Мастер – класс для родителей «Синквейн в речевом развитии дошкольников. Ознакомление с лэпбуком и методическим пособием»
Цель: Познакомить родителей с приемами , способами составления Синквейнов; научить использовать знания и умения в работе с методическим пособием, а так же с детьми в домашних условиях.
Задачи:
1. Объяснить значение использования синквейнов в работе над развитием речи детей.
2. Вызвать интерес к составлению синквейнов.
3. Научить приемам совместной деятельности, вовлекая в работу членов семьи.
Участники «Мастер – класса»: родители воспитанников логопедической группы, дети, воспитатель.
Предварительная работа:
1. Организация пространства для проведения «Мастер – класса».
2. Подготовка листов бумаги и карандашей.
3. Изготовление алгоритма составления синквейнов.
4. Подготовка образцов синквейнов.
5. Составление конспекта, нахождение необходимого методического материала.
6. Подготовка памяток, рекомендаций для родителей.
7. Изготовление лэпбука по составлению синквейнов.
8. Организация родителей на практическое занятие «Мастер – класс».
План проведения «Мастер – класса»:
1. Теоретическая часть: рассказ воспитателя о необходимости составления синквейнов.
2. Работа с детьми, предшествующая составлению синквейнов.
3. Демонстрация составления синквейнов.
4. Советы по составлению синквейнов.
5. Знакомство с разными видами работы над синквейнами.
6. Ознакомление с лэпбуком и его использованием.
7. Раздача памяток для родителей.
8. Обмен мнениями, впечатлениями.
Ход «Мастер – класса»
Здравствуйте, уважаемые родители, тема сегодняшнего мастер класса «Синквейн в работе по развитию речи» как вы знаете одним из важных условий развития ребенка является его умение общаться с окружающими людьми. Общение, умение устанавливать контакт не только с близкими, значимыми для ребенка людьми, но и гармоничное сотрудничество со сверстниками, позволяет ребенку познавать себя, стимулирует его психологическое развитие и способствует формированию личности.
Начиная с раннего возраста, взрослые, посредством общения, передают модель окружающего мира. Через примитивную игру и рассказывание сказок сообщают о взаимоотношениях между людьми, помогают понять причинно-следственную связь.
Постепенно ребенок переходит из зоны влияния значимых для него близких людей в зону контактов со сверстниками. Здесь как раз и проявляется характер ошибок взаимодействия «взрослый-ребенок». Именно слова, переданные вербальными формами отношений и невербальными — в виде поступков и действий взрослых, определяют дальнейшее психологическое развитие ребенка и его потребность в общении. Они также способствуют развитию коммуникативных отношений и влияют на эмоциональную окраску этих отношений.
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Пример синквейна
Дети
Любимые, ласковые
Играют, радуют, умиляют
Дети – цветы жизни.
Счастье.
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать свое мнение, анализировать, обобщать, объединять и кратко излагать.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Сначала знакомим детей с понятиями: «слово», «слово – предмет», «живой – неживой предмет», «слово – действие», «слово – признак», «предложение».
Учим детей графически обозначать эти понятия. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их реальное написание.
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.
В чем же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Правила составления синквейна.
Синквейн состоит из пяти строк:
1. Первая строка – одно слово, существительное, отражающее главную идею (заголовок, тема).
2. Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие признак предмета, о котором идет речь.
3. Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действие предмета, о котором идет речь.
4. Четвертая строка – предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме.
5. Пятая срока – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Составление синквейна с родителями, используя алгоритм составления синквейна.
1.
Кукла.
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается.
4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.
Советы по составлению синквейнов
1. Начинать учить детей составлять синквейны надо с хорошо знакомых им
тем («Семья», «Детский сад», «Овощи»…).
2. Надо помогать детям в подборке слов, используя картинки, предметы.
Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то взрослый может спросить, как назвать его по-другому (папа, мужчина; тетя, мама, женщина; девочка, дочка, внучка; бабушка, старушка). Взрослый требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет. Также называть признаки предметов, действия предметов…
3. Можно поиграть в игру «Отгадай предмет по описанию». Взрослый называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий). Ребенок называет предмет (огурец). Затем наоборот, ребенок называет признаки предметов, а взрослый отгадывает.
4. Нахождение слов, подходящих к графическим изображениям (костер, солнце; горит, светит; яркий, жаркое).
5. Составление синквейнов в конце изученной лексической темы.
6. Дети, умеющие читать, печатают слова. Дети, не умеющие читать, создают устные сочинения с опорой на схему или зарисовывают карандашом вместе с родителями.
7. В конце работы дети должны прочитать свое произведение, сидя в «поэтическом кресле». Можно сопровождать чтение стихов музыкой.
Виды работы над синквейном
1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего).
2. Составление синквейна по прослушанному рассказу.
3. Коррекция и совершенствование готового синквейна (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).
4. Можно использовать синквейн:
- на занятиях для закрепления изученной лексической темы;
1.
Береза.
2. Тонкая, белоствольная.
3. Растет, зеленеет, радует.
4. Береза – символ России.
5. Дерево.
- для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте;
1.
Звуки речи.
2. Гласные, согласные.
3. Слышим, произносим, выделяем.
4. Звуки складываются в слова.
5. Речь.
- на занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ;
1.
Заяц.
2. Белый, пушистый.
3. Прячется, боится, убегает.
4. Я жалею зайца.
5. Дикое животное.
В зимнем лесу живет белый, пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.
Сейчас я вам хочу предложить составить синквейн о божьей коровке, такой синквейн недавно составляли ваши дети.
Теперь посмотрим, как у вас получится это сделать.
Божья коровка
Круглая, разноцветная
Летает, ест, ползает.
Божья коровка откладывает яйца.
Насекомое
5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов…».
6. Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).
Сейчас я бы хотела вас познакомить с информацией в виде
Лэпбука о синквейне.
В нём представлены картинки по временам года, которые надо описать словами - предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Так же имеются картинки предметные, с признаками, с действиями.
Надо подбирать к каждому предмету свой признак и действие тоже в виде картинки.
В Лэпбуке находятся ещё и синквейны, составленные о героях сказок и сказочных предметов. В этих синквейнах надо добавить какое-то слово, которое обозначает предмет, признак, действие или угадать о каком предмете или герое идёт речь.
Заключение
При творческом использовании синквейна, он воспринимается детьми как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.
Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении усвоения понятий и их содержания, расширении словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу. Спасибо за внимание!
А закончить наш мастер-класс я предлагаю работой с тестом.
Вам сейчас предстоит вылепить божью коровку со своими детьми из теста, в сопровождении психолога.
Всем спасибо за внимание и выполненную работу.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока семейной любви для родителей и педагогов
Первая встреча с родителями в родительском клубе в детском саду
Конспект родительского собрания в детском саду о здоровье с презентацией
Родительское собрание в детском саду
Похожие статьи:
Темы родительских собраний в подготовительной группе по ФГОС на год
Первое родительское собрание в подготовительной группе в сентябре
Родительское собрание в подготовительной группе. Нравственное воспитание
Родительское собрание в подготовительной группе. Здоровый образ жизни
Родительское собрание в детском саду. Агрессивность детей