Конспект НОД в старшей группе по сказкам
Автор: Борисова Елена Александровна воспитатель МБДОУ «Детского сада «Алёнушка» поселка Апраксино» Костромского муниципального района Костромской области
Описание материала: данный материал будет полезен воспитателям старшей группы, реализующим программу «Детство». Конспект направлен на развитие у детей интеллектуальных способностей. Конспект НОД можно использовать при развитии у детей математических представлений, при формировании знаний о ценности природы.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в сказку»
Образовательная область: Познание
Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных способностей.
Задачи:
1. Активизировать освоенные детьми умения классифицировать по цвету, форме, размеру.
2. Активно включать в коллективные познавательные игры, общение со сверстниками по поводу поиска рациональных способов выполнения задания
3. Развивать логическое мышление, память, умение пользоваться кодовыми карточками.
4. Воспитывать культуру общения, доброжелательность к взрослым и сверстникам, стремление к активной деятельности, умение взаимодействовать со сверстниками.
5. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, здоровьесберегающем поведении.
6. Снимать психоэмоциональное напряжение в процессе образовательной деятельности.
7. Снижать утомление, статическое напряжение, зрительное напряжение при выполнении заданий.
8. Соблюдать гигиенические условия к просмотру материала с использованием мультимедийной установки.
Методы: Словесный, практический, наглядный.
Приёмы:
1. Словесные (беседа, чтение художественной литературы, вопросы, уточнения, педагогическая оценка).
2. Наглядные (демонстрация презентаций).
3. Практические (моделирование игровой ситуации).
Материалы и оборудование: Блоки Дьенеша, счётные палочки, кодовые карточки, книга «Гуси- лебеди», картинка с гусями, лягушкой, цаплей, игра «Поясок», «Квадрат Воскобовича» , «Змейка» , «Колумбова яйцо», «Вьетнамская игра», «Танграм», «Математический планшет», гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.
Предварительная работа
Чтение сказки «Гуси- лебеди», наблюдение за деревьями на участке, дидактические игры с блоками Дьенеша, счётными палочками, квадратами Воскобовича, с головоломками «Змейка», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Танграм», беседа «Контакты с незнакомыми людьми» (безопасность).
Интеграция:
Ф (формировать осознанную потребность в двигательной активности)
З (способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопасного поведения)
Б (развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе)
С (развивать умение выражать доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к общению и сотрудничеству)
П ( формировать знания о ценности природы- эстетическая, практическая)
К (развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности),
(поддерживать интерес к литературе),
М (стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев).
Приветствие «Общий круг»
Воспитатель говорит:
«Давайте сядем так, чтобы каждый из вас видел всех детей и меня и чтобы я могла видеть каждого из вас».
Дети принимают решение, что надо образовать круг. Затем взрослый предлагает каждому поздороваться глазами со всеми по кругу. «Я поздороваюсь первая». Воспитатель заглядывает в глаза каждому ребёнку, слегка кивает головой и дотрагивается до его плеча. Дети поочерёдно продолжают приветствие.
Цель:повышение общего эмоционального фона, улучшение психологического климата в группе, развитие дружеских взаимоотношений между детьми.
Нам сегодня в группу пришла посылка с книгой , а как она называется, вы узнаете, отгадав загадку.
Как за темными лесами да за горными долами
Жили стаи лебедей - злобных хищников гусей.
Гуси деток воровали, что из дому убегали.
Уносили за леса, да неведомо куда.
(Воспитатель достаёт книгу)
Сколько звуков в названии сказки (10)
Сколько гласных (5)
Сколько согласных (5)
О чём эта сказка? Что случилось в этой сказке? Почему это произошло? Можно оставлять младших братьев без присмотра?
Как мы можем помочь девочке?
(Отправиться вместе с ней на выручку братца)
Давайте скажем волшебные слова и окажемся в этой сказке.
Вправо, влево повернись,
Быстро в сказке очутись.
В Алёнушку у нас превратится Катя, а мы будем её помощниками.
Сколько гусей налетело?
Дидактическая игра «Счёт парами»
Цель: закрепить умение считать парами.
На иллюстрации нарисованы гуси, но у них видны только лапы.
Задание: сосчитай, сколько гусей нарисовано.
Прибежала девочка, посмотрела- нет братца и побежала его искать. Видит, Яблонька стоит в диких яблочках лесных. (слайд)
-Посмотрите, какая яблонька?
-Дети, у кого дома растёт яблоня? А ещё где вы видели яблоню, когда идёте в детский сад? Полюбуйтесь, какие бывают яблони .
(На экран проецируются изображения яблонь)
Посчитайте, сколько яблок? Чем она полезна? Что можно приготовить из яблок? ( На экран проецируются изображения продуктов питания, приготовленных из яблок). Как надо заботиться о плодовых деревьях?
(Ответы детей)
«Яблонька, скажи, куда гуси лебеди полетели»
«Выполни моё задание- тогда укажу путь»
Дидактическая игра «Развесь яблоки»
(на магнитной доске – изображение яблони, вырезанные яблоки из цветного картона 3-х цветов)
Цель: развивать логическое мышление.
Задание: развесь яблоки на яблоне так, чтобы рядом не было яблок, одинаковых по цвету.
Показала яблонька дорогу.
Вот, бежит, куда не знает, а пред нею Печь стоит.
«Печка, печка, куда гуси- лебеди полетели?»
«Скажу, когда достанешь мои пирожки и разложишь в коробочки».
Пальчиковая гимнастика.Дидактическая игра «Разложи пирожки» с блоками Дьенеша
Цель: закрепить умение классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме.
Задание: разложи фигуры по соответствующим ячейкам
(по цвету и форме)
А Аленка повернула, прямо к Речке побежала.
- Речка, Реченька! Скажи, гуси-лебеди куда
Понесли еще вчера братца? Путь мне укажи!
«Покажу, если выполните моё задание»
Дидактическая игра «Где живёт лягушонок?»
Цель: закрепление навыков порядкового счёта.
Сюжет
На речке жили цапля и лягушонок. У каждого из них была своя кочка- домик. Цапля жила между четвёртой и шестой кочками, считая слева. А лягушонок помнил только, что его домик находится на пятой кочке.
Вопросы: Где живёт лягушонок? Как лягушонку найти свой домик?
Варианты ответов:
1. Лягушонок живёт на пятой кочке, если считать слева направо.
2. лягушонок живёт на любой кочке, где нет цапли.
3. Лягушонок живёт на пятой кочке, если считать справа налево.
Вывод:
Место предмета зависит от порядка и направления счёта.
Игры-головоломки со счётными палочками
Цель: развивать логическое мышление.
Задание1. Из 5-ти палочек постройте 2 треугольника.
Задание 2. Из 7 палочек постройте 2 квадрата.
Гимнастика для глаз «Кот Леопольд»
(компьютерная гимнастика для глаз)
Физминутка
Показала речка дорогу. Бежала девочка, бежала и прибежала к избушке Бабы- Яги. Посадила она девочку шить , а сама пошла баню топить, чтобы девочку вымыть, зажарить и съесть. Испугалась девочка, вдруг из- под печки выскочил мышонок и говорит:
«Девочка, дай мне угощения, я тебе добренькое скажу».
Давайте поможем девочке напечь угощения для мышонка.
Игры- головоломки
1. «Квадрат Воскобовича» , «Змейка»
Задание: выложи мышку, которая пришла к девочке.
2. «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Танграм»
Задание: выложи по образцу «угощения» для мышки.
3. «Математический планшет»(стр. 18) Б.Б. Финкельштейн
Цель: развитие мелкой моторики.
Задание: выложи с помощью резинок на планшете яблоко.
Обрадовался мышонок угощенью: «Девочка, бери братца, и беги, а я за тебя буду шить».
Подхватила Алёнушка братца и побежала домой. И больше она братца одного не оставляла и слушалась папу и маму.
В благодарность нам за помощь Алёнушка даёт подарок.
И нам с вами пришла пора возвращаться в детский сад.
Но это не так просто сделать, Баба- Яга не выпустит нас из сказки, пока мы не выполним её задание.
Игра « Чего не стало»
«Волшебный поясок» Б.Б. Финкельштейн
Цель: развивать память, внимание.
Задание: поясок с картинками одевается на ведущего, дети встают в круг вокруг него, рассматривают 1- 2 минуты, закрывают глаза, ведущий вынимает из «пояска» картинку и прячет её. Дети должны угадать, какой именно картинки не стало.
Вправо, влево повернись,
В группу ты свою вернись.
Дети, где вы сегодня побывали? Что расскажете дома? Что получилось? Что вызвало затруднения? Покажите , как вы оцениваете свою работу с помощью цветной шкалы. Карточки с двумя цветами- красным и зелёным.
Задание: если вы считаете, что у вас всё получилось, покажите зелёный цвет, если что- то вызвало затруднения- красный.
Используемая литература
1. «Математика до школы». Ч.1 :А. А. Смоленцева, О. В. Пустовойт. Ч.2 :Игры- головоломки/ составители З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая изд. «Детство- Пресс» Санкт – Петербург 2003 г.
2. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников» изд. «Детство- Пресс» Санкт – Петербург 2004 г.
3. Е. Н. Панова «Дидактические игры- занятия в ДОУ» (младший возраст, старший возраст) (как работать с блоками Дьенеша) ТЦ «Учитель» Воронеж 2000 г.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе по теме: «Экспедиция в тайгу»
Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Сундучок здоровья»
Интеллектуальная викторина "Что? Где? Когда?" в старшей группе
Конспект НОД в старшей группе по теме «Наши умные помощники»
Похожие статьи:
Конспект НОД для старшей группы детского сада
Познавательное занятие в старшей группе
Конспект НОД в старшей группе. Экскурсия в природу
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе
Конспект НОД в старшей группе по теме: «Математика – логика»