Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок Победы для школьников 8-11 классов с презентацией

Конспект с презентацией. Урок Победы на тему «Они внесли свой вклад в Победу: дети осажденного Севастополя». Классный час для 8-11 классов
Урок Победы, посвященный 75-ой годовщине со дня освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков
Тема: «Они внесли свой вклад в Победу: дети осажденного Севастополя»
Цель проведения Урока Победы:
- раскрыть историю героической обороны, стойкой оккупации и освобождения нашего города
- раскрыть проблему тяжелого положения детей и подростков во время оккупации Севастополя 1942-1944 гг
- формирование патриотизма,
- воспитание у школьников чувства гордости за свою Родину, за свой город, за свой народ и героические страницы истории России;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества.
Задачи проведения Урока Победы:
1. Донести до понимания учащимися роли и значения Великой Победы для судеб граждан РФ и всего человечества, а также места Российской Федерации в современном мире как правопреемницы СССР - страны победительницы в Великой Отечественной войны и во Второй мировой.
2. Способствовать осмыслению школьниками таких духовно нравственных категорий, как Родина-мать, историческая память, юные защитники, а также уважение к памяти павших за Родину, ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание.
3. Формировать такие духовно-нравственные ценности, как чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу нашего народа, как взрослого населения, так юных тружеников, нравственный долг перед ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, ощущение общности исторической судьбы народов России.
4. Формировать у обучающихся неприятие идей и практик расового, этнического, религиозного, политического превосходства, человеконенавистнических идеологий в контексте юбилея Великой Победы.
5. Воспитывать тесную семейно-родственную связь, взаимосвязь региональной и этнокультурной идентичности обучающихся на ярких примерах, связанных с историей нашего города.
Ожидаемые результаты проведения Урока Победы ориентированы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
Личностные результаты:
- формирование патриотизма как духовно-нравственной категории, как основы национального самосознания гражданина РФ, осмысление Великой Победы как значимого события в жизни всего народа, мощного фактора его единства;
- воспитание российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности школьников на основе осознания принадлежности к общности победителей в Великой Отечественной войне; - воспитание чувства гордости за свою город и свою страну, за жителей и детей осажденного Севастополя, вынесший на своих плечах тяжесть военного времени, за героические страницы истории России;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Метапредметные результаты образования:
- умение находить, сопоставлять и критически оценивать информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.); - применение различных способов решения проблем творческого и поискового характера, в том числе в группе и команде; - умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео
- и графическим сопровождением, в том числе в форме презентаций; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- умение вступать в коммуникацию со взрослыми в целях получения информации, участия в деятельности общественных организаций, выполнения учебно-практических задач.
Предметные результаты образования:
- знание основных вех истории оккупации нашего города , к контексте Великой Отечественной войны;
- умение приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов своих сверстниках во имя свободы и независимости города Севастополя и всей Родины;
- способность противодействовать попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны, которые осуществляются в интересах антироссийской пропаганды;
- проявление творческих задатков, способностей и навыков социального проектирования у детей, подростков и молодежи на основе работы с материалами по региональной истории Великой Отечественной войны.
Форма организации деятельности детей: классный час в виде устного журнала для старшеклассников
Предварительная подготовка: репетиция с помощниками из класса. Заранее необходимо подобрать аудиозаписи и подготовить видеоряд из различных документальных фильмов и видеоинтервью с ветеранами-детьми жителями оккупационного Севастополя. Ребята получают задание собрать сведения о своих родных, коренных жителях - участниках военных событий (ветеранах, тружениках тыла, детях войны)
Оформление кабинета: место проведения классного часа необходимо накануне празднично украсить цветами, плакатами. На доске висят изображения различных памятников, посвященных детям –войны, установленных в разных уголка нашей Родины, плакат «Родина-мать», листовки и шифровки из личных архивов приглашенных ветеранов Великой Отечественной Войны и цифры 1941-1945, свеча.
Ход мероприятия
Действующее лицо Содержание мероприятия Сопровождение (музыка, видеоряд, презентация)
Глава 1
Хроника
Учитель: Добрый день, уважаемые гости, коллеги и учащиеся. Вместо традиционного объявления темы нашего сегодняшнего устного журнала, я хочу продемонстрировать кадры из кинофильма «Жила-была девочка» (1944 г.) Трансляция отрывка из драмы «Жила-была девочка» (1944г.)

Учитель: Я думаю, вы догадались о чем сегодня пойдет речь?
(нелегкая судьба выпала на долю детей, перенесших наравне со взрослыми все тяготы войны)
Выступление учащихся
Ученик 1: Сегодня мы собрались отметить невероятно важное и значимое событие не только для нашего города, но и для всей страны – 75 годовщину со дня полного освобождения Севастополя от фашистских захватчиков. И наша встреча посвящена всем жителям Севастополя, пережившим эти страшные дни, отстоявшим свой родной и любимый город, и тем, кто не дожил до этого долгожданного светлого дня.
Ученик 2: Даже сейчас, когда давно смолкли залпы войны, продолжается борьба – в наших сердцах и душах. Борьба между памятью и забвением, когда мы становимся свидетелями, как пытаются переписать нашу историю заново, пытаются умалить значение нашей страны в общей победе, и как стараются уничтожить память о войне, выраженную в памятниках и обелисках.
Слайд 1
«Тема устного журнала»
Музыка - Г.Ф.Гендель «Сарабанда» (звучит приглушенно)
Чтецы учащиеся
«Город-воин» Е. Сушко.
Ты первым встретил грозный час войны,
Когда ещё и Киев не бомбили,
Когда к священным рубежам страны,
По-волчьи крадучись, фашисты подходили.
Флот в три пятнадцать морем артогня
Сорвал коварный замысел блицкрига,
И с этого печальнейшего дня
Истории войны ведётся книга…
Слайд 2
Фотографии второй обороны Севастополя 1941-1942
Учащиеся
Ученик 1: И вот наступило лето 1941 года. -22 июня 1941 года на нашу Родину напали фашистские захватчики. Началась Великая Отечественная война, которая длилась 4 года от рук фашистов погибло более 27 миллионов граждан Советского Союза. На защиту Родины встали и патриоты-севастопольцы.
Ученик 2: В дни героической обороны Севастополя на защиту города вместе со взрослыми встали и дети. Они участвовали в строительстве оборонительных сооружений, собирали металлолом и бутылки для изготовления зажигательных смесей. Дети помогали в госпиталях, выступали с концертами перед ранеными, поднимали их боевой дух, стирали бельё, строили укрепления, оборудовали убежища, следили за светомаскировкой города, шили и вязали для бойцов Красной Армии.
Ученик 1: С началом обороны Севастополя в штольнях Инкермана, в пещерах разместились госпитали и предприятия, школы и детские сады, кинотеатры и магазины. После того, как фашисты вошли в разрушенный город, в нём ещё оставались мирные жители и дети, которые не смогли эвакуироваться из Севастополя.
Ученик 2:
То, что видели, что пережили дети осажденного Севастополя, осталось в их памяти на всю жизнь. В своих бесхитростных воспоминаниях они восстанавливают отдельные эпизоды обороны нашего города, дни его оккупации фашистами. Судьба была безжалостна к мальчишкам и девчонкам, к их родителем. Разруха. Потери. Голод. Страх… Самой большой надеждой была надежда на победу. Самым большим счастьем — остаться в живых. Им повезло. Они выжили. Сегодня в городе проживает менее 1000 жителей осажденного Севастополя, которые пережили вместе с нашим городом все ужасы войны.

Просмотр фрагментов документального фильма «Великая Война» серия 3

Музыкальный фон Руденко «Увертюра Война и мир»
слайд 3,4
фотографии детей осажденного Севастополя

Глава 2
Очевидцы
Учащиеся
Ученик 3:
ЛЕПЕШКИ, ПАХНУЩИЕ КЕРОСИНОМ
Когда началась Великая Отечественная война, отец ушел на фронт, а мама осталась с тремя маленькими детьми: я — 1936 г. рождения, брат — 1939 г. и в ноябре 1941 г. родилась сестричка. Трудно и страшно вспоминать, что мы пережили. В детской памяти остались горящее небо, страшный гул самолетов, огромное количество прожекторов, освещающих самолеты, бесконечные взрывы бомб и снарядов.
В июне 1942 г., когда немцы стали ожесточенно бомбить город, нам было приказано идти в бомбоубежище на ул. Портовую (напротив холодильника и железнодорожного вокзала). Пришли мы туда ночью и поселились прямо у двери. Помню очень длинное и темное помещение, где-то далеко светились огоньки от свечки и каких-то ламп. Вход в бомбоубежище был один с очень низкими двумя параллельными дверями, между которыми стояли ведра для туалета. В помещении было сыро, душно, страшно хотелось пить и кушать. В бомбоубежище в основном были женщины с детьми и старики. В поисках воды, пищи и с целью узнать, что же происходит в городе, родители выходили только ночью. Но принесенной воды до следующего вечера не хватало.
Помню, как загорелось здание городского холодильника. Старики, женщины, в том числе и моя мама, пошли ночью, чтобы из огня добыть хоть что-то из продуктов. За старшую и няньку в нашей семье осталась я. Как мы плакали и ждали возвращения мамы! И сколько было радости у мамы, когда она принесла немного муки, из которой впоследствии с добавлением травы пекли лепешки с сильным запахом керосина. Запах керосина я помнила очень долго, он стоял где-то в горле.
Город бомбили, не переставая, днем и ночью. Взорвавшейся бомбой вход в бомбоубежище был завален, и мы остались без воды, без еды и не знали, что происходит в городе, слышны были только взрывы бомб и снарядов. Все говорили: как только придут немцы, нас расстреляют. Сколько дней и ночей мы так сидели, я не помню. Но вот нас стали раскапывать, раздались страшный стук в дверь прикладами автоматов и чужая речь. В город вошли немцы. В бомбоубежище ворвались первыми румыны-грабители и стали потрошить узлы, чемоданы, забирали, у кого было, золото, драгоценности и все ценное. Потом ворвались немцы, искали партизан и приказали выходить всем из убежища.
Узкая дорожка от двери бомбоубежища была превращена в груды камней, по обе стороны стояли немецкие автоматчики, а мы проходили один за другим. Мама несла на руках маленькую сестренку и узелок с мукой, пахнущей керосином, а за ее подол с одной и другой стороны держались я и братик.
Из проходящих немцы отбирали молодых девочек и евреев. Люди плакали, кричали, раздавалась автоматная стрельба, кого-то расстреливали. Маму ударили прикладом автомата по голове, и она упала. Нас подобрала старушка, проживающая на спуске Котовского, у нее чудом уцелел домик, где она нас и приютила. Вот тогда мы и ели эти лепешки, пахнущие керосином. Они казались нам такими вкусными!
Лариса Туева.

Ученик 4:
ИХ ВЕЛИ К СТАДИОНУ. РАССТРЕЛИВАТЬ
Мы жили на улице Частника. Я помню тот день, когда рано утром к стадиону шли с вещами евреи и крымчаки. Их всех собрали на стадионе, а потом куда-то вывели. Говорили, что их всех расстреляли. Еще мне, как мальчишке, помнится случай, когда мы пошли в сад за абрикосами. А немцы нас избили. Еле ноги унесли.
В. Бутенко.

НАМ ТАК ХОТЕЛОСЬ ХАМСЫ
Я — коренной севастополец в третьем поколении. Вся наша семья еще с довоенных лет читала "Маяк Коммуны", а теперь — "Славу Севастополя". Когда началась война, все мальчишки с нашей улицы, кому было 18, кому и не было, бросились в военкомат. Нас, мальцов, понятно, не взяли.
Мы жили на ул. Гусева, 17, в 50 метрах от местонахождения голубиной почты (в районе ул. Частника). Это была давняя, знаменитая и, как говорили, единственная на весь Союз голубиная почта. Находилась она в ведении моряков, которые время от времени забирали чемоданчики с гнездами для закольцованных голубей и куда-то с ними уезжали.
Фашисты задались целью уничтожить голубиную почту. Вероятно, через диверсантов они узнали ее местонахождение, и однажды два немецких самолета стали кружить над нашим районом. Они бомбили, сыпали зажигательные бомбы в таком количестве, что эти зажигалки попадали не только на голубиную почту, которую они в результате сожгли дотла, но и на людей. Так попала зажигалка в нашего соседа Плискачева Г.Г. Три зажигалки упали на наш домик, две пробили крышу и загорелись на чердаке. У нас уже был опыт, как их тушить: нас, мальчишек учили этому делу и мы не боялись, вот почему с двумя зажигалками мы быстро справились, а третья попала в пристройку. В этой пристройке были дрова, уголь, старая мебель, приготовленная на сжигание, там стояла бочка с засоленной хамсой. Зажигалка как раз и угодила в эту бочку. Мы этого не знали и потому долго и безуспешно искали ее.
И только через несколько дней, когда мы хотели открыть бочку с хамсой (голодуха была), вместо рыбы обнаружили закоксованный уголь. Вот такое было дело.
А. Гиляров.

Ученик 5:
"НЕ ПЛАЧЬ, — СКАЗАЛА МАМА, — ЭТО ТВОЙ ПАПА"
Когда началась война, мне было девять месяцев, еще не умела ходить. Со слов родителей знаю, что до войны мы жили на Корабельной стороне, папа работал на заводе им. Серго Орджоникидзе в литейном цехе. В октябре завод эвакуировали и папу забрали на фронт. Мама, я и мой старший братик 1938 года рождения переехали к маминым родителям в пос. Бартеньевка.
Бабушка Соня и дедушка Ваня обосновались в подвале, т.к. дом был разрушен. Так и жили большой семьей. Днем взрослые уходили в госпиталь на Учкуевке помогать медперсоналу. Дедушка играл на гитаре, развлекал раненых, а также был отличным сапожником, шил рукавицы и тапочки для раненых и медперсонала. Мама хорошо пела. Раненые хоть на пять минут забывали ужасы войны.
Мама рассказывала, что, когда немцы вошли в Севастополь, город как будто замер, все живое затаилось, но после минутного молчания раздались крики, стоны — это немцы выгоняли людей из укрытий, орали и пинали винтовками. Женщины с маленькими детьми на руках бежали в разные стороны, кто падал, тот уже не мог встать, его убивали. Наша семья выжила. Спасибо маме, она сохранила меня и моего брата.
Потом мы встретили освобождение и своего папу, он вернулся домой в апреле 1945 г. Я помню его приезд: вошел во двор солдат в длинной шинели, сапогах и за спиной рюкзак. Увидев незнакомца, я заплакала. Мама сказала: "Не плачь, это твой папа". Началась мирная жизнь, наша семья увеличивалась, появились на свет еще два братика — Павел и Виктор — и сестричка Любочка. В 1952 году мама получила медаль "Мать-героиня", т.к. у нас было пятеро детей. Я очень счастлива, что у меня есть трое братьев и сестричка Любочка.
Е.Савина (Бережная).

Ученик 6:
ВОДА БЫЛА ВСЯ В КРОВИ
Я, Дремух Зинаида Филипповна (Котолупенко), год рождения — 1933-й. Проживала в г. Инкермане, когда началась война. Папу призвали на фронт, так как он служил в кавалерии Буденного и был коммунистом. Мама в период обороны Севастополя работала в воинской части полковника Горпищенко. Мои сестры тоже помогали. Я вместе с ними шила рукавицы для бойцов из одеял. У нас было две бочки соленых огурцов и помидоров, которые я с сестрами носила на Сахарную Головку. Там нас ждали солдаты Красной Армии. Когда уже закончились соленья, мы даже носили им рассол. Потом уже было нельзя оставаться, и полковник Горпищенко сказал маме, чтобы мы перебрались в штольню. Там мы были без еды и воды, ноги у нас пухли. Немцы так бомбили, что земля содрогалась под ногами, не было минуты, чтобы мы могли вздохнуть.
А когда немцы вошли в Севастополь, нас стали выгонять из штольни. На всю оставшуюся жизнь я запомнила, как они держали в руках наганы и кричали. У нас не было сил, нас всех согнали за колючую проволоку. Потом разрешили набрать воды, но она была вся в крови. Кругом были трупы. Было очень страшно жить при фашистах. Так как мой папа был коммунистом, нашлись предатели, которые донесли немцам. Мама нас ночью увела, и мы добрались до Севастополя, жили, где только могли: в подвалах и сараях, так прожили до освобождения города. После того как наши войска освободили Севастополь, мама работала в органах НКВД. А я в 1951 г. поступила в типографию "Флага Родины", была наборщицей газеты и проработала до 1983 года — до пенсии.

Слайд 5,6,7
Реальные фото ветеранов-детей оккупационного Севастополя, от имени которых ведется повествование
Д.Д. Шостакович – Симфония «Ленинградская»

Глава 3
Приглашенные очевидцы
Учитель:
А на нашем мероприятии присутствуют гости – ветераны-дети войны, непосредственные очевидцы тех ужасных событий оккупации Севастополя 1941-1942гг и освобождения Севастополя в мае 1944 года
Выступление гостей, вручение цветов
Презентация, слайд 8-10
С фамилиями, именами и отчествами, заслугами выступающих


Глава 4
Мальчики
Ученик 1:
Еще одной трагической страницей осажденного Севастополя – это история 56 школьников-ваших ровестников.
По исторической справке, выданной «Национальным музеем героической обороны и освобождения Севастополя», в августе-сентябре 1941 года, по согласованию с горкомом ВКП(б), в Севастопольский и Балаклавский партизанские отряды были направлены 56 школьников 14-17 лет, выразивших добровольное желание с оружием в руках встать на защиту своей Родины! Из них 41 человек погибли в боях, 9 пропали без вести, 2 умерли от голода и 4 вернулись в Севастополь. Зачисление в партизанские формирования такой большой группы юных патриотов, не достигших призывного возраста, было единственным и уникальным во всей истории Великой отечественной войне.

Ученик 2:
Сегодня мы хотим увековечить память 56 школьников-партизан. Наша инициативная группа разработала Боевой листок в память о юных севастопольцах-партизанах, которые мы развесим в микрорайоне нашей школы.

Ученик 1:
Почтим же память минутой молчания юных героев, погибших за счастье и свободу Родины, за счастливое детство на нашей планете.

Просмотр отрывка из документального фильма «Мальчики»
Севастополь, Севастопольский партизанский отряд, девятьсот дней в горах, мальчики, крымские партизаны, Фильм Евгения Мельничука, Михаила Томенко...

Слайд 11
Боевой листок
Звучит метроном


Глава 5
Заключительная
Учитель: Но это еще не все. Также ребята из нашего класса объявляют конкурс среди учащихся ПОКА нашей школы на лучший макет памятника, который бы увековечил все тяготы военной жизни детей, подростков и молодежи в осажденном и оккупационном Севастополе.
Спасибо за внимание!
Скачать Урок Победы. Классный час для 8-11 классов
Презентация на тему: 75 лет освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков

Рекомендуем посмотреть:

Беседа ко Дню Победы, 8 - 11 класс Мероприятие в библиотеке ко Дню Победы для старшеклассников. Устный журнал "Пензенские писатели-фрон Виртуальная экскурсия для школьников «Партизаны Великой Отечественной войны» Литературный вечер к 9 мая - Дню Победы для старшеклассников. Сценарий с презентацией

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие ко Дню Победы для старшеклассников. Великая Победа

Конкурс военно-патриотической песни в школе к 9 мая для школьников старших классов

Театрализованный пролог на 9 мая. Сценарий

Викторина к 9 мая для школьников с ответами. Культура и искусство

Урок финансовой грамотности в 5 классе с презентацией
Опубликовано: 1634 дня назад (1 июня 2020)
Просмотров: 3657
0
Голосов: 0
Наталья Анатольевна Тертычная # 7 июня 2020 в 13:19 +1
Материал содержательный и в то же время интересный.Очень значима роль воспоминаний.Спасибо за сценарий.