Конспект открытого занятия в старшей группе для педагогов ДОУ «Использование инновационной технологии Синквейн в речевом развитии дошкольников»
Автор: Мархель Ирина Алексеевна, воспитатель, Ленинградская область
Цель: закрепить умение составлять Синквейн (нерифмованное стихотворение) с применением методического пособия.
Задачи:
- Расширить, уточнить и закрепить представление, познавательные знания о первоцвете « Одуванчике», с использованием методического пособия для составления стихотворения о цветке.
- Активизировать и обогащать словарь детей для выделения характерных особенностей, посредством подбора картинок со Словами-предметами
Словами-признаками
Словами-действиями
Словами-ассоциаций, а также выделением слов из контекста загадок и проделанных действий в физминутках.
- Развивать слух, связную, диалогическую речь, логику, внимание, наблюдательность, память, воображение, координацию движений, мелкую моторику.
- Закреплять счёт, цвет, форму.
- Вызвать эмоциональный положительный отклик от просмотра презентации о цветке и от возможного его описания в стихотворной нерифмованной форме, с помощью картинок.
- Развивать интерес к технологии Синквейн.
- Формировать у детей навыки общения со взрослыми и сверстниками.
- Продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы по их содержанию, полным ответом.
- Поощрять высказывания детьми собственных мыслей, мнений, ассоциаций.
- Воспитывать основы экологического мировоззрения.
- Активизировать интерес детей к созерцанию красоты в природе, прививая бережное отношение.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно, как ярко светит солнце! Как вы думаете, почему оно так ярко светит, (
ответы детей).
Верно, оно радуется тому, что время года – весна. Тому, что солнце всех будит и согревает своими тёплыми лучами.
А вы ребята, радуетесь солнцу? (
ответы детей).
Тогда становитесь в круг и вы сейчас покажите, как же вы умеете радоваться? (
улыбаются, смеются).
Улыбнитесь друг другу чтобы всем стало радостно.
Ну, вот и хорошо.
Ребята, а вы, наверное, уже заметили, что в группе мы не одни. К нам пришли гости. Давайте, им тоже подарим тепло своей улыбки и поприветствуем их словами.
Рады, рады мы гостям.
Улыбаемся все вам.
Улыбнитесь и вы нам.
Присаживаемся теперь на стулья. (
Стулья стоят перед экраном проектора и столов нет).
Ребята, вспомните и скажите мне, пожалуйста, а кто ещё, радуется весеннему солнышку? Ответы: (
деревья, животные, кусты, трава, птицы, ручейки, насекомые, цветы).
Сейчас я вам загадаю загадку о цветке, который тоже радуется теплу и даже чем-то похож на солнце. И мы с вами попробуем, в дальнейшем, составить об этом цветке синквейн, используя нашу ёлочку.
Давайте вспомним с вами сколько строчек в синквейне (пять)
Правильно.
1 строчка – кто? что?
2 строчка – какой? какая? какие?
3 строчка – что делает? что сделает?
4 строчка – составляем предложение.
5 строчка – называем ассоциации.
Вспомнили, повторили.
Теперь, слушайте очень внимательно и запоминайте слова в этой загадке. Отгадка к ней будет нашей первой строчкой синквейна.
Загадка
На лужайке возле леса
Жёлтые цветочки
Радуются солнышку
Круглые комочки
Знают девочки и мальчики
Это – (
одуванчики).
1 слайд - картинка с изображением большого количества одуванчиков.
Ребята, а о каком количестве говорится в загадке и вы видите сейчас на экране это ? (
о большом, их много).
А как мы скажем, если он будет один? (
одуванчик).
Верно.
2 слайд - на экране появляется картинка с изображением одного одуванчика.
Итак, какой нам надо задать вопрос к слову - одуванчик. (Кто? или Что?), (
ответы детей). Почему - Кто? (
ответы детей).
Вот и появилась первая строчка нашего синквейна в виде картинки – одуванчика, которую я сама прикреплю, а остальные строчки будете заполнять вы.
Если вы внимательно слушали загадку, то вспомните, какими словами в загадке были описаны одуванчики и как можно описать наш одуванчик на экране? Какой он?
Эти слова и будут наше какой строчкой? (
второй) .
Дети: (
Круглый, жёлтый и т.д.).
Воспитатель: Назвали много, но так как вторая строчка, то должно быть два слова. Давайте выберем основные.
Кто-то из детей выходит и крепит картинки слова-признаки.
А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, выполняя действия.
Физминутка
Вот растёт наш одуванчик (
присели и поднимаются)
И качаясь на ветру, (
слегка покачивают руками над головой)
Наклоняется цветочек
В сторону одну, другую. (
наклоняются в разные стороны с поднятыми руками).
А потом опять встаёт
И по - прежнему растёт. (
снова подняться на носочках и потянуть руки вверх)
(
2 раза).
Ребята, давайте теперь вспомним, какие действия вы выполняли, как одуванчики? Что может делать или делает этот цветок? (
растёт, качается, наклоняется).
Правильно.
Это какая строчка нашего синквейна? (
третья).
Кто-то из детей выходит и крепит картинки слова-действия к ёлочке.
А сейчас будет посложнее задание. 4 строка нашего синквейна. Составь предложение. Если это четвёртая строчка, значит сколько должно быть слов? (
четыре).
Для того, чтобы вы смогли составить предложение , вам надо сейчас посмотреть на экран и ответить на мой вопрос.
3 слайд
Какого цвета стал одуванчик?
Дети: (Одуванчик стал белого цвета).
Верно.
Вызываю ребёнка, чтобы поставить картинку в четвёртом ряду. 4 слова - 4 картинки.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, почему одуванчик меняет цвет? А может быть кто-то из вас знает уже, почему так происходит? (
ответы детей).
Просмотр видео о жизни одуванчика – 3 минуты.
Вот и осталась последняя строчка нашего синквейна , пятая, – ассоциации. Это основа всей ёлочки.
Это такие слова, которые у вас возникнут в голове, когда я скажу слово одуванчик, что может быть связано с этим словом, подумайте! (
ответы детей).
А теперь нам надо на пятую строку поместить только одну картинку со всеми ассоциациями, которые вы назвали.
Вызвать ребёнка для того, чтобы прикрепить картинку.
Ребята, давайте прочитаем с вами, что же у нас получилось? Какой синквейн мы смогли составить?
Повторяем по строчкам.
1. Одуванчик.
2. Одуванчик жёлтый, круглый.
3. Он Растёт, качается, наклоняется.
4. Одуванчик стал белого цвета.
5. Это цветок.
Ребята, вы настоящие поэты. Понравилось вам ваше стихотворение, а занятие понравилось? А что больше всего понравилось?
Вы очень старались, я угощу вас сладостями, такого же цвета и формы, как солнце и одуванчик.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в сказку»
Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе
НОД в старшей группе. Театры и музеи Москвы
Конспект образовательной ситуации в старшей группе на тему «Чувашская одежда»
Похожие статьи:
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Образование чисел 4 и 5
Занятие «Снежная Королева» в старшей группе