Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Мероприятие в библиотеке ко Дню Победы для старшеклассников. Устный журнал "Пензенские писатели-фронтовики"

Устный журнал к 9 мая в библиотеке «Пензенские писатели-фронтовики» для учащихся старших классов и студентов высших и средних учебных заведений.
Вступление
Приближается знаменательная дата – 75 лет Победы над фашистской Германией. Великая Отечественная война – самое великое и самое, пожалуй, трагическое событие в истории российского государства, летопись беспримерного мужества и самоотверженности.
День Победы – это действительно великий праздник со слезами на глазах. Слезы радости и гордости 9 мая смешиваются со слезами горечи и потерь.
Отдавая дань памяти погибшим фронтовикам, ушедшим из жизни ветеранам, чествуя ныне здравствующих, мы понимаем: это благодаря их мужеству на передовой и героическому труду в тылу была достигнута Победа.
Мы восхищаемся ратным мужеством наших земляков. В годы Великой Отечественной войны многие пензенские литераторы находились в действующей армии. С первых дней войны на фронте работал военкором Николай Михайлович Почивалин, не обошли стороной вражеские осколки поэта и прозаика Алексея Ивановича Карасева. Война явилась тяжелым испытанием и для писателя Василия Степановича Стенькина. С фронта раненым вернулся Николай Иванович Катков. Свою первую книгу «Песни про войну» выпустила в Пензенском издательстве Александра Петровна Анисимова. Совсем юношей участвовал в войне поэт Владимир Застрожный.
Проникновенно рассказывают о войне и о Великой Победе пензенские поэты-фронтовики – Александр Сазонов, Владимир Застрожный, Николай Катков, Василий Зайцев…
А поэт, журналист, фронтовик Георгий Крылов в стихотворении «Победитель» так написал о простом российском солдате:
Как легенда, как источник жизни
В честь Победы нашей, погляди!
Он стоит – солдат моей Отчизны,
Прижимая девочку к груди

Через мертвых городов руины,
Сквозь огонь врагом сожженных сел,
От Москвы до самого Берлина
Он четыре страшных года шел

Били с ног свинцовые метели
Сердце рвал истерзанный металл
Сто смертей его не одолели
Погибал и снова воскресал!

Он за мир и честь родной державы
Шел вперед под орудийный гром
Расправлялись крылья нашей славы
Над Невой, над Волгой, над Днепром!

А потом по долгу и по праву
Он входил как верный друг и брат
В Будапешт и в Прагу, и в Варшаву
В Бухарест, Софию и Белград

Победил на майском он рассвете,
Выполняя Родины приказ
И не только девочку вот эту –
Всю Европу он от рабства спас!

Тема Великой Отечественной войны – одна из самых важных в творчестве многих пензенских поэтов разных поколений. У каждого из них свой собственный подход к ее осмыслению и раскрытию. Пензенские поэты А. И. Карасев, Н. И. Катков и Н. М. Почивалин были непосредственными участниками военных событий. Поэтому в их стихах ярко отражена суровая «окопная правда» и сохранились конкретные детали, хорошо знакомые фронтовикам. Именно это придает им особую достоверность. Давайте подробнее остановимся на жизни и творчестве писателей-фронтовиков, гордости Пензенской земли.
Катков Николай Иванович (1923-2001 гг.)
Поэт, прозаик, член Союза писателей СССР (1957), заслуженный работник культуры РСФСР. Участник Великой Отечественной войны.
Николай Иванович Катков родился 14 декабря 1923 года в селе Бутурлинка (ныне улица г. Кузнецка) Кузнецкого уезда Саратовской губернии в семье рабочего.
Окончил школу в 1941 году и был призван в армию. В 1942 году окончил Пензенское противотанковое артиллерийское училище, после чего его направили на фронт, где Катков воевал сначала командиром взвода, затем командиром противотанковой батареи. Участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками в составе войск Центрального, Западного, 3-го Белорусского фронтов. В 1944 году Катков был тяжело ранен. В результате чего демобилизовался и вернулся в Кузнецк, стал работать военруком в дошкольном педагогическом училище.
В 1953 году Катков выпустил свою первую книгу под названием «Моя звезда».
Н. И. Катков был редактором заводской многотиражки «Металлист» в Кузнецке, заместителем редактора областной газеты «Молодой ленинец», редактором Пензенского книжного издательства и альманаха «Земля родная», ответственным секретарем Пензенской писательской организации (1958-1984), редактором журнала «Сура».
Скончался поэт 13 апреля 2001 года. За свою жизнь был удостоен наград за военные и трудовые заслуги: орденами Отечественной войны первой степени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», Ленинской юбилейной и другими медалями, получил «Знак Почета» за сатиру и юмор, звание заслуженного работника культуры РСФСР.
Известен как сатирик (прозаик и баснописец). Изображал такие отрицательные явления жизни, как бюрократизм, разгильдяйство и др. За сатиру и юмор болгарский город Габрово удостоил Н. И. Каткова «Почетного знака». Повесть «Если ты не вернешься…» трижды переиздавалась в Пензе (1962, 1965 и 1983 годах).
Яркая образность отличает стихотворение Н.И. Каткова «Наступление».
Поэту, как живописцу-баталисту, удалось создать зримую картину начала наступления, когда «Громовый гул качается по фронту,
Бьют артполки, в лощинах дым стеля,
Клубится черный шквал по горизонту.
Столбами к небу прыгает земля».
Запоминается смелая метафора, ставшая подлинной находкой автора:
Гвардейские рокочут минометы,
Пуская золотые веера.
Выразительны эпитеты, искусно подобранные поэтом-фронтовиком: «ветра железные», «стебли оробевших трав». Афористично звучит концовка стихотворения: «Бушуют смерчи раскаленной стали,
Глуша, сметая, наповал разя.
Мы столько смерти на врага послали,
Что в жизнь не верить нам нельзя!»
Это четверостишие выражает основную идею стихотворения с помощью характерного для поэта приема антитезы, когда такие понятия, как смерть и жизнь, осмысляются по-новому.
Звучит стихотворение Н. Каткова « Наступление»

Карасёв Алексей Иванович (1910-1980 гг.)
Карасёв Алексей Иванович (21 марта 1910 года, село Корсаевка, Чембарского уезда, Пензенской губернии (ныне Белинского района, Пензенской области) – 21 июля 1980 года, Пенза). Прозаик, поэт, член Союза писателей СССР (1939). Родился в крестьянской семье. В 1930 окончил Саранский педагогический техникум; работал учителем, трудился на журналистском поприще. Писать стихи начал рано, в 10-12 лет. Первые стихи опубликовал в 1930 году в периодических изданиях Саранска, Самары, Москвы. Во время службы в Красной Армии на Дальнем Востоке печатал свои произведения в газете «Тихоокеанский комсомолец». Наряду со стихотворными произведениями публиковал и художественную прозу. Первый сборник рассказов на мокша-мордовском языке – «Чуднай сад» («Чудный сад», 1939). В 1940 году отдельной книгой выпущены поэтические произведения - «Стихи и поэмы». Не переставал писать и в годы Великой Отечественной войны. Участник войны, дважды тяжело ранен. После войны сотрудничал в разных редакциях, преподавал в школе, работал на строительстве Саранской ТЭЦ. В Саранске на мокша-мордовском языке были опубликованы сборники его рассказов «Цераня» («Мальчик»). Удачен рассказ «Иван Казаринов» (1946). Автор умело использует художественные детали, способствующие точной передаче напряжённости обстановки. В повествование вошло много событий, но они не оставляют впечатления рассеянного света, ибо всё пережито самим героем и глубоко раскрывает его внутренний мир, главные черты характера человека-патриота. В 1947 году была издана драматическая повесть «Минь улеме солдатт» («Мы были солдатами»). Послевоенное творчество посвящено современной тематике. Земля и ее люди – так коротко можно определить тему произведений Алексея Карасева. Его герои – простые люди, труженики, создающие все земные богатства – материальные и духовные. Много стихов посвящено прекрасной природе средней полосы России, пензенскому краю. Карасёв проявил себя не только как поэт, но и как интересный прозаик. В 1961 г. Пензенское издательство выпустило сборник рассказов и повестей «Стешина сирень».
В 1956 г. там же вышел сборник стихов «В краю дубрав». Публиковался в журнале «Мокша», альманахе «Литературная Мордовия».
С 1957 г. жил в Пензе, где публиковались его новые книги.
Стихи Алексея Карасева очень похожи на их создателя. Они внешне не броски, не наряжены в модные одежды, дабы обратить на себя внимание читателя. И все-таки поэт мастерски владел всеми известными изобразительными средствами. Язык его стихотворений, поэм, прозаических произведений народен в лучшем понимании этого слова. Карасеву была присуща удивительная черта: в самом, казалось бы, незначительном, будничном он умел подмечать то, что поражает своей неповторимостью и значимостью. Преклонение перед вечной красотой жизни – вот что, пожалуй, и составляет главное достоинство его поэзии.
Звучит стихотворение Алексея Карасева.

Почивалин Николай Михайлович (1921-1988 гг.)
Почивалин Николай Михайлович (7 апреля 1921 года, село Баничи, Глуховского района, Черниговской области, Украина – 25 января 1988 года, Пенза). Поэт, прозаик, очеркист, член Союза Журналистов СССР, член Союза Писателей СССР. Родился в семье лесничего. В 1928 семья переехала в село Поспеловка, Пензенской губернии – место, которое сам Николай Михайлович считал своей родиной. Учился в Кузнецкой средней школе. Первые стихи и рассказы опубликованы в кузнецкой городской газете. Закончив десятилетку, начал работать в этой же газете литературным сотрудником. Газетную работу любил беззаветно, она стала его профессией. В годы Великой Отечественной войны сотрудник в армейской печати. После войны работал на строительстве московского метро, затем были годы газетной работы в Казахстане и Сибири, публиковался в областных и республиканских газетах.
С 1953 года Н. М. Почивалин начал работать как профессиональный литератор.
Первые книги: «Счастье» (1951), «Простые люди» (1951), «Сибирская тетрадь» (1954).
Первая крупная повесть «Юность» (1954) – о военных журналистах, во многом автобиографична. Всего у Почивалина вышло 60 книг. Повесть «После зимы» (1958) переведена на венгерский язык, «Летят наши годы» (1963) – на болгарский.
Много произведений писатель посвятил войне. Свои воспоминания и всю боль он раскрывает в книге «А война все грохочет», в многочисленных стихах. К примеру, символический образ природной стихии становится ключевым в стихотворении «Гроза». Тема мести фашистским агрессорам раскрывается автором с помощью яркой и выразительной метафоры: «Пылая, злобствуя, сжигая, сверкала русская гроза!»
28 июня 2012 года была открыта мемориальная доска писателю Николаю Михайловичу Почивалину. Установлена она на доме, где жил и творил известный пензенский мастер пера в доме №72 по улице Володарского.

Современные писатели пензенской земли – сыновья и внуки фронтовиков. Это поэты, члены Пензенского отделения Союза писателей России В. Агапов, В. Бахарев, Г. Горланов, В. Давыдов, Д. Злобина, В. Иванов, В. Кельх, М. Кириллов, Ю. Кузнецов, Н. Куленко, Ф. Ракушин, О. Савин, А. Сазонов, В. Самсонов, Ю. Самсонов, М. Смирнова, В. Сухов, Л. Терехина, Б. Шигин, Г. Штурмин, Л. Яшина.
В стихотворении Владимира Бахарева «Единение» рассказывается о том, как по завещанию маршала В. И. Чуйкова его похоронили на Мамаевом кургане. Так после своей смерти легендарный командующий 62-й армией, защищавший Сталинград, «В курган, как в мавзолей, навеки
С погибшими бойцами лег».
Нельзя не отметить переклички этих строк с широко известным четверостишием С. Орлова из стихотворения «Его зарыли в шар земной», написанного еще в 1944 году: «Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей».
Создавая стихи на военную тему, многие пензенские поэты избрали жанр баллады. Это не случайно, а вполне объяснимо. Ведь в основе многих стихов есть определенный сюжет, связанный с трагическими событиями, в которых раскрывается характер героя. Так, например, Геннадий Горланов назвал свое стихотворение «Баллада о памяти». Именно из нее составитель антологии О. М. Савин взял строчку для названия всего четвертого раздела.
Процитируем это выразительное в художественном отношении четверостишие полностью:
Павших в тех сраженьях не оплакать…
Хоть давно привыкли к тишине,
Но горит
Наш вечный пламень – память,
Память о погибших на войне.
Автор «Баллады о памяти», обращаясь к новым поколениям, убедительно доказывает, что «память о героях павших» должна жить в сердцах их детей и внуков.
«Разговор с отцом» - так назвал свою поэму А. А. Сазонов, рассказав о нелегкой судьбе своего отца, участника Великой Отечественной. Память о детстве, опаленном военным лихолетьем, во многом определяет жанровое своеобразие этой лиро-эпической поэмы. Голос автора привлекает проникновенной искренностью и исповедальностью. Центральным становится эпизод встречи отца и сына: «Я встречал тебя с фронта (Германии – крышка!).
Посредине России – меж двух деревень
Мы бежали друг к другу – солдат и мальчишка.
Ты меня подхватил на виду всей земли.
И смеялось, и плакалось – были причины!
А потом по селу рука об руку шли
Мы, войну пережившие, - оба мужчины».
Долгожданная встреча изображается поэтом крупным планом. Кинематографический прием придает этой сцене особую художественную выразительность. Детское восприятие выделяет самые значимые детали. Отец присылает домой посылку с фронта: «со свастикой черной фашистское знамя». Солдат-победитель, держа за руку сына, возвращается домой, а на пороге «вместо тряпки валялся паучий штандарт».
Финальная сцена обретает глубокий символический смысл: «Мы ступили на тряпку и вытерли ноги».
Поэт Николай Куленко принадлежит поколению «подранков». Его отец погиб на войне, а мальчишке пришлось вынести весь ужас фашистской оккупации.
Одно из самых пронзительных стихотворений - «Алешка» - Николай Куленко посвятил памяти умершего брата. В нем рассказано о голодном военном детстве, когда в холодной хате дети «дивились молча сухарю». Страдание детей отражено через емкие и выразительные детали. Описание куска засохшего хлеба помогает понять мучительное чувство голода. Такое нельзя придумать. Это нужно самому пережить.
Сухарь был чуть продолговатый,
Продольно вытянут, как брус,
Покрытый плесенною ватой
И сладкий, видимо, на вкус.

Я отдавал его Алешке,
Как бинт от раны отрывал,
Потом смотрел, как брат по крошке
Сухарь тот медленно жевал.
Поэт находит очень точное по смыслу сравнение, которое отдается болью в душах читателей.
Суровая память о Великой Отечественной войне находит отражение и в стихотворении Н. Куленко «К Мамаеву кургану». Оно представляет собой своеобразный диалог лирического героя с курганом. Этот художественный прием олицетворения помогает автору создать выразительные образы – символы народной доблести:
Ты стоишь, курган, над рекой святой,
Где врагов своих сокрушил.
Ты скажи, курган, отчего седой?
- Горе родины пережил…
Над тобой, курган, днем и ночью тишь,
Только слышится плеск реки.
Ты скажи, курган, отчего молчишь?
- Спят дивизии и полки…
Твой высокий меч – мирных зорь исток,
На весь мир горит он в лучах.
Ты скажи, курган, отчего высок?
- Слава Родины на плечах...
Выразительно в художественном отношении стихотворение Бориса Шигина «Не пьяный сабантуй, не пир среди чумы», которое достоверно передает мысли и чувства солдата Великой Отечественной, идущего в смертный бой:
Дойдешь ли до села, откуда в бой ушел,
Накроет ли на стол в саду вишневом мать?
Да через пять минут что ждет тебя еще? –
Тебе не угадать, тебе не угадать!
А потому закон: пред тем, как в бой идти,
Из фляги два глотка, - отнюдь не даровых!
Чтоб месть была страшна,
Чтоб боль была сладка –
Сто граммов фронтовых,
Сто граммов фронтовых.
Борис Шигин, раскрывая тему, своим суровым лаконизмом близок по духу В. Высоцкому, автору бардовских песен, реконструирующих трагические события войны.
Проникновенно пишут о войне пензенские поэтессы Лидия Терехина и Лариса Яшина. Их стихи объединяет особый детский взгляд на эту трагедию.
Предельно достоверны и многозначны детали в терехинском стихотворении «После войны», которые говорят все сами за себя:
Суходол. Суховей. Сухостой.
Рубим хворост,
Лесорубы из нас – не ахти! –
Брату нет еще и десяти,
Мне – восьмой,
А у папки – плечо
Изуродовано войной.
А с какой пронзительной болью написала о том горе, которое принесла война ее осиротевшей семье, Лариса Яшина в стихотворении «Мне лишь четыре было в сорок пятом»:
Ах, мама, мама! Ранние седины...
И, не умея слез твоих унять,
Про тонкую и горькую рябину
Пыталась я тихонько подпевать.
Заключение
Память о Великой Отечественной войне нашла достойное художественное воплощение в творчестве многих пензенских поэтов. Читая их стихи на военную тему, прикасаешься к самому святому, что хранится в глубине души нашего народа и заставляет поверить в его несокрушимые духовные силы.

Рекомендуем посмотреть:

Брейн-ринг к 9 мая - День Победы для учащихся 9-11 классов Интеллектуальная игра для 10-11 классов ко Дню Победы Библиотечный урок к 9 мая. О роли авиации в годы Великой Отечественной войны Устный журнал для старшеклассников «У войны - не женское лицо». Конспект с презентацией

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие ко Дню Победы для старшеклассников. Великая Победа

Конкурс военно-патриотической песни в школе к 9 мая для школьников старших классов

Театрализованный пролог на 9 мая. Сценарий

Викторина к 9 мая для школьников с ответами. Культура и искусство

Литературный вечер к 9 мая - Дню Победы для старшеклассников. Сценарий с презентацией
Опубликовано: 511 день назад (30 апреля 2020)
Просмотров: 481
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Кузнецова Оксана Владимировна # 30 апреля 2020 в 16:53 +1
Замечательная публикация! Особенно растрогало стихотворение "про сухарь". Понятно, что была длительная подготовка, подборка для этой публикации. Молодец!
Анна Викторовна Кондрашкина # 30 апреля 2020 в 17:01 +1
Спасибо! Очень приятно)))
Ирина # 6 мая 2020 в 19:41 0
Большое спасибо за ваш сценарий !Очень тронута ! Обязательно буду читать детям эту подборку стихов.