Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольниками, имеющими речевые нарушения

Из опыта работы воспитателя ДОУ. Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми, имеющими речевые нарушения
В настоящее время актуальной является проблема развития речи детей. Это связано с тем, что с каждым годом увеличивается число детей, имеющих речевые нарушения. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и имеет комбинированную форму: одновременно нарушается речь, ориентирование в пространстве, развитие высших психических функций, общая и мелкая моторика, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Одним из методов, активно разрабатываемых в последнее время и применяемых в коррекционной работе дошкольниками, имеющими различные нарушения речи, является сказка. Как известно, сказка для любого ребенка является маленькой жизнью полной ярких красок и приключений. В процессе восприятия сказки ребенок осваивает реальность через переживания героев.
Сказкотерапия оказывает положительное влияние не только на развитие личности ребенка, но и на его речевое развитие.
Выделяют элементы сказкотерапии:
- превращение занятия в сказочный сюжет;
- привлечение к занятию сказочного героя;
- употребление фрагментов из сказок;
- придумывание сказок
В процессе работы над сказками происходит обогащение словарного запаса, автоматизация звуков, а также введение этих звуков в самостоятельную речь. В работе над текстом сказки ребенок учится пересказывать, придумывать, осуществлять поиск ответов на вопросы, анализировать текст, что в свою очередь способствует развитию связной речи.
В своей работе можно использовать составить нечто вроде сравнительной таблицы по жанрам сказок и целям проективных занятий со сказками:
1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личности каждого ребенка, затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются.
2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом.
3. «Почему герой так поступил?» - то есть более активная работа с текстом, где обсуждение поведения и мотивов персонажа служит поводом к обсуждению ценностей и поведения человека. Вводятся оценки и критерии «хорошо» — «плохо».
4. Проигрывание эпизодов сказки. Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции, способствует развитию связной речи, использование различных приемов театральной деятельности.
5. Использование сказки как притчи-нравоучения, подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.
6. Переделка или творческая работа по мотивам сказки. Считается, что такая работа полезна, так как сочиняя или переделывая сказку у ребенка включаются все познавательные процессы, а также способствует развитию всех компонентов речи.
В итоге применения сказкотерапии, как эффективного метода для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.
Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.
Литература
1. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 208 с. — (Программа развития).
2. Статья из цикла «Психодиагностика и коррекция в сказкотерапии» Татьяна ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА, доктор психологических наук, ректор Санкт-Петербургского института сказкотерапии, Дмитрий КУДЗИЛОВ, проректор по научно-методической работе СПбИС. - Т. Зинкевич-Евстигнеева // Школьный психолог. - 2004. - N 1. - С.16-19.

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка по сказкотерапии Сказкотерапия для детей 5-8 лет Сказкотерапия с песком Сказкотерапия для малышей раннего возраста

Похожие статьи:

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы. Домашние животные и их детеныши
Опубликовано: 1684 дня назад (13 апреля 2020)
Просмотров: 546
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!