Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста
Золотая пора детства связана, прежде всего, с играми. Дети начинают играть очень рано. Уже шести-семи месячные малютки при помощи взрослых могут играть в «Ладушки» и другие простейшие игры. Не случайно народная педагогика создала для малышей такие прибаутки и присказки, как «Сорока-ворона», «Коза рогатая».
Игры детей дошкольного возраста богач и разнообразнее по содержанию и всё больше приобретают коллективный характер. В ходе игры создаются наиболее благоприятные условия для развития всех сторон личности ребёнка, в том числе для воспитания волевых процессов, развития памяти, речи и мышления. Игра для детей является не просто забавой. В игре ребёнок познаёт жизнь. Играя он познаёт цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, изучает растения, животных, окружающую жизнь взрослых. В играх изучение жизни протекает в доступной и увлекательной для детей форме.
Игры детей дошкольного возраста очень разнообразны. Несмотря на это многообразие, их можно разделить на две большие группы. Одни игры создаются самими детьми; другие созданы заранее и имеют готовое содержание и определённые правила. Первые называются творческими играми, а вторые – игры с правилами. Однако их нельзя противопоставлять друг другу. Все игры детей основываются на самостоятельной деятельности; многие начинаются, протекают и заканчиваются по собственному желанию детей.
Остановимся на характеристике игр, которые получили наибольшее развитие в педагогической практике. К таким играм относятся: творческие, подвижные и дидактические игры.
Творческие игры
Тематика этих игр разнообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов и так далее. В этих играх чаще всего внимание детей привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей. Однако родители всегда должны помнить, что без знакомства с окружающим, без чтения доступных детям книг, рассказов, сказок, стихотворений, без внимания и заботы о правильном и разумном развитии детей – их игры будут бедными по содержанию. Такие игры не могут двигать вперёд физическое, нравственное и умственное развитие ребёнка.
Творческие игры оказывают большое влияние на всестороннее развитие дошкольников. В них создаются наиболее благоприятные условия для развития наблюдательности, внимания, памяти, воображения и речи. Исполнение роли особенно в коллективных играх, ставит детей в сложные условия, требующие волевого напряжения, уменья управлять свои поведением и находить средства для преодоления возникающих препятствий.
Подвижные игры
Подвижные игры являются любимыми играми всех детей дошкольного возраста. В этих играх дети лучше всего удовлетворяют свою потребность в движении. Хотя подвижные игры и связаны преимущественно с физическим развитием детей, но они оказывают так, же плодотворное влияние на все стороны личности ребёнка, в том числе, но его умственное и нравственное развитие.
Задача родителей всячески поддерживать инициативу детей, находчивость и уменье преодолевать препятствия. Систематическое проведение подвижных игр укрепляет у детей все органы тела, развивает скелет и мышцы, улучшается их осанка. Подвижные игры повышают выносливость дошкольников, закаляют их. Вместе с тем подвижные игры учат точнее воспринимать окружающие явления, лучше определять расстояние, быстро оценивать обстановку и принимать практическое решение.
Дидактические игры
Дидактические игры преследуют, прежде всего, образовательные цели, они служат для развития знаний об окружающей действительности. В этих играх дети получают знания о формах предметов, о различных цветах, о сравнительных величинах и так далее. Под руководством взрослого в дидактических играх у ребёнка развиваются органы чувств, его восприятия становятся более точными, развивается внимание и логическое мышление.
Рекомендуем посмотреть:
Игровые технологии в детском саду
Игротерапия для дошкольников
Опыт работы воспитателя ДОУ. Сюжетно-ролевые игры
Воспитание дружеских отношений в игре. Консультация для родителей
Похожие статьи:
Влияние игры на развитие ребенка дошкольного возраста
Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Психология