Программа дефектологического сопровождения обучающегося 2 класса с задержкой психического развития
Пояснительная записка
Коррекционный блок АООП НОО, индивидуальная программа дефектологического сопровождения предназначена для коррекции и развития познавательных процессов у обучающегося 2 класса организацией обучения по АООП НОО для учащихся с ЗПР, составлена с учетом его особых образовательных потребностей, на основе рекомендаций ТПМПК, заключение № от , в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ № 1, с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Особые образовательные потребности
У данного ученика отмечаются нарушения познавательных процессов (внимание, мышление, память, речь). Наглядно-действенное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и словесно-логическое (с трудом решает мыслительные задачи, особенно в словесно-логическом плане). Затрудняется в определении причинно-следственных отношений между явлениями. Представления бедны, схематичны, недостаточны общие знания. Внимание характеризуется крайней неустойчивостью, слабой концентрацией и распределяемостью, легко отвлекаемо. Мышление и речь отстают в развитии, Речь бедна, примитивна. Не может выделить существенные признаки предметов и явлений. Запас видовых понятий ограничен ( называет 4-5 предметов, относящихся к одной группе).
Исходя из вышеперечисленных нарушений познавательных процессов и рекомендаций ТПМПК, обучающийся нуждается в групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях, в ходе которых будет оказана помощь в развитии познавательных процессов для освоения им образовательной программы начального общего образования на основе компенсаций первичных нарушений.
Актуальность программы
Коррекционно-развивающие занятия играют важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, способствуют социальной адаптации и развитию личности ребенка с ЗПР. Познавательные процессы способствуют формированию полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе.
Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия позволяют максимально успешно усвоить «академический» компонент образовательных программ.
Теоретические основы и специфика содержания программы
Цель: коррекция и развитие познавательных процессов обучающегося организацией обучения по АООП НОО для учащихся с ЗПР.
Задачи программы:
- формирование и развитие пространственно-временных представлений;
- формирование учебной мотивации;
- умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты);
- формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления;
- нормализация ведущей деятельности возраста;
- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
- готовность к восприятию учебного материала;
- формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
Индивидуальная программа является компилятивной, составлена с использованием программно-методических разработок Н.В.Бабкиной, А.Д.Вильшанской, Л.Н..Ефименковой, Р.И.Лалаевой, Е.В.Языкановой и других авторов, предназначена для работы с учащимися начальной общеобразовательной школы, имеющими ЗПР.
Программа обеспечит специальную поддержку освоения АООП НОО для учащегося с ЗПР, будет реализована в течение 1 года, за 35 недель, 140 занятий (2 занятия в неделю - индивидуальные, 2занятие в неделю - групповые).
Индивидуальные и групповые занятия проводятся во внеурочное время. Основные методы обучения: практические, игровые, наглядно-демонстрационные, словесные.
Решение коррекционно-развивающих задач происходит с учетом образовательной программы по математике, русскому языку и литературному чтению.
Принципы и подходы к формированию коррекционного блока АООП НОО индивидуальной программы дефектологического сопровождения:
1. Принцип учета индивидуальных образовательных потребностей ребенка;
2. Патогенетический принцип;
3. Принцип учёта механизма данного нарушения;
4. Принцип учета «зоны ближайшего развития;
5. Принцип максимальной опоры на различные анализаторы, зрительный, слуховой, кинестетический;
6. Принцип опоры на сохранное звено нарушенной психической функции;
7. Принцип комплексности, дефектологическое воздействие на весь комплекс нарушений;
8. Принцип поэтапного формирования психических функций предусматривает минимальное усложнение материала.
В основу разработки коррекционного блока АООП НОО индивидуальной программы дефектологического сопровождения заложены подходы:
1. Дифференцированный подход, предполагающий учет особых образовательных потребностей ребенка, который определен уровнем и характером нарушения познавательных процессов;
2. Деятельностный подход, обеспечивающий организацию самостоятельного инициативного действия в образовательном процессе, взаимодействие в паре, группе
Основные методы обучения: практические, игровые, наглядно-демонстрационные, словесные.
Структура программы:
I этап – организационно-диагностический, предполагает всестороннее обследование познавательных процессов, планирование коррекционной работы, организационные мероприятия;
II этап – основной, развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление, речь); развитие и формирование лексико-грамматического строя речи;
III этап – итоговая диагностика, проводится после завершения работы по программе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программного материала:
Личностные УУД:
у учащегося будут сформированы
- представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
- заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий;
- понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.);
- понимания чувств одноклассников, учителей;
- понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
- элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
- понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей;
- первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний;
Метапредметные результаты по русскому языку и развитию речи включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять цель и учебную задачу;
- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям;
- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем;
- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД
- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
- обобщать (выделять ряд или класс объектов, как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);
- по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
- признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Предметные результаты по русскому языку и развитию речи
- применение орфографических правил в процессе выполнения письменных работ первоначальные умения проверять написанное;
- овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
- формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).
Обучающийся научится:
- участвовать в устном общении на уроке;
- строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
- (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно- познавательной задачей (под руководством учителя);
- отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
- анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
- понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту
- составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка);
- составлять текст по его началу и по его концу;
- определять качественную характеристику звука: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
- определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
- определять ударный и безударные слоги в слове;
- правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
- иметь представление о синонимах и антонимах;
- различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
- находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
- использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях;
- применять изученные правила правописания:
- раздельное написание слов в предложении;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- раздельное написание предлогов с именами существительными;
- применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие – глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
- сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- восстанавливать деформированные предложения;
- составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
Метапредметные результаты по математике
Регулятивные УУД
Учащийся научится:
- распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и др.;
- выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки;
- соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника, прямоугольника (квадрата);
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
- составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
- выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Учащийся получит возможность научиться:
- принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
- оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;
- выполнять учебные действия в устной и письменной форме.
Познавательные УУД
Учащийся научится:
- иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
- применять полученные знания в изменённых условиях;
- устанавливать правило, по которому составлена последовательность объектов, продолжать её или восстанавливать в ней пропущенные объекты;
- проводить классификацию объектов по заданному или самостоятельно найденному признаку;
- обосновывать свои суждения, проводить аналогии и делать несложные обобщения.
Учащийся получит возможность научиться:
- фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
- анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме (пересказ, текст, таблицы).
Коммуникативные УУД
Учащийся научится:
- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
- уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
- принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
- вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать.
Предметные УУД
Учащийся научится:
- выполнять действия сложения и вычитания двузначных чисел;
-воспроизводить по памяти таблицу умножения и пользоваться ею при вычислении;
-выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;
- читать и записывать значение величины длины, используя изученные единицы длины и соотношения между ними (миллиметр,сантиметр, дециметр, метр);
- вычислять длину ломаной, состоящей из 3–4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника, пятиугольника);
- сравнивать числа и записывать результат сравнения;
- упорядочивать заданные числа;
- заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;
- читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) ;
- читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины (час, минута);
- читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;
- заполнять свободные клетки в несложных таблицах, определяя правило составления таблиц;
- проводить логические рассуждения и делать выводы;
- понимать простейшие высказывания с логическими связками: если…, то…; все; каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания.
Учащийся получит возможность научиться:
- группировать объекты по разным признакам;
- самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
- общих представлений о построении последовательности логических рассуждений.
Оценка достижения планируемых результатов освоения индивидуальной программы
Контроль и оценка результатов предусматривают выявление индивидуальной динамики развития познавательных процессов в ходе индивидуальной диагностики (промежуточная диагностика по итогам I полугодия), итоговая диагностика в конце учебного года.
Литература
1. Бабкина, Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. №2. С. 53–59.
2. Бабкина, Н.В. Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших школьников с задержкой психического развития // Педагогика и психология образования. 2016. № 3.
3. Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — № 1.
4. Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.
5. Вильшанская А.Д. Организация и содержание работы учителя-дефектолога в системе КРО // Шевченко С.Г., Бабкина Н.В.
6. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. – М.: Школьная пресса, 2003. – 80 с.
7. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015. – 320 с.
8. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2004.
9. Шевченко, С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического развития //Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2004.-С.105-144.
10. Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I – IV) / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004.
11. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М.: Школьная Пресса, 2005
12. Языканова Е.В. «Учись учиться» Издательство «Экзамен», 2014
13. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития школьном возрасте. – Петрозаводск, 1992. – С. 139 – 146.
Характеристика учащихся с ЗПР:
Особенности познавательных процессов. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности и замедлением приема переработки информации. Дети с ЗПР не имеют нарушения отдельных анализаторов, не нарушены абсолютные пороги чувствительности. Тем не менее восприятие детей с ЗПР отличается крайне ограниченным объемом: они выделяют в объекте меньше признаков, чем здоровые дети, с трудом выделяют объект из фона. Дефекты восприятия обнаруживаются также в условиях, затрудняющих восприятие (необычное положение объекта). Память ограничена в объеме и непрочна. Непосредственное запоминание относительно легкого материала такое же, как и у здоровых детей (запоминание знакомых слов, однозначных чисел, элементарного текста). При отсроченном воспроизведении дети с ЗПР быстро забывают то, что ими было выучено. Основным приемом заучивания является многократное механическое повторение, зазубривание. Отстает запоминание сложного материала, требующего понимания, логических приемов переработки (классификации, выделения смысловых опор). Слабее у детей с ЗПР и непроизвольное запоминание (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками).
Внимание характеризуется крайней неустойчивостью, слабой концентрацией и распределяемостью, легко отвлекаемо. Мышление и речь особенно отстают в развитии. Наглядно-действенное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Наглядно-действенные задачи дети решают гораздо лучше словесно-логических. Дети с ЗПР затрудняются в определении причинно-следственных отношений между явлениями. Эта особенность проявляется при составлении рассказов по серии сюжетных картинок. Представления бедны, схематичны, недостаточны общие знания. Как правило, дети смешивают понятия «время года» и «месяц», не могут рассказать об отличительных признаках времен года, часто путают осень и весну как сходные явления. Им легче отличать явления противоположного характера. Неумение выделить существенные признаки предметов и явлений отражается на освоении элементарных общих понятий. Так, предметы мебели называются детьми с ЗПР словом «комната». Часто в качестве обобщающего слова используют наименование одного из представителей группы, употребленное во множественном числе (вместо слова «обувь» говорят «ботинки»). Запас видовых понятий у детей с ЗПР меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Так, дети с ЗПР в среднем могут назвать 5 - 7 предметов, относящихся к одной группе; нормально развивающиеся дети - 9 - 13 представителей. Речь бедна, примитивна. Ребенку требуется много усилий, чтобы пополнить свой активный словарь.
У таких детей наблюдается не только функциональная незрелость головного мозга, но и серьёзные нарушения тех или иных его отделов, что обусловливает необходимость более целенаправленной коррекционной работы с ними. Такие дети различаются между собой как по степени снижения умственных способностей, так и по качественной структуре самого дефекта. У детей разные склонности, разное развитие моторики и характер эмоциональных проявлений. Методы и приёмы обучения, различным видам деятельности значительно варьируют в зависимости от умственных и личностных качеств ребёнка.
Рекомендуем посмотреть:
Формирование зрительно-вербальной сферы у детей с ЗПР при подготовке к школе
Опыт работы учителя-логопеда. Особенности формирования словаря и словообразовательных процессов у де
Индивидуальная карта развития детей 5-6 лет с ЗПР в ДОУ по ФГОС. Образец
Развитие воображения у детей с ЗПР