Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Из опыта работы педагога дополнительного образования. Самоуправление

Самоуправление, как способ социализации ребенка
В последние десятилетия проблема социализации детей и молодежи, поиск образовательного пространства для единого процесса социализации подрастающего поколения и непрерывного развития личности в новых социокультурных условиях являются актуальными вопросами педагогической науки и практики.

В ходе своего выступления я отвечу на следующие вопросы и озвучу значимые термины, которые считаю важными для заявленной темы:
- Что такое социализация
- Агенты социализации (институты)
- Социальный статус ребенка
- Социальная роль ребенка
- Процесс социализации посредством участия в самоуправлении УДО
- Вывод

Современная наука рассматривает социализацию как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, проявляющего следующие качества:
- самостоятельность,
- инициативность,
- исполнительность,
- ответственность.

Проще говоря, социализация - это путь от полной беспомощности к принятию на себя ответственности и усвоение социальных норм, принятых в конкретном обществе. Именно в процессе социализации человек становится личностью.
Принимая во внимание факт существования Конвенции о правах ребенка, ученые уходят от термина социализация из-за пассивного участия ребенка в данном процессе. Поэтому на сегодняшний день грамотно говорить социология детства, так как при учитывании мнения ребенка происходит коррекция норм при передачи знаний от поколения к поколению.

Агентами или институтами социализации выступают:
- семья (первичный институт)
- школа
- друзья
- кружки
- социальные сети
- и другие

Место человека в обществе, которое определяет его круг прав и обязанностей - это социальный статус.
Став членом самоуправления (именно такой социальный статус приобретают дети) у ребят появляется возможность реализовать новую для себя социальную роль - отвечать на запросы обучающихся, реализовывать свои идеи, взаимодействовать с администрацией учреждения, делать обучение в учреждении дополнительного образования лучше и комфортнее.

Самоуправление, как особое пространство для самореализации детей, возникает, когда в объединении есть сфера общих интересов, выделяется предмет совместной деятельности, определяются ее цели, организуется их реализация, проектируется комплекс совместных действий, проводится поэтапный их анализ, осуществляется коррекция социального поведения и деятельности.

Специфика самоуправления в учреждении дополнительного образования находится в прямой зависимости от социального заказа на самореализацию личности. Такой заказ самоуправление в учреждении дополнительного образования получает непосредственно от ребенка и родителей. В отличие от общеобразовательного учреждения, в дополнительном образовании участники самоуправления имеют большие возможности в выборе содержания образования, организации, различных методов и форм его реализации.

В пространстве самоуправления в учреждении дополнительного образования школьник реализует себя не только в деятельности, но и в процессе общения с другими людьми, можно сказать: чем шире и разумнее организовано общение детей с окружающими людьми, тем эффективнее воспитательное влияние самоуправления.

Как показывает анализ опыта работы учреждений дополнительного образования, навыки решения социально-значимых проблем школьники более эффективно осваивают в ходе реальной деятельности, когда дети сами участвуют в организации различных мероприятий, акций, проектов.

Например, в учреждении дополнительного образования может реализоваться проект, посвященный 75-летию победы в ВОВ, он может включать в себя просмотр военных фильмов, литературные и тематические вечера, конкурсы и направлен на сохранение преемственности поколений и другие цели.
Дети могут придумывать новые формы мероприятий, как автоквест.
Взаимодействие ребят чаще всего происходит посредством общения в социальной сети.Поэтому они могут вести свои группы, создавать каналы и делиться своими идеями со сверстниками в электронном виде.
Очень актуальна на сегодняшний день тема защиты окружающей среды. Можно привлечь ребят к организации экологической акции по раздельному сбору мусора.
Подобные мероприятия могут проходить во всех образовательных учреждениях, важно мотивировать и создать условия для Совета учащихся.

Обобщая опыт, можно предположить, что успешная социализация детей в условиях самоуправления в учреждении дополнительного образования детей обеспечивается через реализацию таких путей и средств, как активное взаимодействие детей друг с другом, с педагогами и администрацией, создание единой информационной среды. Осознание важности процесса социологии детства всеми членами коллектива дополнительного образования, а именно всех педагогов, ведет к практическому применению высокого потенциала в развитии всех сфер деятельности учреждения.

Рекомендуем посмотреть:

Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании. Из опыта работы Эффективные формы работы педагога дополнительного образования с родителями Сотрудничество с родителями в системе дополнительного образования Конспект занятия в дополнительном образовании. Уличный танец Хип-хоп
Сценарий конкурса авторской песни в Доме культуры
Опубликовано: 1451 день назад (29 апреля 2020)
Просмотров: 1032
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Виктория # 29 апреля 2020 в 15:55 0
Актуальная тема, сейчас многие дети не знают, чем себя занять и тупят в экранах. Важно их сооргантзовать. У них всегда интересные идеи для новых мероприятий, вот где вдохновение!
Зульфия # 29 апреля 2020 в 18:22 0
Интересная статья, многим детям сейчас нужен пример правильных действий и тут как раз развёрнуто описано как это сделать. Спасибо, возьму на заметку
Ольга Николаевна # 29 апреля 2020 в 18:41 0
Здравствуйте, Алёна Николаевна! Готовлюсь к педсовету и искала материал по теме, как раз на вашу статью наткнулась. Материал как раз к моему выступлению. Сейчас все в дистант переводим, онлайн конкурсы, мероприятия. Надеюсь не растеряем активных ребят Успехов Вам