Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Организация работы с одаренными детьми, обучающимися по направлению шахматы

Из опыта работы. Организация работы с одаренными детьми, обучающимися по направлению шахматы
Авторы: Стяжкин Вячеслав Николаевич, педагог дополнительного образования и Стяжкина Ольга Михайловна, педагог дополнительного образования, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом творчества «Измайловский» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Вопросами одаренности детей занимались многие российские и зарубежные психологи, и на сегодняшний день существует множество определений понятия «одаренный ребенок» и критериев выявления таких детей. Шахматами занимаются дети, обладающие интеллектуальной одаренностью или в редких случаях шахматной одаренностью. Шахматная одаренность – это специфическая умственная одаренность, связанная с мощной, но узкоспециализированной зоной нашего мозга, которая может каким-то образом приводиться в действие в раннем детстве и развиваться независимо от психики в целом. Проявление шахматной одаренности выражается, например, в способности «видеть» доску и анализировать позицию в уме уже в детстве. При этом наличие доски с расставленной позицией только мешает такому ребенку, и он предпочитает думать над ходом несмотря на доску. Но такие чисто шахматные способности встречаются крайне редко. Есть еще дети с интеллектуальной одаренностью, проявляющейся в способности к обучению игре в шахматы.

В Государственном бюджетном учреждении дополнительного образования Доме творчества «Измайловский» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга авторами реализуется дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Шахматный клуб», рассчитанная на 8 лет обучения. Практика показывает, что дети, проявляющие одаренность в шахматах обладают логико-математическими способностями выше среднего уровня, способны на креативные решения задач и показывают более высокие спортивные результаты. Выполнение разрядных требований у таких детей идет с заметным опережением. Этих детей мы разделяем на две группы: способных и одаренных.

Способным ребенком считается учащийся, спортивные результаты которого удовлетворяют хотя бы одному из нижеперечисленных показателей:
- выполнение спортивного разряда, на более раннем году обучения, чем это предусмотрено программой (для детей 6-9 лет);
- победитель или призер (1, 2, 3 место) первенства района (для детей 6-8 лет).

К одаренным детям относятся многократные победители или призеры официальных соревнований городского, всероссийского или международного уровней.

Диагностика по выявлению одаренных детей основывается на начальном этапе в первую очередь на педагогических наблюдениях. Одаренные дети в направлении «шахматы» обладают хорошей памятью и быстро запоминают учебный материал, умеют логично мыслить, принимают нестандартные решения. С детьми, проявившими такие способности, проводится тестирование по трем диагностическим методикам: методике «Нарисуй человека» Гудинафа-Хариса для измерения уровня интеллектуального развития детей, методике «Интеллектуальный портрет» (автор А.И. Савенков) и методике «Карта одаренности» (автор А.И. Савенков).

С 2016 года Федерацией шахмат России был введен обсчет российского рейтинга для всех шахматистов-граждан Российской Федерации. Российский рейтинг любого шахматиста стал рассчитываться по результатам участия в российских и международных соревнованиях, на основании данных турниров, внесенных в автоматизированную систему расчета. С 2017 года в Единой всероссийской спортивной классификации по виду спорта «шахматы» произошли изменения в содержании разрядных норм, требований и условий их выполнения: присвоение разрядов стало осуществляться на основе действующей рейтинговой системы. С 2018 года была изменена система допуска в официальные городские и всероссийские соревнования.

За годы работы авторами создана эффективная система выявления, поддержки способных и одаренных детей.
1. Для обеспечения возможности участия в официальных соревнованиях и выполнения спортивных разрядов все учащиеся проходят регистрацию в Федерации шахмат России и получают идентификационный номер.

2. Для выявления способных учащихся в виду спорта «шахматы» создана система соревнований, включающая в себя квалификационные турниры в соответствии с рейтингом, серия турниров Гран-при по блицу, турниры семейных команд, турниры, посвященные памятным датам, организовано участие в районных соревнованиях (первенство района в 6 возрастных группах, традиционные соревнования в каникулярное время). Все соревнования проводятся с применением специальной судейской программы SwissManager и подаются на обсчет российского рейтинга. Вся информация об изменении рейтинга игрока и результатах участия в соревнованиях находится в открытом доступе на сайте Федерации шахмат России в разделе «ЭШФ/Рейтинг». Такая система организации соревнований позволяет выявлять одаренных учащихся и создает условия для их самореализации.

3. Для создания условий для самореализации одаренных учащихся и возможности предъявления результатов обучения на международном уровне в учреждении реализуется международный образовательный проект «Шахматы – путь к успеху». В рамках проекта осуществляется международное сотрудничество Шахматного клуба Дома творчества «Измайловский» с шахматными клубами и спортивными организациями других стран: Международным шахматным союзом, спортивным клуб «Yoda balta» (Литва), международной шахматной школой «Interchess» (Чехия), спортивным клубом «Maletaht» (Эстония), шахматным клубом «Веселин Топалов» (Болгария), Рижской шахматной федерацией, Литовской федерацией шахмат.

В рамках соглашения о сотрудничестве в сфере образования организуется участие учащихся в международных соревнованиях, проводятся товарищеские матчи, совместные учебно-тренировочные сборы, мастер-классы ведущих тренеров и педагогов, культурная программа, Сотрудничество с зарубежными шахматными клубами и школами дает возможность учащимся выезжать на международные соревнования и создает условия для обмена опытом работы и пропаганде шахмат, способствует установлению добрососедских отношений и созданию развивающей среды для одаренных детей.

Результатом такого взаимодействия является то, что ежегодно учащиеся становятся победителями и призерами международных соревнований. Команда шахматного клуба Дома творчества «Измайловский» – победитель международных турниров в Словакии и Чехии, Интерконтинентального чемпионата в США. Наши учащиеся побеждали на международных турнирах в России, США, Швеции, Нидерландах, Эстонии, Болгарии, Финляндии, Литве и Латвии. Среди них – чемпионка мира по быстрым шахматам Мутина София; чемпион Европы в составе юношеской сборной России, лауреат международного конкурса талантливой молодежи «Звезда Прометея» Эмдин Марк, чемпион Санкт-Петербурга, лауреат международного конкурса талантливой молодежи «Звезда Прометея» Широков Александр, призер первенства Европы среди школьников, лауреат международного конкурса талантливой молодежи «Звезда Прометея» Воробьева Екатерина.

4. В ходе обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Шахматный клуб» учащиеся 5. по виду спорта «шахматы», квалификационными требованиями к спортивным судьям, судейской документацией, судейскими компьютерными программами. Учащиеся, успешно освоившие программу и сдавшие квалификационный зачет, могут получить судейскую категории «Юный судья» (с 14 лет) и «Спортивный судья 3 категории» (с 16 лет) и приобрести профессию (специальность) «Спортивный судья по виду спорта «Шахматы» (номер-код вида спорта 0880012511Я).

Для организации сдачи квалификационного зачета в Доме творчества «Измайловский» совместно с Комитетом по физической культуре и спорту и региональной общественной организацией «Спортивная федерация шахмат» ежегодно проводится судейский семинар для спортивных судей по виду спорта «шахматы», руководителем и лектором которого является Стяжкин В.Н. (спортивный судья Всероссийской категории, международный арбитр, лектор ФШР). С 2017 года в судейских семинарах приняло участие 10 учащихся Стяжкина В.Н.

Для организации судейской практики по согласованию с РОО «Спортивная федерация шахмат Санкт-Петербурга» с 2018 учебного года учащиеся Стяжкина В.Н. в качестве стажеров судят районные соревнования, а с 2019 года привлечены к судейству городских соревнований.

За три последних года 4 учащимся Стяжкина В.Н. приказом Комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга была присвоена квалификация «Спортивный судья 3 категории» по виду спорта «шахматы», 5 учащихся получили категорию «Юный судья».

5. Для мотивационной поддержки способных и одаренных учащихся педагогом создана система поощрения таких детей. Ежегодно, учащиеся, показавшие высокие результаты в обучении и достижения в соревнованиях различного уровня, награждаются специальными дипломами:
• победители и призеры районных соревнований - дипломами «Мушкетер шахматного королевства»;
• победители и призеры городских соревнований - дипломами «Лейтенант шахматного королевства»;
• победители и призеры соревнований всероссийского и международного уровней – «Королевским дипломом».

В конце учебного года в учебных группах проходят чествование победителей. На родительских собраниях, посвященным итогам учебного года, отмечаются заслуги родителей в воспитании одаренных детей.

6. При реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматный клуб» предусматривается построение индивидуального маршрута обучения для одаренных учащихся.

Многолетний опыт реализации программы показывает, что при достижении юными шахматистами серьезных спортивных успехов (выполнение 1-2 разряда, участие в соревнованиях городского уровня и выше) занятия с ними следует проводить углублено. Для этого на 5-8 годах обучения возможно проведение занятий с элементами индивидуального обучения. При этом обучение становится профессионально-ориентированным и призвано помочь юному шахматисту в определении своего будущего. Учащемуся рекомендуется наиболее подходящий к его стилю дебютный репертуар и разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.
Основания для создания индивидуального образовательного маршрута представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Основания для создания индивидуального образовательного маршрута
№№ Задачи Практические навыки и умения Ожидаемые результаты
2 1 Построение индивидуального дебютного репертуара Изучение новых дебютных вариантов и дебютов Повышение спортивной квалификации и российского рейтинга ФШР
22 Совершенствование знаний о психологической и волевой подготовке, углубление знаний по приёмам самоконтроля Углубление знаний о работе опытных психологов в достижении полного самоконтроля Исключение «срывов» во время соревнований
33 Развитие креативных способностей Решение нетиповых заданий Создание красивых шахматных комбинаций в партиях
44 Совершенствование индивидуальных навыков разыгрывания технических позиций Углубление знаний по овладению приёмами и отработка практических навыков при разыгрывании эндшпиля. Скорость принятия решений в турнирных партиях при разыгрывании сложного эндшпиля.

7. В период подготовки и участия учащихся в городских, всероссийских и международных соревнованиях используются элементы дистанционного обучения: с помощью интернет технологий проводится индивидуальная подготовка к соперникам. Для организации дистанционного взаимодействия с учащимися используется многофункциональный мессенджер Discord, позволяющий устанавливать видеосвязь и осуществлять трансляцию учебного материала на компьютер (ноутбук, смартфон) учащегося.

В связи с большой нагрузкой на одаренных учащихся и неравномерностью ее распределения организация игровой практики осуществляется зачастую дистанционно, используя игровые шахматные порталы chessking и lichess на которых играются тематические учебные партии в удобном для учащихся режиме.
Такая организация образовательного процесса позволяет максимально учитывать индивидуальные образовательные возможности и потребности детей и дает широкий выбор содержания, форм, темпов и уровней проведения занятий.
Скачать Организация работы с одаренными детьми, обучающимися по направлению шахматы

Рекомендуем посмотреть:

Игра в шахматы для детей 6-7 лет. Определение способностей Индивидуальная программа развития одаренного ребенка в начальной школе. Образец Особенности развития личности младших школьников с гармоничным и дисгармоничным типами одаренности

Похожие статьи:

Методика диагностики общей одаренности «Интеллектуальный портрет» А. И. Савенкова

Опубликовано: 739 дней назад (11 мая 2020)
Просмотров: 1037
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!