Творческий конкурс для педагогов «Жаркое лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Классный час «Хлеб - всему голова», 5-7 класс

Автор: Соколовская Инна Владиславовна – педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3 Ростовская область
Описание материала: Мы расскажем вам, как появился первый хлеб и как во все времена люди разных национальностей всегда бережно, и трепетно относились к нему. Как передавали эту любовь от поколения к поколению. Расскажем о том, как выпекается хлеб, из чего он делается, почему одни хлеба белые, а другие черные. Не забудем поведать вам и о хлебном великолепии и разнообразии: о многочисленных видах и сортах, формах и названиях хлебобулочных изделий. Обязательно вспомним любопытные истории, связанные с тем или иным видом хлеба. И хотелось бы верить. Что наше повествование поможет вам по – новому, добрыми и заинтересованными глазами взглянуть на хлеб наш насущный.
Внеклассное мероприятие для учащихся 5 – 7 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.
Цель: Формирование представления о хлебе как основе жизни человека.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление учащихся о хлебе, о том, как во все времена люди разных национальностей всегда бережно, и трепетно относились к нему.
Учащиеся могут использовать при подготовке домашнего задания, написания реферата. Просто углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес литературе.
Оборудование: Выставка книг о хлебе, выставка рисунков детей
Классный час «Хлебу – почтение вечное»


Булочная Филиппова
Париж издавна славился магазинами сыров, Рим – обувными магазинами, а Москва в 19 – начале 20 века – своими булочными, и одним из самых знаменитых были булочные Филиппова. Публика сюда приходила самая разномастная – от учащейся молодёжи до старых чиновников в дорогих шинелях, от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин.

Сюда приходили москвичи, чтобы «вдохнуть хлебный дух». А детвора особенно любила отделение, где продавали булки, калачи, пряники. «Просунешь свой пятиалтынный продавцу, - вспоминали современники, и говоришь громко: «Фунт мятных пряников». Продавец непременно пошутит с тобой и быстро – быстро всыплет пряники в бумажный мешочек…». В той же Филипповской в продаже всегда были десять – двенадцать сортов пшеничной выпечки, пять – восемь – из ржаной муки. А еще около дюжины, в особинку и на радость покупателю, - свои фирменные калачи и калачики (три разновидности), песочная с творогом и повидлом квадратная ватрушка, обварные бублики, царские баранки, сушки, витушки, венская сдоба, ватрушки, бриоши…
Сам основатель династии Филипповых, Максим Филиппов, приехал в Москву из Калужской губернии в 1803 году. Вначале подрабатывал пекарем, затем, собрав денег, стал владельцем собственной пекарни на углу Бульварного кольца и ул. Мясницкой. Максим Филиппов вместе со своей семьей выпекал и продавал калачи и пироги с разной начинкой в торговых рядах города.

Иван Максимович Филиппов
После смерти отца его дело продолжил сын – Иван Максимович (1824 – 1878). К концу 1860-х годов в семье Филипповых было три хлебопекарных заведения: калачное, булочное и бараночное – на Тверской, в доме Манухина, на Сретенке, в доме Спаса, и на Пятницкой, в собственном доме. Именно Филиппов впервые в России организовал хлебный магазин при пекарне. В пекарне на Сретенской также впервые появились получившие вскоре известность во всём городе пирожки с требухой, кашей, капустой, визигой и др. Ассортимент хлеба был разнообразный: из ржаной муки (мелко смолотой и просеянной) выпекали бородинский, стародубский, рижский; а уж из пшеничной муки – неисчислимое количество сортов: французские булочки простые, с поджаристым загибом, обсыпанные мукой маленькие копеечные французские хлебцы, именовавшиеся «жуликами», витушки из перевитых жгутов крутого теста, саечки, обсыпанные маком или крупной солью, сайки простые, выпекавшиеся на соломе с золотыми соломинками, приставшими к исподу, калачи крупные и мелкие, ситники. Отправлял свой знаменитый хлеб Филиппов и в Сибирь. Калачи и сайки горячими, прямо из печи, каким – то особым способом замораживали, везли за тысячи вёрст, а уже перед самой подачей на стол оттаивали – тоже особым способом, в сырых полотенцах. Порченая же буханка или каравай, сайка или крендель не могли попасть на основной прилавок – по заведенному правилу скособоченный крендель продавали вдвое дешевле.
С 1855 года И.М. Филиппов состоял поставщиком двора его императорского величества. Звание это он получил за отличное качество и широкий ассортимент продукции. После смерти Ивана Максимовича была создана фирма «Филиппов Иван наследники», которую возглавила его вдова Татьяна Ивановна, а с 1881 года – сын Дмитрий.

Дмитрий Иванович Филиппов

По мере взросления свои булочные получили и другие сыновья Филиппова. Главной булочной оставался магазин на Тверской. После смерти братьев (конец 1890-х годов) все булочные вновь были сосредоточены в руках Дмитрия Ивановича.
Хлеб – соль

Было так: чтобы не стать врагами,
И под кровом вечно мир хранить,
Непременно должен был с гостями
Хлеб да соль хозяин разделить.

И сменялась ненависть любовью,
Радость шла наперекор беде.
Кто отведал вместе хлеба с солью,
Тот не мог помыслить о вражде.

Так давались верные обеты,
Так крепчала русская земля.
Чтились предков вещие заветы,
Колосились тучные поля.

Хлеб – бесценный дар земли родимой.
Соль – величье мудрости земной.
Дорогим гостям преподносимы
В добрый час и сердцем и душой.

На Руси есть вечные святыни.
В них надежда, вера и любовь.
С хлебом-солью слито воедино
Средоточье мудрости веков.

Наших предков дар неоценимый –
(С той поры прошло немало лет)!
Хлеб да соль, потомками хранимый,
И поныне излучает свет.

Символ дружбы, мира и согласья,
Хлеб да соль, столетия спустя,
Как залог и пожеланье счастья
Преподносят дорогим гостям.
Надежда Павловская


Хлеб – не только основа русского национального стола, но нечто большее. Он – символ народного благополучия. При этом хлеб всегда был главным кушаньем на любом пиршестве: хоть бедняцком, хоть боярском. Хозяин разрезал хлеб на ломти и подавал гостям вместе с солью – а как же иначе? «Хлеб с солью не бранится!» - так гласила народная присказка. Хлеб также означал почет и уважение. С тех давних пор и вошло в обиход выражение «хлебосольный хозяин». Отсюда , видимо, и пошли на Руси обычаи, связанные с хлебом – солью, пережившие многие столетия и в почти неизменном виде дошедшие до наших дней. Таков, например, древний русский обычай приветствовать друзей, дорогих, почетных, знатных гостей, молодожёнов, новосёлов хлебом и солью, то есть выносом на полотенце или подносе большого каравая с солонкой. Хлеб в таком сочетании означает полный стол, а соль является древним, уже позабытым символом охраны, оберега дома. Позднее она стала ещё и высоким мерилом ценности и вкуса пищи, то есть символом хорошей еды. Вынос хлеба – соли как высший, и торжественный знак расположения сохранился и до сих пор. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб – соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Пирог

«Сяду на пенёк, съем пирожок», говаривал Медведь в известной сказке про Машеньку; Красная Шапочка с риском для жизни несла больной бабушке пирожки через лес…. Быть может, с пирожками из сказок вы, ребята, познакомились даже раньше, чем с настоящими, ведь далеко не в каждой современной семье пекут пирожки.
Но если углубиться в историю, то мы узнаём, что изначально пирогом называли ситный хлеб, то есть хлеб, испечённый из лучшей просеянной пшеничной муки тонкого помола. Безусловно, в 12 веке такой пирог можно было только на знатных пирах увидеть да попробовать. Но на пиры тогда не каждого звали. В 14 – 15 веках в летописях рассказывается уже о пирогах с разными начинками. Вообще пирог – это и есть блюдо из теста с начинкой, которое выпекается или жарится, варится или даже коптится. Рецептов пирогов множество, различаются они по виду теста (дрожжевое, бисквитное или слоёное), по разнообразию начинок (с капустой, грибами, ягодами, вареньем и т.д. и т.п.), а ещё пироги могут быть открытые, закрытые и слоёные (не тесто слоёное, а пирог слоями укладывается, чтобы так потом и в печку попасть). В русской кухне для пирогов обычно используется несладкое тесто. Все пироги в старину имели продолговатую форму и различную величину; большие назывались пирогами, а маленькие – пирожками.
На Руси пирог испокон веков считался символом домовитости. Отсюда и поговорки: «Пироги ешь – хозяйку тешь!», «Без блина не Масленица, без пирога не именинник». Некоторые пироги использовались в обрядах (сватовство, поминки). Ни один русский свадебный стол не обходился без курника – закрытого пирога, по форме напоминающего купол. Именно с курником связан ритуал размалывания хлеба. Пирог разламывали над головами новобрачных, и от того, сколько пшеничных зёрен упадёт на голову молодым, зависело, насколько богатой и сытой будет их совместная жизнь. На следующий день после свадьбы молодая жена должна была испечь пирог. Этим пирогом она потчевала гостей, и по его вкусу судили о домовитости будущей хозяйки.
Как свидетельствует историк Н.И. Костомаров, «по способу печения пироги были пряженые и подовые. Подовые были всегда из квасного теста, пряженые иногда из квасного, иногда из пресного. Мука для них употреблялась пшеничная крупитчатая или толчёная, смотря по важности дня, когда они готовились; пеклись также и ржаные пироги. Сладкие пироги… с изюмом и другими разными ягодами… пеклись и не в пост вместо пирожных».
В знаменитом «Домострое», составленном во времена Ивана Грозного священником Сильвестром, перечисляются всякие пироги и пирожки: жареные с горошком, пироги подовые квашеные с горошком, пироги маковые большие жаренные в конопляном масле с горошком, большой пирог с маковым соком да сочнями, пирог с сочнями, внутри переложенный блинчиками…. Так что, как видим, в способах изготовления пирогов и пирожков, как и в начинках, нехватки фантазии не наблюдалось. Традиционно «фирменным» московским кушаньем были кулебяки, расстегаи, курники, рыбники (закрытые пироги с начинкой из рыбы) и прочие замысловатые выпечки.

Испеки нам бабушка пироги с капустой,
Чтобы теста мало, а начинки густо!
Мы тебе поможем, всю муку просеем
И капусту с огорода принести сумеем.

Мелко крошится вилок, в миске дышит тесто
Быстро растолстело, стало ему тесно.
Дружно лепим пироги, печка пышет жаром,
Там они покроются корочкой с загаром.

Из духовки старенькой пахнет очень вкусно!
Скоро будут каждому пироги с капустой.
Пышные, румяные просто загляденье!
Горкою на блюде всем на удивленье.

Закипает самовар на столе в беседке,
Сосчитали пироги воробьи на ветке.
Удался обед в саду, бабушка довольна,
Заходите к нам друзья, встретим хлебосольно!


Тайна записной книжки:
Традиция выпекать на свадьбу праздничный обрядовый хлеб присуща всем славянским народам. На русских свадьбах – это каравай, у белорусов и украинцев также существуют каравайные традиции. Свадебные караваи украшались сложными тестяными узорами, иногда живыми колосьями и веточками калины. Колосья пшеницы символизировали изобилие, достаток, листья или гроздь калины – любовь, прибавление в семье. У татар готовят на свадьбу пирог из слоёного теста – губадию. Название иное, а обрядовое значение такое же.
Коврижки

Случалось ли вам, ребята, прося у родителей купить что – нибудь , в ответ услышать: «Да ни за какие коврижки!». По их суровому тону вы понимаете, что это значит «ни за что на свете». И вы наверняка задавали вопрос: «А это что за коврижки такие?».
Древнерусская коврига представляла собой большой хлеб, но не круглый, как каравай, а трёх – или четырёхугольный. В некоторых областях России ковригой иногда называют круглый толстый ломоть хлеба, отрезанный «во всю ковригу», то есть по диаметру. «Погнался за ломтём, да ковригу потерял», - наставительно говорили в народе. А вот когда речь заходила о коврижке…. Казалось бы, чем коврижка может отличаться от ковриги? Размерами, да и только. Но тем и удивителен русский язык, что коврижкой уже величали битый пряник с узорами, то есть сладкую выпечку из пряничного теста: с мёдом, сахаром, орехами, изюмом.
Широко известны были вяземские и владимирские коврижки. «Большая, круглая и узорная коврижка почётно преподносится на свадьбах и других обрядах», - уточняет В. Даль. А охотника до коврижек, как и мастера по выпеканию сих сладостей, прозывали коврижником. Вот такие коврижки.
Самса

Взлетает пламя в высоту
И озаряет чайхану.
Но не пугайтесь, не пожар,
Тандыру нужен сильный жар.
И алый хвост, как из вулкана,
Как танец вечного канкана –
Огонь поет нам песнь свою,
Сжигая всю гузапаю.
Ушла стихия наконец,
И к делу приступил творец.
Как гнезда ласточки висят,
Самсы в тандыре, прямо в ряд.
Немного времени пройдет,
Дразнящий дух от них пойдет.
Самса, пронизанная жаром,
Сверкает бронзовым загаром.
С пылу с жару пирожок-
Укуси скорей дружок.
Очень остро? Не беда!
Этим славится самса.
Александр Ястребов


Во всех городах и населённых пунктах Узбекистана, Таджикистана, а теперь и в России, как и пирожками, торгуют на улицах и на базарах, её предлагают в небольших кафе и придорожных закусочных. Подаётся она даже в ресторанах, где чаще всего печётся из сдобного теста и имеет «европеизированный» вид.
В России самса встречается в основном виде треугольника, хотя эта разновидность пирожка бывает и округлой формы.
В узбекской, таджикской и других тюркских кухнях самсу предпочитают с начинкой из рубленого мяса с салом (преимущественно баранины, но готовят и из говядины, курятины) и луком. Вариантов приготовления этого сытного блюда множество. Например, в Алматы самсу делают с начинкой из твёрдого сыра. Но тесто для самсы всегда пресное, слоёное. При этом традиционно самса с мясом выпекается в тандыре.
Тандыр – особого вида печь – жаровня для приготовления пищи у народов Азии. Это большая керамическая посудина (полусфера объёмом от 0,25 до 1 куб.м) с круглым проёмом в стенке или дне. Как правило, тандыр ставится во дворе на глиняную платформу дном кверху. Стенки снаружи обмазываются толстым слоем сырой глины. Это делается для повышения теплоёмкости печи. Перед использованием тандыр жарко натапливается дровами или хворостом. После того как всё топливо прогорит, стенки тандыра быстро протираются от налёта гари, после чего к ним опять – таки быстрыми движениями прикрепляются предназначенные к выпеканию изделия. Они доходят до готовности за счёт тепла, накопленного в толстых стенках тандыра. Готовые изделия из такой печи вынимаются при помощи специального ковша и крюка с длинными рукоятками.
Но в последнее время самсу всё больше готовят в электрических и газовых духовках (где же, к примеру, в Москве взять тандыр?)
Бриошь

«Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!» - таким ста л русский перевод легендарной фразы, которую якобы произнесла королева Франции Мария – Антуанетта, «Qu, ils mangtnt de la brioche». Хотя, если переводить дословно: «Пусть они едят бриоши», и ни о каких пирожных речи нет.
Бриошь – это сладкая булочка из сдобного теста, подаваемая к чаю. Во Франции она известна ещё с 17 века: маленькая булочка, состоящая из нескольких шариков нежнейшего сдобного теста.
Бриошь названа в честь своего создателя – французского кондитера Брио – Ша. Суть его изобретения состояла в том, что сдобное тесто, приготовленное на опаре (в данном случае на пивных дрожжах), на сутки задерживалось в росте, так как помещалось на холод. На следующие сутки, втиснутое в слишком тесную доя него форму, оно подымалось необычайно быстро и не в виде купола, а маленькими шарами, количество которых определялось надрезами на тесте, которое у бриошей было мягкое, воздушное.

Художник Эдуард Мане "Натюрморт с бриошами"
Мировую популярность бриоши приобрели благодаря искренней любви, которую питал к ним известный французский художник Эдуард Мане. В своих натюрмортах и жанровых сценках Мане часто уделял внимание этим вкусным малюткам. На музыкальных вечерах, которые устраивала супруга Мане, бриошь всегда господствовала за чайным столом. В лучших традициях буржуа бриошь украшали живой розой и подавали с мармеладом или шариком фруктового мороженного.
Сейчас бриошами часто называют полу сдобный хлеб или булочку из трёх – четырех небольших шариков, соединённых вместе. К настоящим бриошам такие хлебные изделия никакого отношения не имеют.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 5-8 классе на тему: Моя семья - моё богатство Классный час "Дни воинской славы России" для 6-7 класса Классный час с презентацией, 6-7 класс на тему: Герб России Классный час «Социальные сети» с презентацией, 7- 9 класс

Похожие статьи:

Организационный классный час в 7 классе

Классный час о чтении, 7 класс

Классный час «Средства пожаротушения», 6-7 класс

Классный час в 7, 8 классе на тему ПДД

Классный час на тему Россия в 6, 7 классе

Библиотечный урок для учащихся 7 – 9 классов к Всемирному дню поэзии | Библиотечный урок к 9 мая. О роли авиации в годы Великой Отечественной войны
Опубликовано: 1818 дней назад (8 июля 2017)
Просмотров: 4185
Рубрика: Классный час
+41
Голосов: 41
Анна Владимировна Сергеева # 8 июля 2017 в 13:37 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Очень интересная история русского хлебопечения. Тема раскрыта полно. Разработка хорошо оформлена. С огромным удовольствием совершила экскурс в историю. Мы, поколение рожденное намного позже окончания Отечественной войны, воспитаны уважать труд любого человека, особенно хлебороба, пекаря; нередко наблюдаем как к хлебу относится современная молодежь. Предполагаю, что если они будут знать откуда хлеб берется, каких трудов стоит его производство, какие трудности испытывали люди в войну, то к нему будут относиться бережнее. Спасибо!
Юлия Дмитриевна Арчвадзе # 8 июля 2017 в 15:15 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна!Очень понравилась Ваш классный час «Хлебу – почтение вечное». Интересная, познавательная, воспитывающее бережное отношение к хлебу публикация. Замечательные иллюстрации. Творческих успехов и вдохновения! Голос!
Мира Симеунович # 20 июля 2017 в 17:41 +1
Инна Владиславовна, здравствуйте! С большим интересом я прочитала Вашу разработку о хлебе, о разновидностях и истории «хлеба нашего насущного». Очень важно эту тему приблизить молодым людям, чтобы, как Вы сказали «добрыми и заинтересованными глазами взглянуть» на основу жизни человека - хлеб, на его существенное значение, но и на символику. Особенно мне понравилось то, что Вы упомянули «хлеб и соль», потому что и в сербском народе сохранился этот обычай – встречать, приветствовать важных и дорогих гостей хлебом и солью.
Я уверена, что у учащихся на таких классных часах расширяется кругозор, развивается интерес к традициям, прививается интерес к литературе. С удовольствием голосую! Желаю успехов!
Анастасия Владимировна Рыбакова # 25 июля 2017 в 15:52 +2
С большим удовольствие прочла ваш материал. всё очень понравилось,для деток очень полезная информация.
Надежда Трефилова # 25 июля 2017 в 17:31 +2
Тема классного часа очень интересна, она не помешает нигде, о хлебе можно говорить и на уроках истории и на уроках изучения родного края и...
В ваше разработке объединено и прошлое и современность и различные виды хлеба, ну и традиции. А тема сформулирована лучше некуда - ведь это действительно так "хлеб - всему голова". а сколько примет и мудрых высказываний связано с хлебом. Вот, например, у удмуртов есть такое поверье, что не съевши хлеба из дома выходить нельзя - несчастье случится.
Спасибо за полезную информацию.
Светлана Геннадиевна Фахрутдинова # 2 августа 2017 в 22:18 +2
Очень вкусная разработка. Нашла для себя полезную информацию. Сейчас как раз составляю методическую разработку по эпонимам. И у вас как раз нашла один - бриошь. Ни в одной книге по именам собственным и нарицательным его не встречала. Поэтому спасибо за материал! Содержательный, полезный, интересный!
Светлана Михайловна Шмигирилова # 19 августа 2017 в 00:07 +3
У нас регулярно проходит фестиваль хлеба. Ваш богатый материал обязательно использую в работе. Спасибо!