Палочки Кюизенера как педагогическая игровая технология в развитии детей 6-7 лет
Представляю вашему вниманию опыт использования педагогической игровой технологии палочки Кюизенера в развитии способностей дошкольников .
Кюизенер — бельгийский математик, разработал уникальную методику обучения детей математике с помощью цветных палочек.
Опыт работы педагога был представлен в середине XX века и на сегодняшний день не потеряли актуальности и положительно влияет на развитие ребёнка. В процессе моделирования ребёнок замещает конструкцией из палочек и кубиков реальный предмет с помощью творческого воображения.
Существуют разные варианты и модификации наборов палочек.
Цветные палочки представляют собой 10 различных по цвету и величине параллелепипедов, выполненных из пластика.
Палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и обозначают одно и то же число.
Близкие по цветам палочки объединяются в семейства или классы. Например, красная палочка обозначает число 4, бордовая 8, розовая 2 — все эти палочки можно отнести к семейству чисел кратных 2; семейство синих палочек кратно 3, жёлтых — 5, чёрных — 7. Белая палочка имеет форму куба со стороной 1см. Она укладывается по длине каждой палочки целое число раз и является условной меркой для определения состава числа из единиц.
Работать с комплектом палочек можно как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости, в зависимости от поставленных задач. Для детей младшего дошкольного возраста целесообразно использовать самодельные плоскостные наборы цветных полосок выполненных из картона, их можно использовать как демонстрационный материал.
Комплект игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизенера формирует мелкую моторику рук, ориентировку на листе бумаги, сравнение по длине и количеству, представление о числе.
Важно строить работу в зоне ближайшего развития ребенка (по Л. С Выготскому).
Учитывать комплексность занятий (сочетание методов двигательного, когнитивного и эмоционально-личностного развития дошкольников)
Подбор адекватных по качеству и сложности заданий в соответствии с возрастными возможностями детей.
Выстраивание заданий в четкой последовательности (от простого к сложному).
Предоставление оптимальной помощи с постоянным ее сокращением в зависимости от успехов детей.
Эмоциональное вовлечение детей в процесс взаимодействия между собой и со взрослыми.
Доказано, что развитие способностей в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности. И для этого необходимо создать условия.
Дети учатся анализу, сопоставлению, сравнению связанных между собой понятий и действий, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах, развитию умения делать простейшие выводы и обобщения. У ребёнка формируются умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жизненных проблем, взаимодействовать со взрослыми и другими детьми в ходе выполнения заданий, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении математических упражнений.
Сенсорное развитие
В процессе работы с цветными палочками у детей развивается способность сравнивать предметы по цвету, форме, величине; определять их место положения в пространстве, развивается глазомер, уточняются и закрепляются знания об основных цветах и их оттенках.
Примерные задания:
- Назови, какого цвета самая длинная (короткая) палочка.
- Какой формы белая (голубая, оранжевая) палочка.
- Выложи все красные палочки слева от себя, а голубые — справа.
- Какого цвета палочки длиннее (короче) фиолетовой.
- Выложи все палочки в ряд в порядке убывания. Какого цвета палочка стоит между…
Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности
При конструировании из палочек у детей развивается умение устанавливать связь между создаваемыми конструкциями и реальными объектами окружающего мира.
Моделирование из палочек по замыслу даёт детям возможность путём проб, сравнений, обследовательских действий самостоятельно подбирать нужный материал. Дети учатся выдвигать предположения и самостоятельно их проверять, осуществляя практические и мыслительные действия.
Примерные задания:
- Выложи из любых палочек мебель для куколки.
- Выложи разные машины, самостоятельно подбирая палочки.
- Выложи коврик для собачки из любых палочек.
- Выложи из палочек любых животных.
Формирование элементарных математических представлений
Использование цветных палочек Кюизенера позволяет развивать у дошкольников представления о числе на основе счёта и измерения; формировать осознание соотношений «больше — меньше», «больше — меньше на…»; формировать умение делить целое на части; находить состав числа из единиц и двух меньших чисел; упражнять в порядковом и количественном счёте; измерять объект условной меркой. Развивается умение различать и называть геометрические фигуры; происходит ознакомление с пространственными отношениями (слева, справа, вверху, внизу и т. д.)
Примерные задания:
- Белая палочка обозначает число 1. Положите под розовой палочкой столько белых, чтобы их края уравнялись. Сколько белых палочек уместилось под розовой, такое число и будет обозначать розовая палочка. Самостоятельно определите числовое значение жёлтой палочки (голубой, красной и т. д.).
- Разложите карточки с цифрами по порядку. Положите к каждой цифре палочку соответствующую данному числовому значению.
- Я назову число, а вы покажите соответствующую палочку (и наоборот).
- Разложите палочки в порядке убывания (от самой длинной к самой короткой).
- Сосчитайте сколько всего палочек. Назовите, которая по счёту красная палочка (синяя, оранжевая и т. д.).
- Выложите из палочек треугольник, ромб, квадрат, многоугольник и т. д.
- Разложите палочки на листе так: в левый верхний угол положите синюю палочку, в верхний правый угол — красную, в левый нижний угол — розовую, в правый нижний — фиолетовую. Белую палочку положите на середину листа.
Предметный мир
Используя палочки Кюизенера как мозаику или конструктор, дети могут создавать конструкции различных предметов, а также предметов по лексическим темам, что способствует усвоению видовых и родовых представлений.
Развитие речи
Палочки Кюизенера позволяют упражнять детей:
- В использовании сравнительных прилагательных: длинный, длиннее, самый длинный; короткий, короче, самый короткий.
- В построении предложно-падежных конструкций.
- В употреблении порядковых и количественных числительных.
- В запоминании и назывании основных цветов и их оттенков. Изучение алфавита
На приведённых примерах мы убеждаемся, что дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности.
Похожие записи:
Палочки Кюизенера, как средство развития логики у детей с ОВЗ
НОД с детьми старшей группы
Игры для дошкольников с палочками Кюизенера
Конспект занятия с детьми средней группы «Плоты на реке»