Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3 Ростовская область
Описание материала: Наша авиация развивалась удивительно быстро. Гордые крылья нашей страны создавали тысячи людей. Всего за несколько десятилетий она прошла от неуклюжих, похожих на воздушных змеев «этажерок», с трудом отрывавшихся от земли и не рисковавших вылететь за пределы аэродрома, до мощных машин, штурмующих небывалые высоты и скорости. Имена выдающихся авиаконструкторов и летчиков стали легендарными, их открытия и подвиги навсегда вписаны в историю отечества… . Библиотечный урок для учащихся 6 – 9 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы об авиации.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах и журналах, прочитав которые дети могут узнать о авиации, познакомиться с именами выдающихся авиаконструкторов и летчиков стали легендами. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся с
Историей авиации, о том, как она удивительно быстро развивалась
Оборудование: Выставка книг об авиации, выдающихся авиаконструкторах и летчиках
Библиотечный урок "Сыны голубой планеты"
Борис Сафонов: схватка над морем
Можно ли вступить в воздушный бой с врагом, который численно превосходит тебя почти в восемь раз, и выйти победителем? Трудно такое представить. Но именно так закончилась встреча над Баренцевом морем семерки советских истребителей с 52 фашистскими самолетами в сентябре 1941 года. Нашу семерку вел лучший летчик – истребитель морской авиации, 26 – летний командир полка Борис Сафонов. Итог боя – 13 сбитых фашистов. Все наши вернулись на аэродром.
Той же осенью летчики Северного флота столкнулись в небе с очень умелым и коварным врагом – настоящим воздушным волком. Наши пилоты прозвали его Рыжим: на фюзеляже «мессера» был нарисован большой рыжий пес с краснозвездным истребителем в зубах. Немец вел себя нагло, нападал исподтишка, открытого боя старался избегать.
Схватка над морем
Очень хотел наказать этого наглеца Борис Сафонов. И вот однажды такой случай представился. Возвращаясь с задания, Сафонов заметил Рыжего и навязал ему бой. Немец, выбирая выгодные для атаки позиции, выполнял сложные пилотажные фигуры. Но через пару минут ему самому пришлось туго – наш «ястребок» зашел «мессеру» в хвост. Однако тот вывернулся и почти вертикально ушел вверх. За ним устремился истребитель Сафонова. Немец пытался контратаковать, начал делать переворот, и тут прогремели меткие очереди. «Мессер» загорелся и камнем пошел вниз, оставляя дымный шлейф. Фашистский летчик успел выпрыгнуть с парашютом, но и тут ему не повезло – приземлился на позиции советских зенитчиков. Пленный оказался матерым асом с двумя Железными крестами. На его счету было 900 боевых вылетов и 36 сбитых над Ла – Маншем англичан и американцев.
Это только один из боев Бориса Сафонова, а всего он сбил 30 вражеских самолетов и стал первым во время Великой Отечественной войны дважды Героем Советского Союза. Бесстрашный русский летчик погиб 30 мая 1942 года, прикрывая с воздуха идущий к Мурманску караван судов с важным грузом. В своей последней схватке с превосходящими силами врага он уничтожил три фашистских стервятника.
Запевайте песню славой озаренной
Стаи соколиной северных морей!
Пойте, как бесстрашный капитан Сафонов
Бьет врага во славу Родины своей!
Если враг замечен, сыграна тревога, -
Смело воздух режут крылья "Ястребка".
Он один - хозяин голубой дороги,
Он один выходит против сорока!
Одного ужалит жалом пули острой,
Очередью меткой двух других "прошьет",
Винт взревет, - и третий курицей бесхвостой
На седые скалы слету упадет!
Если в час сраженья кончатся патроны,
Не уйдет из боя смелый Геркулес:
На таран! И в россыпь черные вороны
Кинутся трусливо с голубых небес!
Пусть свистят осколки, пусть пробиты крылья,
Но пока у сокола сердце есть в груди, -
Он один сильнее вражьей эскадрильи,
Он один десятку гибелью грозит.
Кто не знает страха, тот всегда, как в броне,
Кто отваге дерзкой первый друг и брат, -
Враг того не сломит, смерть того не тронет,
Не ужалит пуля, не возьмет снаряд!Пикирующий бомбардировщик Пе – 2
Обычный бомбовоз летит на большой высоте. Бомб он несет много, забрасывает ими большую площадь и при удачном попадании наносит противнику значительный урон. Но что делать , если цель небольшая, к примеру, группа танков или автомашин, отдельный дом, склад или хорошо укрепленная огневая точка?
Вот тут – то и пригодится пикировщик. Как любой другой самолет, он подлетит к цели на большой высоте, а потом сваливается в пике и несется к земле под углом на огромной скорости. Сбить его в этот момент почти невозможно. В нескольких десятках метрах от земли машина выравнивается и уходит вверх, а сброшенные бомбы летят точно в цель.
Во время Великой Отечественной войны у немцев был хороший пикирующий бомбардировщик «Юнкерс – 87». Но наши конструкторы во главе с Владимиром Михайловичем Петляковым создали самолет получше немецкого – Пе – 2. Это был новый шаг в развитии советской авиации. На «Петлякове» стояло около 50 электродвигателей, они убирали и выпускали шасси, приводили в действие тормозные щитки и закрылки, то есть делали все то, что раньше летчику приходилось делать с помощью тросовых приводов. Конструкция Пе – 2 выдерживала 11 – кратные перегрузки, поэтому он, как истребитель, мог выполнять фигуры высшего пилотажа.
В полет «Петляков» обычно брал шесть 100 – килограммовых бомб, но при необходимости мог взять и вдвое больше. Кроме того, он был вооружен пятью пулеметами и даже оборонительными авиационными гранатометами с 10 гранатами. Выброшенные из самолета , они сначала тормозились небольшим парашютом, а потом, через 3 – 5 секунд, разрывались на пути преследующего истребителя.
Тайна записной книжки
В сентябре 1942 года в небе под Сталинградом советские истребители атаковали группу немецких бомбардировщиков, летевших к городу под охраной «мессершмиттов». Один из краснозвездных «яков» зашел в хвост «юнкерсу» и сразил его меткой очередью. Бой продолжался. Летчик, только что одержавший победу, увидел, что наш самолет. У которого кончились боеприпасы, наседает «мессер», и поспешил на помощь. Еще один пушечный залп – и объятый пламенем вражеский истребитель падает на землю.
Пилот «мессера», выпрыгнувший с парашютом, попал в плен. Это был немецкий барон, ас из отборной эскадры «Рихтгофен». Придя в себя, он попросил показать ему мастера воздушного боя, который его сбил. И когда просьбу барона выполнили, он пришел в бешенство. Оказалось, что фашистского аса победила симпатичная белокурая девушка. Откуда немцу было знать, что в небе он встретил Лидию Литвяк, одну из лучших советских летчиц.
Всего на счету младшего лейтенанта Литвяк было 12 воздушных побед. Это мировой рекорд по числу сбитых самолетов среди женщин – пилотов. Лида погибла в бою 1 августа 1943 года. Посмертно ей присвоено звание героя Советского Союза.
По – 2: ночная тень
Конструктор Н.Н. Поликарпов
Конструктор Н.Н. Поликарпов создал этот самолет в 1928 году для обучения курсантов летных училищ. Поначалу он так и назывался: У – 2 – «Учебный двухместный», а пилоты даже прозвали его летающей партой. Очень простая в управлении, эта машина могла быть еще и сельскохозяйственным, санитарным, почтовым самолетом.
В годы войны У – 2 стал ночным бомбардировщиком. Скорость у него небольшая, всего 150 км/час, но именно это оказалось преимуществом легкого фанерного самолета. Незаметно, на малой высоте. Иногда с выключенным мотором, ночной тенью он подкрадывался к немецким позициям и с большой точностью сбрасывал на них до 300 килограммов бомб.
Немцы очень боялись этих ночных визитов. Сбить «небесного тихохода» было необычайно трудно. Из – за большой разницы скоростей немецкие истребители проскакивали мимо. А зенитчики, привыкшие стрелять по высоко летящим самолетам, в неожиданно появлявшийся У – 2 просто не успевали прицелиться.
С 1944 года У – 2 стали называть по имени его создателя: По – 2 – «Поликарпов – 2». До конца войны он служил не только ночным бомбардировщиком, но и разведчиком, самолетом связи, санитаром, помогал снабжать партизанские отряды. В летных училищах на нем прошли подготовку почти 100 тысяч курсантов.
Тайна записной книжки
Старший лейтенант Александр Горовец
Во время Курской битвы, 6 июля 1943 года, советский летчик, старший лейтенант Александр Горовец, на своем Ла – 5 в одиночку вступил в бой с 20 вражескими бомбардировщиками. К этому дню на счету нашего истребителя было две сбитые вражеские машины. Последний бой Горовца длился всего 15 минут, и за это время он уничтожил девять фашистских самолетов, в том числе один – тараном. Такого в истории мировой авиации еще не было.
По машине Горовца, расстрелявшего весь боезапас, ударили пушки четырех немецких истребителей, отважный летчик погиб, но слава о его подвиге разнеслась по всем фронтам. Посмертно Александр Горовец был удостоен звания Героя Советского Союза.
Александр Покрышкин: наука побеждать
Вперед и ввысь – им Родина велела,
Готовы встретить в воздухе врага,
И надо будет – точен взгляд прицела,
Не промахнётся твёрдая рука
«Внимание! «Внимание! В воздухе Покрышкин!» немецкие посты оповещения посылали эту фразу в эфир каждый раз, когда видели в небе самолет с несколькими рядами звездочек на фюзеляже. Каждая такая звездочка – сбитая машина врага. На самолете Александра Покрышкина их было 59. Президент США Франклин Рузвельт в августе 1944 года назвал Покрышкина лучшим воздушным асом Второй мировой войны. В этой оценке нет преувеличений. Наш летчик заслужил ее не только тем, что лично сбил столько фашистских самолетов. Покрышкин разработал совершенно новую для того времени тактику воздушного боя и обучил своим боевым приемам многих молодых пилотов.
Будущий ас родился в 1913 году в многодетной рабочей семье. Он с детства интересовался техникой. Друзья даже дали ему за это прозвище Сашка – инженер.
Двадцатилетним мальчишкой Покрышкин впервые увидел самолет и, как он потом вспомнил, «мысленно сказал себе: «Буду делать все, но стану летчиком».
После окончания семилетки Саша поступил в ремесленное училище, работал слесарем на большом заводе, а когда пришло время служить в армии, его направили в авиационную школу. Казалось, мечта сбылась, но тут неожиданно выяснилось, что в этой школе пилотов больше не готовят, а учат на авиационных техников. У Покрышкина был девиз: «Знать об авиации все!». Кроме того, он был очень ответственным и дисциплинированным человеком. Вскоре Александр стал первоклассным техником и даже внес несколько предложений по усовершенствованию пулемета на самолете – разведчике, получив за это благодарственное письмо от известного авиаконструктора Н.Н. Поликарпова. Но Покрышкин все время просил перевести его на летную работу. Во время отпуска он поступил в аэроклуб и за 17 дней на «отлично» сдал годичную программу летной подготовки. После этого командование направило его в летное училище, которое он тоже окончил с отличием.
Боевой счет в Великой Отечественной войне Покрышкин открыл 23 июня 1941 года – сбил Ме – 109. Сначала он воевал на «МиГе», потом пересел на американский истребитель Р – 39 «Аэрокобра» - машину, сложную в управлении, но зато с мощным вооружением и отличной радиосвязью.
С первых дней войны Покрышкин понял, что приемы ведения воздушного боя, которые были утверждены уставом и инструкциями, устарели. Чтобы победить сильного и умелого врага, нужно было придумать новую тактику. Покрышкин не боялся высоких перегрузок во время пилотирования, старался бить наверняка. «Пусть слабаки стреляют на двести метров, - говорил он. – А я буду стрелять на сто и меньше!».
Тебя враги со страхом узнавали,
Друзья любили за девиз в боях,
С которым венценосно побеждали
Привычно совмещая смерть и страх.
В эфир слова неслись с предупрежденьем:
«Покрышкин – в небе! Берегись беды!»
И ты своим напористым стремленьем,
Упорно подтверждал различные ходы.
Твоя стратегия и тактика сраженья
Всегда имели в жизни перевес
И ты навязывал свой стиль предвосхищенья
На каждом вираже, витке небес…
Свои задумки Покрышкин сразу же опробовал в бою. Некоторым авиационным начальникам это не нравилось. «Нельзя нарушать инструкции, - твердили они. – Покрышкину просто везет. Если так же начнут воевать все, у нас будет много потерь». Но на эти упреки Покрышкин отвечал новыми победами. А молодые летчики перенимали его опыт и тоже начинали сбивать вражеские машины. Вскоре устаревшие инструкции и наставления отменили и всех стали учить по – покрышенски.
Отважному летчику было присвоено звание Героя Советского Союза 24 мая 1943 года, 24 августа того же года его наградили второй Золотой Звездой, а 19 августа 1944 года Покрышкин, на счету которого к этому времени было 550 боевых вылетов и 53 сбитых немецких самолета, стал первым Героем Советского Союза. Войну он начал старшим лейтенантом, а закончил полковником, командиром гвардейской истребительной авиадивизии.
В послевоенные годы Александр Иванович Покрышкин командовал авиационными частями, затем возглавил оборонное общество ДОСААФ. В 1972 году он стал Маршалом авиации.
Александр Иванович Покрышкин
Тайна записной книжки
Петр Николаевич Нестеров
Счет таранным ударам в истории отечественной авиации открыл Петр Николаевич Нестеров в Первую мировую войну. Это произошло 26 августа 1914 года. В 1937-м советские летчики – добровольцы Е.Н. Степанов и Н.П. Жердев применили таран в боях с фашистскими самолетами в небе Испании.
Пятьсот раз наши пилоты шли на таран в годы Великой Отечественной войны. Буквально через пять минут после начала войны летчик Кокорев, израсходовав боезапас, таранил фашистский бомбардировщик До – 2015. Летчица, старший лейтенант Екатерина Зеленко 12 сентября 1941 года в бою с семеркой немецких Ме – 109 сбила фашистский истребитель пулеметной очередью. А затем пошла на таран и ценой своей жизни уничтожила еще одну вражескую машину. Известны случаи, когда советские летчики совершили таран неоднократно. Например, Герой Советского Союза Алексей Хлобыстов таким образом сбил три фашистских самолета, причем два – в одном бою, а на счету Героя Советского Союза Бориса Ковзана – четыре тарана.
В.В. Талалихин: таран — оружие отважных
В.В. Талалихин
Виктор Талалихин –
Лётчик и герой:
Он врагов таранил,
Вёл воздушный бой.
Храбрости бескрайней –
Море-океан.
Славою пилота
Стал ночной таран.
Хищников фашистских
В небе смело бил,
Родину всем сердцем
Искренне любил.
Подвиг совершая,
Отдал жизнь свою.
И погиб геройски
В огненном бою!
Натали Самоний
В ночь с 6 на 7 августа 1941 года на подмосковном аэродроме раздался сигнал воздушной тревоги. Посты наблюдения сообщили, что к столице приближаются фашистские бомбардировщики. В воздух поднялись наши истребители И – 16. Один из них вел 23- летний младший лейтенант Виктор Талалахин.
На высоте около пяти километров в лунном свете он заметил самолет. Наши? Чтоб определить это, Виктор приблизился к незнакомцу. Когда до самолета осталось 30 метров, Талалихин разглядел на его хвосте фашистскую свастику. Это был груженный бомбами двухмоторный «Хейнкель – 111». Опытный немецкий пилот пытался увернуться от пулеметного огня, но Талалихину удалось подбить правый мотор вражеской машины. Немец развернулся и попытался уйти. Вслед ему ударили новые очереди. Темнота мешала прицельной стрельбе. Вскоре у нашего И - 16 кончились патроны, а «хейнкель» огрызался пулеметным огнем. Пуля обожгла Талалихину правую руку. Но он словно не замечал боли, все мысли были об одном – не дать врагу уйти.
Разогнав истребитель, он догнал фашиста и на огромной скорости врезался в бомбардировщик. «Хейнкель» вспыхнул и камнем пошел к земле, а самолет Талалихина от удара взмыл вверх и стал разваливаться. Виктор выбросился с парашютом, благополучно приземлился и вскоре уже был на своем аэродроме.
Первый ночной таран в истории Второй мировой войны закончился победой нашего летчика. За этот подвиг Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза
Великая Отечественная война была, самой тяжелой из войн, в которых сражались наш народ. На фронте и в тылу они проявляли такой героизм, который удивлял и сейчас продолжает удивлять нас. В годы войны и послевоенное время все знали об их подвигах. Спустя много лет после Победы, пришло то время когда и мы с вами должны вспоминать о полузабытых героях….
Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.
Н.Г. Чернышевский
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие ко Дню Победы для 6 - 8 классов. Сценарий
Брейн-ринг к 9 мая - День Победы для учащихся 9-11 классов
Интеллектуальная игра для 10-11 классов ко Дню Победы
Устный журнал для старшеклассников «У войны - не женское лицо». Конспект с презентацией
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие ко Дню Победы для старшеклассников. Великая Победа
Час общения в 6 классе на тему: День Победы
Историческая игра - викторина о Второй мировой войне, 7 класс