсуждение, башкирская пословица, обсуждение.)
5. Презентация о Кулибине.
6. Загадки об изобретениях Кулибина.
7. Физминутка «Что произойдет?»…
Вывод: и мы с вами можем изобретать.
8. Беседа «Чему человек научился у природы.
Вывод: природу надо любить, охранять и наблюдать.
9. Игра «Что на что похоже» (в парах).
10. Динамическая пауза «Я – веселый…»
11. Игра «Узнай по описанию» (телефон, машина, фотоаппарат, плеер). Вывод: Для чего человек придумывает эти предметы? – Чтобы облегчить жизнь и труд человека, сделать жизнь легче и веселее.
12. Игра «Каким он был – каким он стал» (по подгруппам)
Вывод: предмет меняется постоянно – подумайте, как этот предмет изменится в будущем.
- Кто вспомнит, о чем нас спрашивал Незнайка? (Ответы). Предложение отправить голосовой почтой ответ на письмо Незнайке по телефону. Включаю диктофон и записываю ответ детей на вопрос «Кто такой изобретатель?»
13. Игра-песенка «До свидания»
Ход занятия
1. Воспитатель: Сегодня к нам в детский сад пришли гости.
Гости дорогие, важные такие.
В группе здесь у нас сидят,
Строго так на нас глядят.
Вглядитесь в лица наших гостей.
Они действительно строгие и серьезные? Дети: Нет! Воспитатель: Нет? А какие? Попробуйте подобрать слова для определения выражения их лиц. Дети: Спокойные, улыбающиеся, внимательные, добрые, веселые, открытые… Воспитатель: И не строго, а с улыбкой
Очень теплой и простой
Гости нас встречают с вами,
Чем ответим? Дети: Доб-ро-той! Воспитатель: Давайте пожелаем гостям доброго утра.
Скажем вместе «Доброе утро!» (Пожелание детей).
2. У меня в руках письмо. Догадайтесь от кого. (Определение по голубой шляпе на конверте. Ответы детей.) «Дорогие ребята, помогите мне узнать, кто такой изобретатель» Незнайка. – Знаете ли вы, кто такой изобретатель? (Ответы детей).
3. Давайте вспомним, это было давным-давно, когда человек был очень близок к природе. Люди заметили, что есть животные и птицы, которые гораздо лучше человека видят, лучше слышат, лучше охотятся, и стали использовать эти способности. Человек начал придумывать и изобретать нужные и полезные предметы для себя и других людей и стал…. изобретателем!
Изобретатель – это такой же как и мы с вами человек, но только больше наблюдал, больше интересовался, думал и рассуждал.
Значит, он какой? (Наблюдательный, любознательный, заинтересованный, рассудительный, думающий).
Как можно по-другому назвать изобретателя, который может что-то сделать и у него получается? (Творческий человек, умелый человек, умелец, фантазер, мастер своего дела, человек-«золотые руки», молодец). Повтор новых слов другими детьми.
4. Какие пословицы вы знаете о мастерах?
- «Дерево дорого плодами, а человек – делами». Как вы понимаете эту пословицу?
- «Умелые руки не знают скуки». Объясните смысл этой пословицы.
Я знаю башкирскую пословицу «Умелый человек невозможное возможным сделает». Как понять эту пословицу? (То, что мы думали, что это невозможно, умельцы сделали для всех нас).
Например, как вы думаете, наши предки могли бы посчитать возможным увидеть картинку с маленького телевизора на большущем экране? (Нет).
Это называется проектор, он переносной, мобильный. Давайте присядем.
5. Сейчас мы с вами на проекторе посмотрим и познакомимся со знаменитым мастером, умельцем и изобретателем Иваном Петровичем Кулибиным. (Включаю проектор)
Слайд 1.
Иван Петрович Кулибин изобрел много умных технических устройств, механизмов. И хотя это было 200 лет тому назад, мы помним об этом человеке. Иван Петрович был из бедной семьи, с детства работал, был трудолюбивым, аккуратным и целеустремленным человеком. Над некоторыми изобретениями он работал в течении все своей жизни. Старался сделать их лучше т полезнее для людей. Он много знал, умел, всему учился самостоятельно, обращался за советами к ученым. Он оставил после себя добрую память и много замечательных изобретений.
Хотите узнать, что он изобрел?
Слайд 2.
Он изобрел удивительные часы размером с куриное яйцо, каждый час дверца в часах открывались, и золотые и серебряные куколки показывали театральное представление. Иван Кулибин подарил их царице Екатерине Второй, за это она забрала его в свои мастерские.
Слайд 3. Иван Кулибин придумал мощный прожектор – фонарь, где свет от пламени свечки увеличивался в много раз за счет маленьких кусочков зеркала. Таким фонарем освещали мастерские, маяки.
Слайд 4.
Одним из знаменитых изобретений была телега-самокатка, в которой использовались разные рычаги, двигатель, тормоза. В ней сидел человек и управлял самокаткой. Закрываю крышку проектора.
Другие его изобретения отгадайте из загадок:
1. Я весь день жужжу-жужжу, ветерком тебя стужу. (Вентилятор)
2. Этот конь не ест овса, Вместо ног два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем. (Велосипед)
3. Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит, И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Автомашина)
4. То снизу вверх, то сверху вниз Он целый день послушно ходит. Ты только к кнопке прикоснись – Он тут же сам к тебе подходит. (Лифт)
Вы еще познакомитесь с его другими изобретениями. Вот такой был замечательный изобретатель. Напомните, как его звали? Иван Петрович Кулибин.
7. Давайте тоже что-нибудь изобретем с помощью рук. Физминутка «Что произойдет?»
Подними ладошки выше и сложи над головой. Что же вышло? Вышла крыша. А под крышей – мы с тобой. (Дети складывают руки над головой). Подними ладошки выше, а потом сложи дугой. Кто же вышел? – Вышли гуси, вот один, а вот другой. (Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук). Подними ладошки выше и сложи перед собой. Что же вышло? Вышел мостик. Мостик крепкий и прямой. Сели на стульчики.
8. Чтобы научиться изобретать, мы должны научиться наблюдать за природой. Посмотрите на эти картинки (на проекторе). Включила - потом открыла крышку проектора.
1 картинка
Что придумал человек, глядя на летающих птиц?
Придумал диковинную птицу с неподвижными крыльями. Как называется Чудо-птица? (Самолет).
2 картинка
Что общего? (Могут летать). Чем отличаются? (Птица – живой мир, самолет – предметный мир, тело у птицы покрыто перьями, а самолет создан из железа, пластика).
Что хорошего в самолете, а что плохого? (+ Быстро перевозит людей, груз, летает над водой. – Надо большой разбег для взлета, не может летать в непогоду.)
3 картинка
Не может взлетать самолет с места, что придумал человек, глядя на полет стрекозы? Вертолет. Что общего? (Вертикальный взлет из-за формы предмета). Чем отличаются? (Стрекоза – живой мир, а вертолет – природный мир, у стрекозы крылья двигаются вверх-вниз, а у вертолета лопасти двигаются по кругу).
9. Дидактическая игра «Что на что похоже».
Предлагаю взять картинку со стола, найти пару с той - в которой есть что-то общее. Нужно объяснить свой выбор. Звучит музыкальное сопровождение.
Зонт – лист, пылесос – слон, кран – водопад, петух – будильник (часы, вертолет – стрекоза, кран – жираф). Составление предложений по образцу «Человек увидел лист и придумал зонт».
И таких примеров много. В природе можно найти много интересно, она остается мудрым учителем для человека. Природу надо любить и беречь, внимательно наблюдать и изучать.
10. Пальчиковая гимнастика «Я – веселый»(стоя)
Я веселый, сильный, смелый (загибаем пальцы на каждое действие)
Я все время занят делом,
Я не хнычу, не боюсь,
Быстро я всему учусь.
Я могу играть, скакать,
На луну могу слетать,
Я умелец, я творец
И вообще я молодец!
Поставить доску
11. Изобретатели придумали много разных предметов, которые мы сейчас используем дома и на работе. А для чего они нужны человеку? Чтобы облегчить жизнь и труд человека, сделать ее веселее и радостнее.
Поиграем в игру "Узнай по описанию"
Ребенку предлагаю взять картинку в руки, не показывая ее детям, дать определение предмета, не называя предмет.
- Аппарат, для связи друг с другом, для того, чтобы можно было разговаривать на расстоянии – телефон.
- Наземный транспорт, который помогает быстро передвигаться – машина.
- Предмет, который фотографирует – фотоаппарат.
- Предмет, с помощью которого люди слушают музыку – плеер.
12. Посмотрите на свои цифры на стульчиках и подойдите к столу с такой же цифрой. Сейчас будем работать по подгруппам за этими столами. Задание в подгруппе: собрать пазлы предметов «Что было сначала, что потом», договориться, кто будет рассказать об истории развития этого предмета.
1. История развития фотоаппарата: - аппарат с объективом, вместо вспышки поджигали горючее вещество, фотографии были черно-белыми; - появились первые цветные фотографии, проявка и печать занимали много времени; - «Мыльницы»; - Цифровые фотоаппараты. Воспитатель: Подумайте, как этот предмет изменится в будущем? Предположения детей.
2. История развития машины:
- одноместная трехколесная телега с паровым котлом; - двухместный самодвижущий экипаж на трех колесах с бензиновым двигателем; - двигатели стали мощнее, появились резиновые надувные шины, появились спортивные гоночные машины; - Современные машины с бензиновым, электрическим и водородным двигателями. Воспитатель: Подумайте, как этот предмет изменится в будущем?
3. История развития плеера:
- граммофон; - патефон; - магнитофон; - плеер. Воспитатель: Подумайте, как этот предмет изменится в будущем?
4. История развития телефона:
- телефон, с которого надо было позвонить на телефонную станцию, чтобы соединили; - дисковый круглый телефон; - телефоны стали кнопочные, появился автоответчик, определитель номера, громкая связь; - мобильный телефон. Воспитатель: Кто вспомнит, о чем нас спрашивал Незнайка? (Кто такой изобретатель) А давайте ему отправим голосовой почтой ответ на его вопрос. Включу диктофон, а вы скажите, кто такой изобретатель. (Идет запись на диктофон).
13. Игра – песня «До свидания»
Хорошо мы занимались (хлопают в ладоши)
И немного баловались!
Песенку сейчас споем
И на улицу пойдем!
Всем гостям на прощанье (машут)
Мы помашем, до свиданья!
Презентация на тему: Мастер, умелец и изобретатель – Иван Петрович Кулибин